Российские кинематографисты считают торренты воровством

О своем отношении к интернету, торрентам и пиратству в интервью корреспондентам Infox.ru рассказал Сэм Клебанов, продюсер и режиссер артхаусного кино, президент кинокомпании «Кино без границ».

— Вы полностью состоялись как артхаусный человек, как человек, занимающийся артхаусным кино. У вас нет ощущения, что наступила некоторая стагнация и хочется делать что-то еще?

— А я не считаю, что я полностью состоялся как артхаусный человек, потому что до тех пор, пока количество зрителей, которые смотрят артхаусные фильмы в России, зачастую меньше, чем количество зрителей, которые смотрят такие же фильмы в четырехмиллионной Норвегии, я могу сказать, что мне еще есть здесь чем заниматься.

— Какие основные трудности подстерегают арт-хаус в нашем прокате?

— Когда-то главной сложностью было хотя бы получить место в кинотеатрах под наши фильмы, убедить кинотеатры. Сейчас проблем нет, уже какой-то этап становления мы прошли. Все началось с кинотеатра «35 мм», который создавался совместными нашими усилиями как артхаусная площадка, какие-то еще другие площадки подтянулись.

Сейчас, конечно, трудность заключается в том, что своих зрителей как-то найти, вступить с ними в коммуникацию и замотивировать их, заманить в кинотеатры – непросто. Нам кажется, наших зрителей очень много. Даже если это один процент населения России, то это больше миллиона человек. В общем, жить можно. Но как-то они все разбросаны, дезориентированы, обычными каналами рекламы до них невозможно достучаться, потому что это будет стрельба из очень дорогой пушки по трудноуловимым воробьям.

Создать это комьюнити, создать потребность у людей, которые любят наше кино не смотреть скачанным в интернете в часто совершенно дурацком, неправильном, плохо начитанном переводе, а пойти увидеть его на большом экране. Вот это сложно. Мы видим какую-то тенденцию роста, но она очень медленная. Мы сейчас работаем над тем, чтобы достичь какого-то прорыва.

— А каким образом, как вы думаете, интернет можно использовать?

— Мы видим, что ключ к нашей аудитории – это прежде всего интернет. Потому что интернет – это с одной стороны, прежде всего вездесущий медиум, с другой стороны, медиум, который позволяет очень точечно вступать с людьми в контакт; который дает бесконечное количество вариантов, как вступить в контакты.

Вроде бы публика очень сегментирована, очень раздроблена, но ты можешь искать очень нужные тебе сегменты. Нужные веб-сайты, нужные социальные сети, нужные блогерские или твиттерские сервисы. Опять же свой сайт, который мы стараемся сделать более интересным, более насыщенным и вообще собираемся полностью реорганизовывать. Мы вкладываем серьезные деньги в разработку такого артхаусного портала, где будет и информация о наших фильмах, и новостная лента о мире авторского кино, и авторские колонки и блоги, и, конечно же, интернет-кинотеатр, где можно будет фильмы и загружать для своего пользования, и смотреть в режиме онлайн.

— Раз уж мы затронули тему интернета – поделитесь своим мнением по поводу торрентов.

— Понимаете, торренты – это в общем-то элементарное воровство. Понятно, что получать что-то на халяву гораздо для многих людей приятнее, чем платить за то же самое деньги. Многие люди даже не могут понять, почему я должен платить деньги за то, что можно скачать на халяву. Это все равно что, почему я должен зарабатывать деньги, если можно, немножко отработав ловкость рук, ездить в трамваях или в метро и вытаскивать кошельки из других карманов.

Многих, наверное, это сравнение покоробит, но так оно и есть. Потому что пользователи торрентов думают, что это бесплатно, на самом деле это труд, это работа, это вложение и сил, и времени, и денег других людей.

Кино – это технически очень сложный и дорогостоящий процесс. Это не картина, которую можно взять и у себя на чердаке нарисовать, а потом что хочешь с ней, то и делай. Ты можешь быть голодным художником и рисовать картины у себя на чердаке, тебе нужно, условно говоря, кусок фанеры и уголек, и ты можешь создать произведение. Это не рукопись, которую можно в свободное от работы время набрать на своем ноутбуке и положить в стол, или выложить в интернет, если тебе очень хочется.

Кино – это расходы от десятков тысяч до миллионов долларов. И как раз больше всего от торрентов страдает именно независимое и артхаусное кино. Потому что понятно, что фильм «Аватар» от торрентов не очень страдает. Они и так зарабатывают деньги в кинотеатрах. Большие голливудские студии, конечно, теряют какой-то свой сегмент благодаря торрентам. Но у них есть очень мощный рекламно-пропагандистский механизм, который по-прежнему позволяет им загонять большие массы людей в кинотеатры. И слава богу, потому что это дает деньги на существование киноиндустрии.

А вот для независимого кино это намного сложнее. Создатель какого-то артхаусного малобюджетного фильма не может себе позволить заклеить всю Москву наружной рекламой. И я знаю, очень часто люди, такие независимые артхаусные продюсеры, настоящие подвижники, для того чтобы снять фильм, закладывают свои дома, свои квартиры.

Один мой знакомый продюсер в Швеции продал винтажную «Ламборджини», которая ему досталась в наследство от отца. Чтобы завершить фильм, он продал семейную реликвию. Я знаю людей, которые договаривались с кучей знакомых, чтобы они приходили и бесплатно работали. Но всем потом надо было заплатить, все ждали денег.

Одна моя знакомая сняла в Эстонии фильм за 60 тысяч долларов. И такой фильм как раз отбить довольно сложно, потому что она же не может устроить себе большую кампанию, собрать миллион в кинотеатрах. А каждый человек, который потом этот фильм скачал, ну мы его видели, все, что я теперь буду платить. Он фактически украл у этой девушки, которая потратили свои деньги и деньги каких-то своих друзей, которые стали ее продюсерами. И люди тратили, это не богатые люди, не миллионеры, главный продюсер был английский программист, который просто из своего кармана, со своего банковского счета снял все деньги.

Каждое скачивание лишает этих людей возможности получить обратно все эти средства. Но многие считают: радуйтесь, что вас смотрят. Так бы вас не смотрели бы. Нам, кинематографистам, конечно, приятно, что на нас смотрят. На нас и так посмотрят, нас по телевизору покажут, только нам телеканал деньги за это заплатит. А чтобы нас просто смотрели на халяву люди, которые принципиально отказываются возмещать нам наши же расходы, — ну извините, не смотрите тогда. Ну вот мы от этого не умрем, правда, вот, не станет от этого нам хуже жить.

— Как вы относитесь к основному аргументу, что это дорого – платить за фильмы.

— Рынок давным-давно уже устоялся в этой сфере. Когда-то, я помню, действительно, DVD стоили 900 рублей. Сейчас DVD-новинки стоят 300−350 рублей. 10 долларов – это нормальная европейская цена, при том что мы знаем: в Москве и зарплаты более или менее европейские. Но очень важно, что подавляющее большинство фильмов, побыв два-три месяца в такой дорогой упаковке, через какое-то время перемещаются в так называемую региональную ценовую категорию, их можно купить вообще за 100 рублей.

Сейчас появилось много легальных сервисов, которые предлагают скачивание фильмов за деньги. Мы с этими сервисами работаем. Какие-то сервисы предлагают просмотр фильмов с рекламными вставками. Это тоже нормально, все участвуют в легитимной цепочке кругооборота денег в киноиндустрии. Наши фильмы можно скачать за 40−50 рублей. Это в принципе недорого. Людям, которые считают, что 40−50 рублей за просмотр фильма – это очень дорого, следует задуматься о своем образе жизни, подумать, может, они не так живут, что не могут позволить себе заплатить 40 рублей, 1 евро за просмотр. Понятно, что для каких-то пенсионеров это может быть очень дорого, но пенсионеры вряд ли являются главными потребителями торрентов.

— Вы общаетесь со множеством людей, не появлялись ли собственные режиссерские амбиции?

— Я был сорежиссером документального фильма, «Дорога на Галле», который мы делали, очень интересный процесс. Я был сопродюсером на фильме Отара Иоселиани «Сады осенью», сопродюсером у Шарунаса Бартаса, фильм «Евразиец», и я был сценаристом и продюсером фильма «Горячие новости». Но при этом я был таким продюсером, который вовлечен во все творческие процессы: я писал сценарии и прошел все – от съемок до постпродакшн, шаг за шагом. Такая комбинация, сценарист и продюсер, мне казалась очень интересной. Дойду ли я до режиссерских амбиций – я не знаю. Пока у меня есть очень серьезные атхаусно-дистрибуторские амбиции, сейчас я на этом концентрируюсь. Я думаю, в дальнейшем я вернусь к реализации своих продюсерских и сценарных амбиций. А там дальше – посмотрим.

Пока без оценки
senorpomodor аватар

Ну, во-первых, никакого артхауса в современной России почти нет, не нужно себе льстить. Если кино имеет бюджет в $100 и его никто не хочет смотреть, кроме критиков и родственников актеров, то это еще не артхаус. ;) Во-вторых:

И как раз больше всего от торрентов страдает именно независимое и артхаусное кино.

В торрентах почти не интересуются артхаусом. Это хорошо видно по статистике. Самые популярные раздачи в разделе "новинки" и "артхаус":

Бумажный солдат (Алексей Герман мл.): 19959 загрузок с 11-Дек-08
Легион / Legion (Скотт Чарльз Стюарт / Scott Charles Stewart): 170878 загрузок с 18-Фев-10

Ваша оценка: Нет
amlaml аватар

Несколько абзацев про деньги и нехороших пиратов.
Потом абзац с кучей "Я" (по одному-два на строку).
А где про искусство и творчество? О чём речь вообще? Что это нас так должно заинтересовать, чтобы мы свои деньги понесли?

Да, мелочь по карманам тырить в трамваях нехорошо. Хотя сравнение притянуто за уши.
Моё лучше:
Откуда мы узнаем, что в красивой упаковке лежит качественная вещь? А может ты, подозрительный дядя с бегающими глазками, в этот красивый пакет грязный половик завернул. Давай ка мы проверим хорошенько. Если всё нормально, может и в другой раз купим!

Раз ты независимый киношник, так и не завись ни от кого! Самовыражайся! "Пофиг - значит пофиг!" :-))))

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Странно, что за артхаус вообще требуют деньги. Хочешь денег — снимай коммерческое кино. А то понаснимали "шедевров" на которые никто идти не хочет и давай врага искать — торренты, видите ли, виноваты. Если плохому танцору мешают яйца, то плохому режиссеру мешают пираты. :)

Ваша оценка: Нет

Торрент - это просто инструмент или материал. Как например камень. Строитель использует камень, чтобы построить стену дома, художник - для скульптуры, хозяйка - прижмет камнем крышку на квашеной капусте (например), вор - чтобы разбить окно дома, ну а убийца...

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Квашенная капуста — это очень хорошо. Для закваски никакого камня не жалко.

Ваша оценка: Нет

Людям, которые считают, что 40−50 рублей за просмотр фильма – это очень дорого, следует задуматься о своем образе жизни, подумать, может, они не так живут, что не могут позволить себе заплатить 40 рублей, 1 евро за просмотр.

Очень смелая формулировка со стороны "кинематографиста". А может тогда ему самому стоит задуматься "а отчего же людям жаль заплатить 40 рублей за его картины?" Может тогда, если его не устраивает естественно сложившаяся модель (а "пиратство" именно естественная модель, другую как раз навязывают копирасты), ему стоит задуматься, что он не тем занимается, и пойти в сварщики, токари, дворники... и тогда он тоже будет волен решать платить ему за фильм 40 руб или скачать его из сети...

Ваша оценка: Нет
Dmitry аватар

10 долларов – это нормальная европейская цена, при том что мы знаем: в Москве и зарплаты более или менее европейские.

После этих слов покоробило. Так и хочется сказать, не знаю как у вас в Москве, а у нас в России зарплаты далеко не европейские. 350 рублей - цена не заоблачная, но и не такая, чтобы бежать и скупать фильмы не глядя. Ведь действительно не знаешь, что там на самом деле в этой коробке.
Сравнение с художником некорректное. Во-первых, мало кто пишет углем на фанере, а холст, краски и кисти стоят не дешево. Во-вторых, в результате творчества художника получается 1 картина, и ее нельзя оцифровать без потери качества и растиражировать в интернете.
Артхаус - это не массовое искусство. Поэтому если они хотят, чтобы их затраты окупались, то нужно формировать фанатскую базу. Запретами на распространение своих фильмов в интернете они делают прямо противоположное. Я, например, не куплю фильм неизвестного мне режиссера с неизвестными актерами, потому что не люблю кидать деньги на ветер и тратить время на просмотр не пойми чего. А вот если бы я уже знал этого режиссера, то это уже было бы другое дело. Только шанс, что я "нарвусь" на него при просмотре телевизора слишком мал. Потому они должны торрентам наоборот спасибо сказать.

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Не понимаю, чего автор креатива разбушевался? :) 350 рублей за артхаус действительно дорого. Столько платят за фильмы с бюджетом около 100 млн долларов. А тут бюджеты курам на смех, а запросы как у производителей серьезного коммерческого кино.

Один мой знакомый продюсер в Швеции продал винтажную «Ламборджини», которая ему досталась в наследство от отца.

Гляди-ка ты, продал Ламборджини, бедолага. Ну так и что, это прибавило фильму художественной ценности? :)

Ваша оценка: Нет
amlaml аватар

Неплохая статья по этому поводу:
http://www.chaskor.ru/article/daesh_zakachku_16597

Ваша оценка: Нет
Dmitry аватар

В целом согласен со статьей.

— Ты какую-то цену назвал щадящую... Сижу теперь и думаю — если за 500 покупает идиот, то кто тогда я, заплативший за каких-то Симпсонов для дочки 1300 за диск?

Видимо клинический идиот в кубе, потому что Симпсонов, потому что за 1300 рублей и потому что дочке :)

Ваша оценка: Нет

Видимо клинический идиот в кубе, потому что Симпсонов, потому что за 1300 рублей и потому что дочке :)

+1, лучше и не скажешь!

Ваша оценка: Нет

>>А я не считаю, что я полностью состоялся как артхаусный человек, потому что до тех пор, пока количество зрителей, которые смотрят артхаусные фильмы в России, зачастую меньше, чем количество зрителей, которые смотрят такие же фильмы в четырехмиллионной Норвегии, я могу сказать, что мне еще есть здесь чем заниматься.
А может наши люди не смотрят эти ваши фильмы потому, что они га%но?

>>Мы вкладываем серьезные деньги в разработку такого артхаусного портала, где будет и информация о наших фильмах, и новостная лента о мире авторского кино, и авторские колонки и блоги..
А может стоит вложить эти деньги в производство кино, а не банально пилить?

>>Кино – это технически очень сложный и дорогостоящий процесс. Это не картина, которую можно взять и у себя на чердаке нарисовать, а потом что хочешь с ней, то и делай. Ты можешь быть голодным художником и рисовать картины у себя на чердаке, тебе нужно, условно говоря, кусок фанеры и уголек, и ты можешь создать произведение.
Бенисио Дель Торро так и начинал - снимал за гроши, здавал кровь, чтобы купить пленку - деньги тратил только на пленку и оборудование. В ролях были друзья и знакомые. Теперь он известен, у него есть деньги не только на пленку - может снимать что пожелает.

>>Одна моя знакомая сняла в Эстонии фильм за 60 тысяч долларов. И такой фильм как раз отбить довольно сложно, потому что она же не может устроить себе большую кампанию, собрать миллион в кинотеатрах.
Ну если жаба давит - зачем было вообще эти деньги тратить?

>>Я был сорежиссером документального фильма, «Дорога на Галле», который мы делали, очень интересный процесс. Я был сопродюсером на фильме Отара Иоселиани «Сады осенью», сопродюсером у Шарунаса Бартаса, фильм «Евразиец», и я был сценаристом и продюсером фильма «Горячие новости». Но при этом я был таким продюсером, который вовлечен во все творческие процессы: я писал сценарии и прошел все – от съемок до постпродакшн, шаг за шагом. Такая комбинация, сценарист и продюсер, мне казалась очень интересной. Дойду ли я до режиссерских амбиций – я не знаю. Пока у меня есть очень серьезные атхаусно-дистрибуторские амбиции, сейчас я на этом концентрируюсь. Я думаю, в дальнейшем я вернусь к реализации своих продюсерских и сценарных амбиций. А там дальше – посмотрим.
Я Я Я Я Я Я Я Я! Так оторви задницу от стула, стань режиссером! Напоминает ситуацию: книгу не читал, НО ОСУЖДАЮ!

Ваша оценка: Нет

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <blockquote> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика