Технология контроля скоростного режима автотранспорта, предложенная в России и проигнорированная отечественным Глонасс-сообществом, благополучно утекла на Запад. Теперь она готовится к внедрению в Великобритании, а в перспективе, вероятно – к продаже в Россию за валюту.
Как сообщили 15 сентября 2008 года британские, а вслед за ними – и многочисленные российские СМИ, в Великобритании готовится к внедрению национальная система сплошного, непрерывного и всеобъемлющего контроля скоростного режима всех автотранспортных средств. Система, реализованная в рамках концепции Intelligent Speed Adaptation (ISA), уже прошла испытания.
Концепция Intelligent Speed Adaptation предполагает внедрение в контур управления скоростью автомобиля узла, контролирующего его реальную скорость и препятствующего ее выходу за определенные для данного географического района пределы (сверху, хотя теоретически возможно и ограничение снизу).
Каким образом ограничивать скорость автомобиля, британские эксперты пока не определились. Это может быть устройство, жестко ограничивающее скорость автомобиля. Возможно также введение средства, предупреждающего водителя о нарушении скоростных ограничений.
Наиболее удобным, дешевым, точным и функциональным датчиком, отслеживающим скоростную динамику автомобиля, в нынешних условиях может являться, очевидно, GPS.
Британские специалисты утверждают, что отработанная в графстве Лидс система имеет хороший потенциал снижения аварийности на дорогах.
Убедительным свидетельством впечатления, которое произвела система предупреждения превышения скорости на британских водителей, стала готовность более чем половины из участвовавших в эксперименте добровольно установить в своей машине такую систему даже в том случае, если приобретать ее придется за свой счет. Водители были готовы раскошелиться, если ее стоимость составит около £111 и не превысит £500.
Интересно, что разработанная и готовящаяся к внедрению в Великобритании система чрезвычайно близка по сути своей к системе комплексного контроля движения на автодорогах с использованием Глонасс/GPS, предложенной в России более двух лет назад, очевидно (как показывает британский опыт) концептуально правильной и, несмотря на это, проигнорированной всеми разработчиками системы Глонасс.
Создание Глонасс-ошейников оказалось более насущной задачей, чем нормализация ситуации на российских дорогах, уносящих жизни десятков тысяч наших соотечественников ежегодно. Только в 2006 году на дорогах страны погибло свыше 30 тыс. наших сограждан и было ранено около 300 тыс.
Анализ обстоятельств, обусловивших нежелание рассмотрения очевидно небезынтересной идеи в России, поможет – на примере Глонасс – понять природу факторов, вызывающих технологическое отставание России вообще.
ISA-технологии разрабатываются уже больше десяти лет – необходимость разработки средств, ограничивающих реальную скорость автомобиля на дороге, очевидна и не требует пояснений.
Датчиком, позволяющим непрерывно во времени и в пространстве контролировать текущую скорость транспортного средства, являются приемники глобальных навигационных спутниковых систем – таких, как GPS, Galileo, Глонасс и другие. Точность GPS-приемников позволяет уже сейчас измерять скорость автомобиля с ошибкой порядка 1%, снижающейся с ростом скорости автомобиля.
С появлением недорогих, доступных и надежных GPS/INS-чипов появилась возможность непрерывного контроля скорости автомобиля даже на «проблемных» для спутников участках – например, в туннелях.
Проблемой оставалась организация «обратной связи» – цепи, обеспечивающей удержание скорости автомобиля в установленных для каждой конкретной области пределах. В Великобритании, например, рассматривается несколько альтернативных решений.
Российские разработчики из группы ГИС ИФВЭ предложили использовать для этой цели иной – «экономический» – механизм. Он позволил бы не только резко снизить стоимость бортового оборудования, но и предотвратить вмешательство автоматов в управление автомобилем в «проблемных» ситуациях, когда оно способно принести не пользу, но вред.
В июне 2006 года технология была представлена на I инновационном Форуме Росатома и вызвала интерес, в частности, у присутствовавших на Форуме сотрудников РНИИКП - головного разработчика Глонасс. По их просьбе для их руководства были подготовлены и переданы предложения по созданию Глонасс-системы контроля скоростного режима на дорогах.
Отклика не последовало.
В начале 2007 года технология была представлена на форуме по безопасности на автодорогах в МГТУ имени Баумана, затем – на первом Глонасс-форуме.
Год назад, в сентябре 2007 года предложения были представлены на российском Форуме по безопасности дорожного движения "Медиа-дозор" в подмосковном Дмитрове, на котором присутствовал, в частности, разработчик из Великобритании.
Не прошло и года, как в Туманном Альбионе испытания аналогичной системы были уже завершены, настал черед внедрения. Полное исключение основного фактора, обуславливающего аварийность на дорогах – нарушений скоростного режима – перестает быть фантастикой.
Отправить комментарий