Завершая тему LaTeX, кратко расскажу о создателе наборной системы TeX, Доналде Кнуте, которого я кратко упомянул в первой части статьи.
Доналд Эрвин Кнут, помимо своей академической деятельности на поприще математики, дал миру одну из мощнейших систем компьютерной верстки - TeX и средство для создания шрифтов - METAFONT. Если читатель найдет в TeX и METAFONT ошибку, о которой не известно ранее, Кнут обещает выплатить нашедшему награду в $327.68. А исправления к его книгам, "The TeXbook" и "The METAFONTbook" (да и многих других его книгах) он оценивает в $2.56. Почему 2.56? Это ровно 1 шестнадцатеричный доллар.
Кнут является также автором такого же фундаментального, как и "Искусство программирования", пятитомника Computers and Typesetting, посвященного компьютерной верстке, а в частности тем же TeX и METAFONT. Книги Кнута довольно хорошо известны отечественным читателям в переводах.
Кнут нумерует версии TeX , продолжая дробную часть числа Pi, то есть 3.1, 3.14 и так далее. А версии METAFONT нумеруются сходным образом, только за основу взято число E. Кнут - поклонник органной музыки и держит один такой инструмент у себя дома. Кнут не общается по электронной почте - по его словам, он пользовался e-mail с 1975 по 1990 годы и этого ему теперь хватит на всю жизнь. На письма он отвечает лишь по обычной, бумажной почте, причем только в один день каждый три месяца, на все накопившиеся письма сразу.
У Кнута есть более чем информативная домашняя страница: кроме научных материалов, там можно обнаружить даже скриншот его рабочего стола и используемый им конфигурационный файл к Fvwm2. А свои книги Кнут пишет в Emacs.
Отойдем теперь от науки и разметки текста в LaTeX. LaTeX - не панацея, и верстать в нем толстый, насыщенный цветной графикой, выносками и прочими прибамбасами журнал не то чтобы сложно, а не совсем реально. Конечно же, если не считаться с человеко-часами и бросить на такое дело роту или целый полк специалистов по LaTeX, то может быть, выйдет толк. Не поймите превратно - LaTeX очень хорош для верстки книг, научных изданий и так далее, но для более динамичного содержимого нужен совсем другой инструмент.
В мире Mac OS и Windows такими инструментами служат Quark XPress и Adobe InDesign. Под Linux подобных продуктов долгое время не существовало. А потом родился Scribus. Его разработчики не ставят перед собой цель по созданию конкурента Quark XPress или Adobe InDesign, нет - они просто делают DTP-приложение для Linux.
Scribus предлагает пользователю практичный интерфейс, чем-то сходный с Quark XPress и если вы пользуетесь последним, то пересесть за Scribus не составит проблем. Кроме того, благодаря усилиям Александра Прокудина, Scribus очень профессионально русифицирован (кстати, интерфейс продукта переведен на 30 языков!). Касаясь темы поддержки русского языка, отмечу, что Scribus умеет расставлять переносы в русском тексте, что очень важно.
С поддержкой CMYK все нормально (Scribus умеет импортировать PSD в CMYK, не говоря уже о TIFF). Для цветоделения Scribus использует библиотеку Little CMS, и умеет выводить данные в PDF (включая PDF/X-3) и EPS.
Чего Scribus не умеет, так это импортировать файлы форматов Quark XPress и Adobe InDesing - потому, что это частные, закрытые форматы. Собственный формат Scribus'а полностью открыт и основан, разумеется, на XML. Кроме того, в плане понимания форматов Scribus "сотрудничает" с OpenOffice.org - из OOo Writer можно импортировать текстовые документы с сохранением стилей, а из OOo Draw импортируются графические объекты. Что до векторной графики, то поддерживается и вездесущий SVG.
Использование Scribus'а среди профессионалов сейчас не экзотика - правда, это в странах, где прижучили пиратов. У нас же, в силу того, что народ с детства приучен к халявному софту и потому испытывает зависимость от коммерческого ПО, то переход на Scribus напрямую зависит от того, как скоро верстальщики пересядут на Linux (замечу, я говорю лишь о времени, не о возможности).
В нише программного обеспечения для настольного издательства, помимо систем верстки, неизменно присутствую еще две категории софта - редакторы векторной и растровой графики. Векторную графику в Linux достойно представляет Inkscape - проект, созданный на основе другого редактора, Sodipodi, и начавший развиваться в собственном направлении.
Если помните, была под Windows такая программа для создания векторной графики - Xara - небольшая, гибкая и удобная. Потом ее, кажется приобрел Corel. Так вот, Inkscape по ощущению больше всего напоминает эту Xara - то есть отличный инструмент, однако калибром меньше, чем Adobe Illustrator и Corel Draw!. Я не сравниваю Xara и Inkscape в прямом смысле, потому что Inkscape заточена только под векторную графику, а Xara предоставляет широкие возможности редактирования как векторных изображений, так и растровых.
Впрочем, у Inkscape тоже некоторые функции в этом плане имеются - например, трассировка растра в векторный формат. Родной формат Inkscape - это SVG. А поскольку SVG - тот же XML, то Inkscape оснащен редактором XML, который отображает структуру документа и позволяет напрямую редактировать все его элементы. Но безусловно, основной способ работы с Inkscape - обычный, в WYSIWYG-режиме. Стандартный набор графических примитивов - прямоугольники, окружности, спирали. Инструменты - каллиграфия, кривые Безье, текст (который можно пускать по заданному пути). Очень сильно развит в Inkscape движок градиентов - я такого нигде, кроме Sodipodi и Inkscape, не видел. Поддерживаются слои.
При разработке программы учитывались рекомендации GNOME HIG (руководство по построению пользовательского интерфейса для среды GNOME) и, надо сказать, рекомендации были реализованы с пользой - работать с Inkscape очень просто и удобно.
Inkscape умеет сохранять документы не только в своем формате, но и в форматах Adobe Illustrator, Postscript, Incapsulated Postscript, PNG и так далее. В комплект поставки Inkscape входит ряд учебников в формате SVG (они доступны в меню Помощь > Учебники) и часть их переведена на русском. Можно сразу читать и пробовать примеры прямо в тексте, интерактивно.
Теперь обратимся к растровым редакторам. Название "GIMP" на слуху уже и доброй части Windows-пользователей. Объем статьи не позволяет мне остановиться на GIMP'е подробно, да и сказано о нем уже немало. GIMP - это линуксовый аналог Photoshop, только без такой глубокой поддержки CMYK и без слоевых эффектов. В остальном GIMP вполне сопоставим с Photoshop, хотя можно утверждать, что у GIMP наблюдается больший крен в сторону веб-графики. GIMP хорошо локализирован на русский (да и пользовательская база в странах бывшего СССР у него довольно велика). Относительно медленно, но уверенно улучшается в GIMP поддержка CMYK, а с переходом продукта на новую библиотеку поддержки графики можно прогнозировать, что по работе с цветом GIMP выйдет на уровне Photoshop и тогда - держись, издательский мир!
http://www.getinfo.ru/article712.html
Последние комментарии
3 часа 39 минуты назад
4 часа 5 минуты назад
4 часа 8 минуты назад
4 часа 41 минуты назад
5 часа 15 минуты назад
5 часа 24 минуты назад
5 часа 37 минуты назад
5 часа 42 минуты назад
5 часа 50 минуты назад
5 часа 55 минуты назад