Российскому авторскому обществу (РАО) удалось доказать в суде, что оно действительно представляет в России интересы иностранных композиторов. Районный суд Екатеринбурга при повторном рассмотрении дела решил взыскать с местного кинотеатра "Салют" отчисления в пользу авторов музыки к фильмам "Аватар", "Шрек навсегда", "Ледниковый период-3" и "Мадагаскар-2".
РАО в июле прошлого года обратилось в Ленинский районный суд Екатеринбурга с иском о взыскании с екатеринбургского МУП "Кинотеатр "Салют"" авторского вознаграждения в размере 195 тыс. руб. в пользу композиторов Джеймса Хорнера, Гарри Грегсона-Уильямса, Джона Пауэлла и Ханса Циммера. Все они являются авторами музыки к фильмам, демонстрировавшимся в кинотеатре — "Аватар", "Шрек навсегда", "Ледниковый период-3: Эра динозавров" и "Мадагаскар-2" соответственно.
РАО в августе 2008 года получило государственную аккредитацию на сбор вознаграждения в пользу композиторов за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю их произведений (подробно про систему коллективного управления авторскими правами см. "Ъ" от 22 июля 2010 года). В 2009 году пользователи — теле- и радиокомпании, предприятия общественного питания, клубы, гостиницы и др.— перечислили обществу 2,777 млрд руб.
В соответствии с п. 3 ст. 1263 Гражданского кодекса РФ автор музыки, использованной в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при его публичном показе, напоминает гендиректор РАО Сергей Федотов. "Следовательно, кинотеатры независимо от того, что они заключают договоры с правообладателями на фильм в целом, должны заключать договор с РАО и выплачивать авторское вознаграждение",— настаивает он.
Однако дело против кинотеатра "Салют" суду пришлось рассматривать дважды. Дело в том, что по законодательству США, кинотеатры не обязаны перечислять авторские сборы за что бы ни было, они платят лишь оговоренную сумму продюсеру, владельцу исключительных прав, поясняет партнер юридической компании "Налоговик" Дмитрий Липатов. Первоначально, в ноябре 2010 года, иск РАО был оставлен без рассмотрения: суд решил, что статус автора для иностранных граждан определяется законами их стран. Кроме того, РАО не подтвердило членство упомянутых композиторов в Американском обществе композиторов, авторов и издателей (American Society of Composers, Authors and Publishers; ASCAP), а также наличие у него полномочий на защиту интересов ASCAP в России.
Вчера в ASCAP не ответили на запрос "Ъ".
Но уже в марте 2011 года Свердловский областной суд вернул иск на повторное рассмотрение в районном суде. Новое решение по иску было принято 15 июня. На этот раз суд решил удовлетворить требования РАО и постановил взыскать с кинотеатра 195 тыс. руб. авторского вознаграждения. Остались без внимания представленные ответчиком доказательства того, что фильмы были созданы на территории и по законам США, а их авторами, включая музыкальную составляющую, согласно реестру бюро по охране авторских прав США, являются кинокомпании, сетует гендиректор юридической фирмы "Юста Аура", представляющей интересы кинотеатра "Салют", Евгений Дедков. По его словам, кассационная жалоба будет подана в Свердловский областной суд до 2 июля.
"Точку может поставить только Верховный суд. Тогда, в ноябре, был создан судебный прецедент, который мог бы лишить РАО значительной части денежных поступлений — на наш взгляд, незаконных",— считает господин Дедков. Ставка авторского вознаграждения в пользу композиторов по договорам с кинотеатрами установлена РАО на уровне 1,5% с выручки от продажи билетов. Таким образом, только со сборов 2010 кинопрокатного года, достигших $1,05 млрд, кинотеатры должны были перечислить $16,5 млн, из которых около 85%, или $14 млн, предназначается зарубежным композиторам.
Павел Белавин
Даже пиндосы с их "предпринимательской жилкой" не догадались сначала продать фильм, а потом требовать отдельно оплату за музыку из фильма. У нас догадались. В это время, живущий в параллельной вселенной Дмитрий Анатолич заявляет, что он один умный и соображает в авторском праве, а другие лидеры государств не "готовы к тому, чтобы по серьезному обсуждать те сложнейшие процессы, которые происходят в области регулирования авторских прав". Мдя.
Ааа, я понял логику РАО!
Да, композиторы уже получили деньги за музыку от создателей фильмов
(т.е., РАО им может второй раз и не платить;-),
но РАО-то не получило свою "законную" долю защитников их авторских прав!
(Та же фигня, что с требованиями выплат за исполнение музыкантами собственных произведений…)
Видимо, ехать в Штаты и там требовать с хозяев фильмов и с композиторов деньги за то, что в России их фильмы показываются и в них звучит музыка, раовцы не решились. (Сумасшедшие дома есть и в Штатах;-)
А вот в России, с кинотеатров — пожалуйста!
Интересно, сколько отстегнули судье?
Вряд ли это тот случай! Думаю, у настоящих хозяев этой прибыльной кормушки достаточно власти, чтобы просто приказать судить определённым образом.
Отправить комментарий