Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) уже год пытается собирать 1% от стоимости всевозможных электронных устройств и носителей информации так называемый налог на болванки. Как выяснил «Маркер», большинство производителей и импортеров не платят этот сбор и как их за это наказать, в РСП не знают.
В ноябре прошлого года правительство России приняло постановление № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Этот документ и приложения к нему «оживили» давно существовавшую в Гражданском кодексе норму о вознаграждении правообладателям за копирование их произведений гражданами. По российским законам копирование в личных целях не запрещено — но авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение. Постановление № 829 определило, с каких товаров и в каком размере надо платить, и как собирать эти деньги.
В России ставка сбора оказалась сравнительно низкой — 1%, в других странах можно встретить и 5–7%. Зато ассортимент подпадающей под сбор техники у нас чрезвычайно широк — это не только CD- и DVD-болванки, жесткие диски, флешки и другие носители информации, но и компьютеры, видеомагнитофоны, мобильные телефоны, фотоаппараты и т.п. В список попали и устройства, с помощью которых копировать музыку или видео невозможно, — например, магнитолы без функции записи или беспроводные телефоны DECT. Причем 1% нужно платить от «таможенной стоимости единицы оборудования», то есть от стоимости всего ноутбука или DVD-проигрывателя, а не только жесткого диска или карты памяти.
По словам директора департамента по работе с плательщиками РСП Сергея Филиппова, в России около 4 тыс. компаний-импортеров техники, подпадающей под «налог на болванки». Объем ввоза оборудования, с которого надо взимать сбор, — 300 млрд рублей. Казалось бы, возглавляемый Михалковым союз должен собирать 3 млрд рублей ежегодно. Но, как ранее сообщал РСП, в 2010 году было получено только 38 млн рублей. Показатели нынешнего года союз не разглашает.
По словам, Филиппова, около 150–200 импортеров в сумме контролируют 90% ввоза оборудования. И не больше трети этих компаний платят Российскому союзу правообладателей. В этом году союз работал с добросовестными плательщиками, объясняет ситуацию представитель РСП. В будущем году сделают акцент на работе с теми, кто делиться доходами не хочет. Списки «несогласных» передают в правоохранительные органы, таможне и Министерству культуры. Но Сергей Филиппов не смог объяснить, какие кары положены за неуплату 1% сбора.
За неуплату «авторского сбора» очень сложно наказать, считает сотрудник международной юридической фирмы DLA Piper Марина Лякишева. Даже оштрафовать не получится. Можно только пытаться взыскать неполученные деньги через суд. По мнению президента Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александра Онищука, судиться по поводу неуплаты сбора будет непросто. Ведь возможный ущерб правообладателям наносят не импортеры, а конечные пользователи, копирующие музыку и видео.
Тем временем РАТЭК уже обращалась в правительство с просьбой сузить список техники, с которой надо платить 1%. О том же просила премьера Владимира Путина и отраслевая ассоциация компьютерного бизнеса АП КИТ, рассказывает ее глава Николай Комлев. После обращения АП КИТ Путин дал поручение Минэкономразвития рассмотреть ситуацию — сейчас в правительстве изучают полученный от этого ведомства ответ. По имеющейся информации, Минэкономразвития предложило снизить ставку сбора для некоторых видов техники.
Как признает Филиппов, РСП проводит индивидуальные переговоры с импортерами, обсуждая с ними, сколько и за какие товары надо платить. Такая ситуация не нравится РАТЭК, так как разные компании оказываются в неравных конкурентных условиях. Если уж надо платить однопроцентный сбор, то РАТЭК предлагает превратить его в налог и собирать его со всех поровну — через таможню.
«Авторский сбор» невозможно преобразовать в налог, считает начальник отдела авторского права Минкультуры Наталья Матусенко. Ведь налоги платят в пользу государства или муниципальных образований, а однопроцентный сбор — в пользу РСП и правообладателей.
Матусенко была удивлена, узнав, что РСП ведет индивидуальные переговоры с компаниями по поводу размеров обязательного сбора.
Между тем индивидуальные переговоры о размере обязательных платежей ведут и другие сборщики денег в пользу деятелей. К примеру, Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) взимает отчисления в пользу исполнителей песен, шоу и т.п. Ей платят рестораны, железнодорожники и некоторые торговые сети, в салонах которых звучит музыка. Как пояснил «Маркеру» представитель ВОИС Алексей Карелов, для сетей ставки варьируются в зависимости от числа объектов, региона, добровольности платежа.
Требую срочного введения налога на жадных режиссеров-неудачников
Отправить комментарий