Не так давно по интернету снова прошла волна копирайтных страстей: писатели подписывали письмо к Медведеву с просьбой как-то повлиять на засилие пиратских библиотек в интернете. Что вызвало бурю негодования у пиратов и читателей (традиционно сочувствующих почему-то именно пиратам, а не авторам любимых книг). На самом деле ситуация отнюдь не исчерпывается конфликтом писателя, который хочет получать деньги за свой труд, и читателя, который уверен, что любой продукт отныне должен стать бесплатным. Вкратце нынешний конфликт интересов выглядит так:
Садовник выращивает помидоры, покупатели платят деньги. Так продолжается веками, а затем в мире появляется некая гравицапа, которая позволяет тайком телепортировать помидоры с куста прямо в свою тарелку. Садовник по-прежнему трудится, выращивает те же самые помидоры. Покупатели их по-прежнему любят. Но деньги от покупателей к садовнику вдруг поступать перестали. Обрыв на линии. Понимаете?
Обычно на этом месте поборники антикопирайта начинают кричать, что аналогия неверна, поскольку помидоры - товар, а информация копируется бесплатно. Предположим, что гравицапа не срывает помидор с ветки, а лишь тайком делает копию, оставляя овощ нетронутым. Но что это меняет? Ничего. Садовник трудится, покупатель ест, но не платит. Садовник не может продать свои помидоры - кто их захочет покупать, если ночью можно включить гравицапу и скопировать бесплатно целую корзину, никто не узнает и не докажет. Но гравицапа может копировать помидор только пока он свежий и висит на кусте садовника - прошлогодние помидоры сгнили или съедены.
Аналогия будет совсем полной, если понимать, что выращивать помидоры дано в этом мире не всем. Помидоры, выращенные дилетантами, маленькие, зеленые, и кушать их желающих нет.
А что говорят на это покупатели? Покупателям не очень комфортно на душе - они же понимают, что происходит. Им досадно, но они не готовы признаться в воровстве. И чтобы скрыть раздражение, обращают свой гнев на садовника. Вот что они ему кричат:
— Садовник обнаглел! Лучше бы помидоры выращивал вкусные, а он выращивает отстой, от которого уже тошнит, особенно если каждый день кушать!
— Лично мы вообще никогда не покупали его помидоров, а теперь и подавно! Претензии садовника не к нам, но поорать на него почему-то вышли именно мы.
— Чепуха и бред! Лично я из принципа продолжаю честно раз в год покупать у садовника один помидор! Уверен, так делают все!
— Садовник лжет: бесплатное копирование помидоров лишь повышает их продажи! Мы просто в этом уверены!
— Мы берем помидоры только попробовать! Если бы нам понравилось, мы бы купили! Но нам не нравится. Каждый день на обед мы берем три ведра свежих помидоров, надкусываем и выбрасываем. Ни один из ваших помидоров не хочется купить, чтобы поставить на стол!
— Настоящему садовнику не нужны деньги! Нам они нужнее! Настоящий садовник всегда будет выращивать нам помидоры ради помидорной идеи! А если он чем-то недоволен - значит, садовник не настоящий, воруйте у него!
— В чем проблема? Его помидоры никто не срывал, они висят на ветке. Перестали покупать? А кто сказал, что их должны у него покупать?
— 21-й век - век бесплатных помидоров!!! Ура-ура!!!
— Те, кто воруют помидоры, все равно бы их не купили за деньги, потому что помидоры им не настолько нужны! А почему у садовника исчезли деньги, мы не знаем.
— Садовник сам виноват! Он должен сделать так, чтобы купить у него помидоры стало проще и дешевле, чем нажать кнопку на гравицапе, садясь за обед. Как? Понятия не имеем, пусть придумает.
— Пусть садовник повесит на калитке ящик с надписью "подайте сколько не жалко"! Мы просто уверены, что в этом ящике каждый месяц будут набираться огромные суммы! Те садовники, которые пытались вешать ящик и собирали копейки - лгуны или неудачники.
— Садовник должен сделать что-то такое, чтобы нам захотелось покупать помидоры, а не воровать! Пусть он выращивает помидор в форме головы заказчика. Пусть его помидоры пляшут в тарелке кадриль. Пусть садовник ходит по дворам и поет жалостливые песни.
— Пусть садовник зарабатывает настоящим трудом (укладкой печей, как мы), а помидоры для нас растит по ночам! Это единственное решение нашей с ним проблемы, которое всех полностью устраивает.
— Садовник должен сделать так, чтобы купленный помидор оказался слаще краденного! Как такое сделать, если в жизни всегда наоборот? Не знаю, я не специалист, просто предлагаю.
— Да пошел он к черту! В деревне много начинающих пацанов, которые пытаются бесплатно растить помидоры и сами умоляют воровать то, что выросло! А кто говорит, что это несъедобно, тот плохо выбирал, там попадаются даже красные.
— Воровали помидоры и будем! У садовника тоже наверняка лопата краденая, так что пусть заткнется!
Мы вкратце обрисовали проблему, а теперь попробуем ее проанализировать, обсудив типичные заблуждения.
Происходит стихийный природный процесс. Сегодня меняется информационный климат планеты, и какие-то информационные виды неизбежно вымрут, а другие адаптируются. Сейчас уже понятно, что музыка ушла в сторону живых выступлений, потеряв рынок фонограмм. Программы и компьютерные игры сумели выработать авторизацию, а в офисах - оперлись на закон, который исполняется даже у нас. Кино успешно развивается за счет эффекта кинозала и новомодного 3D. А вот писатели оказались вымирающей фауной, поскольку для них не нашлось способа адаптации. Поначалу стихию сдерживало неудобство чтения с монитора и затратность распечатки. Но если еще три года назад в метро народ читал журналы и книги, то сегодня все сидят с читалками и смартфонами. И абсолютное большинство контент не покупает.
Это очень удобная точка зрения, особенно если плохо знать историю литературы. Разумеется, если бы писателям не платили за труд, мы бы не потеряли Льва Толстого или, скажем, Тургенева. Зато, скорее всего, потеряли бы всех остальных: Алексея Толстого, Чехова, Булгакова, Гоголя, а особенно Достоевского - вот уж кто писал роман за романом в попытке вылезти из долгов. И даже сам Пушкин дефицит доходов имения восполнял хорошими гонорарами. С тем же успехом можно утверждать, что за деньги играют только плохие футболисты. А талантливый, который любит спорт, готов играть бесплатно. Но ведь мы знаем, что бывает с футбольной командой, когда пропадает финансирование.
Не существует способа честно конкурировать с нечестностью. Чуть лучше ситуация за рубежом, но у нас в стране культа честности нет вообще. Музыкант Вася Обломов поделился со мной любопытным наблюдением: в любом храме можно купить свечку. Но в Европе это сделано так: свободно лежат свечки, а рядом стоит банка для монет с ценой. Логика железная: если ты пришел в храм поставить свечку, значит верующий. Взять свечку и не заплатить нельзя: Бог всё видит. Однако в храмах России эта логика не работает - свечку меняет на деньги только продавец. Иначе даже перед Богом найдется причина не расстаться с копейкой.
Да. Но почему в том же объеме? И почему именно книги? "Заветную книгу" писатель может писать в стол всю жизнь, а остальных (порой лучших) мир имеет шанс не увидеть. При этом к писателю на порог стучится жизнь и умоляет писать - мыльные оперы, сюжеты игровых стрелялок, обзоры утюгов... Работай, придумывай идеи, реализуй сочинительский талант, твой труд увидят миллионы, а ты заработаешь хорошие деньги! И если у писателя двое детей, кредит за машину и съемная квартира, то он же не идиот, чтобы жить в нищете, год сочиняя очередную книгу для заносчивых обитателей "торрентов"? При этом на книжной полке останется граф Толстой, бизнесмен Липскеров и еще пара несомненно талантливых и обеспеченных авторов плюс море графоманов. В итоге писательство станет ассоциироваться с безденежьем и рваными свитерами (как сегодня авторская песня), и тогда уйдут в другие отрасли все - без денег работать еще можно, без престижа - нет.
Ушли из любой отрасли деньги - отрасль умерла. Вот умерла короткометражная мультипликация. Во времена Диснея окупалась, сейчас - нет. Либо полный метр, который можно крутить в кино и продавать на DVD, либо сериал по дешевой технологии. Результат: коротких законченных детских мультиков больше не делают. Либо - дилетанты на коленке, либо раз в пять лет на случайный грант. Кто виноват, что дети не получают новых мультиков для передачи "Спокойной ночи малыши"? Художники? Телевизор? Дети? Рекламщики, которые не могут собрать кассу с детей? Никто не виноват, просто изменился информационный климат, и некоторые виды умерли.
А теперь вернемся к нашим помидорам и попытаемся представить, какой прогноз ожидает описанный мир.
Выращивание помидоров перестало быть заработком. Исчезла вековечная мечта всех садовников: вырастить такой помидор, чтобы наутро проснуться богатым и знаменитым и более не знать нужды. Но помидоры не исчезнут! Они просто станут другими.
Число садовников в мире стремительно сокращается. У грядок остаются безумные фанатики и пенсионеры, которые уже не мыслят жизни без лопаты, навоза и баночки для колорадского жука.
Умным огородникам хочется жить, они переключаются на выращивание сена для крупных совхозов. Сено гравицапой воровать убыточно - затраты на электричество больше, а совхозам сено нужно всегда и много.
Юное деревенское поколение к грядкам не подходит: с детства наблюдая нищих огородников, они сообразили, что это непрестижное занятие, поэтому уезжают в город.
По дворам хотят толпы оборванцев, выклянчивая пожертвования на развитие помидоростроения. Их столько, что им уже никто не подает, а образ попрошайки с лопатой давно стал персонажем анекдотов и комиксов.
Огородников от случая к случаю спонсируют различные общества и политические движения. Благодаря им появились оранжевые, фиолетовые, двуглавые трехцветные помидоры, помидоры в форме креста и полумесяца. Вкусовые качества на втором плане - заказчик платит селекционерам за внешний вид.
Труд садовников финансируют и рекламщики, требуя обклеить поверхность фрукта наклейками, а в сердцевинку вложить пробничек шампуня.
Ассортимент качественных помидоров в мире стремительно сокращается. До двух. Мир получает два неплохих овоща в год, хозяйки их уже знают на ощупь. Вся планета режет в салат день за днем один и тот же овощ сезона. Его вкус подогнан так, чтобы угодить подавляющему большинству. Два удачных садовника купаются в славе, выступают на конференциях, за деньги проводят корпоративы. Оба талантливых счастливчика живут в роскоши.
Рядом - колоссальный разрыв: несметная армия безвестных садовников ходит по дворам и умоляет красть их маленькие горькие помидоры. Некоторые даже предлагают деньги.
Городские дилетанты завидуют знаменитым счастливчикам. Богатые господа покупают для себя и своих жен пышные дачи с грядками, развешивают на кустах огромные надувные помидоры, крашеные яркой краской. Они вкладываются в рекламу, покупают рецензии в журналах и отзывы в блогосфере, чтобы продвинуть координаты своего огорода для гравицап. Вопрос престижа.
Как мы понимаем, это все - реалии не только завтрашнего дня, но уже сегодняшнего. И напрасно радуются пираты: в мире действует закон сохранения энергии, и потому вечный двигатель невозможен - даже если сам мотор легко копировать. Дармовой энергии не бывает, просто маховик тяжелый, и пройдет еще много времени, прежде чем вал остановится. Но этот процесс необратим, и воспринимать его мы все должны именно как стихию природы: в силу мировых процессов в обществе и технике для литературы наступает ледниковый период. А у телесериалов, например, расцвет. Хорошо это или плохо в конечном счете - я бы не стал спешить с оценками. Вот только нет смысла писать об этом президенту, это его только расстроит.
P.S. Меня спрашивают, как лично я к этому отношусь. Ответ: с пониманием. На написание этой статьи я потратил два рабочих дня. Мог бы написать фантастический рассказ или главу книги. В любом случае я на творческой работе. Писать книгу намного тяжелее - там требуется больше души, статью - проще. Я бы, конечно, предпочел книгу. Но для статей работает экономическая модель, а для книг - уже нет. И поэтому мой читатель получает статью. Он прочтет ее, покивает или возмутится, выпустит пар в комментариях, а через неделю забудет. Но сегодня именно этот пар крутит экономический маховик, а не чтение книг с читалки. И если кто-то должен с этим бороться - то почему я?
Леонид КАГАНОВ
Интересная статья. Согласен, что проблема есть и решение пока не выработано, но и оставаться со старой моделью нельзя. Сравнивая писателя с садовником, автор лукавит. Садовник как и большинство населения трудится каждый день и получает ровно столько, сколько вложил труда (минус потери от прихотей природы). Обладатели же авторских прав хотят один раз поработать (а зачастую просто купить или "украсть" право) и потом всю жизнь с этого жить.
Писатель - это каждодневный труд. Вообще, сравните количество написанного тем же Чеховым или Толстым с тем, по чему они признаны великими - там те же 5-10% от общенаписанного. Так что писателям, режиссерам, артистам, художникам и «иже с ними» платить надо. А то ничего не будет, никакого искусства - разве что при коммунизме. :-D А вот всяких «патентно-правовых троллей» гнать поганой метлой - это точно.
Вознаграждение должно быть, но не в форме фиксированного платежа с каждого покупателя как сейчас. Это может быть и сбор автором, имеющим имя, гонорара с пожертвований заранее - автор объявляет какую проблему он собирается развивать, примерный объем работы, время, которое он рассчитывает на нее потратить, и сумму, а после опубликования работы, она переходит либо в общественное достояние, либо в Creative Commons. Второй вариант - изначально фиксированный платеж за книгу, количество продаж полностью прозрачно и ведется третьей независимой стороной, по ходу роста продаж покупателям купившим книгу ранее возвращается часть потраченных денег на счет или они могут добровольно отказаться от этого возврата в пользу автора (ведь чем большее количество людей купило книгу, тем меньше затраты приходящиеся на одного покупателя). Удобные микроплатежи - если книга массовая, то она не может дорого стоить, а значит цена ее должна быть настолько низкой, чтобы большинству читателей было не жалко ее отдать (вспоминаем про наши далеко не европейские зарплаты у живущих за МКАДом), удобный и не обременительный способ оплаты, плюс работа с клиентами (к примеру, купил человек книгу, а ему электронная открытка с подписью автора - мелочь, а приятно).
"— Мы берем помидоры только попробовать! Если бы нам понравилось, мы бы купили! Но нам не нравится. Каждый день на обед мы берем три ведра свежих помидоров, надкусываем и выбрасываем. Ни один из ваших помидоров не хочется купить, чтобы поставить на стол!"
косячок-с
а если помидору гнилые , а свежие только сверху?
давно видать господин Каганов помидоров не покупал - там если не смотреть, что тебе кладут все гнилые окажутся.
а по словам каганова помидоры априори свежие....
Забавно гражданин написал, остроумное исследование:))
Но, сам того не желая, подтвердил противоположную мысль, что "изобилие помидоров" — это хорошо.
И что хорошие помидоры никуда не исчезнут, т.к. мотив "помидоростроения" не только деньги.
Да и самые выдающиеся "помидоростроители" без денег не останутся.
А ряды желающих самовыразиться в помидорном деле не поредеют от широкой доступности к их трудам, а, скорее, и приумножатся.
____________
Хороший пример с авторской песней, жанр близкий к литературе, но деньги там получают только самые корифеи. Хотя "бардов" сонмы, в том числе, и неплохих! И не иссякают как-то.
Может и лучше, если человек напишет один шедевр "в стол", а окажется, что это гениально и нужно, чем 40 проплаченных "произведений" которые заказал издатель.
Всё-таки у настоящего писателя основной мотив — чтобы его читали:))
______________
Повторил серьёзно часть шутливых "помидорных" аргументов аффтара статьи.
Ну вот я серьёзно так считаю!
И большинство так считает.
И жизнь, так сказать, подтверждает.
Да и сам аффтар никакого "конструктива" не предлагает, только шутейный литературный апокалипсис:)))
Да и он сам всерьёз не верит в свою писанину. Если он такой убеждённый сторонник того, что "тяжкий труд" должен быть оплачен, пусть мне переведёт 1000 рублей за этот комментарий, я же писал, старался:)))
В нонешний момент он и ему подобные напоминают не честных трудяг, а "мойщиков стёкол", которые на перекрёстке насильно трут автомобильное стекло грязной тряпкой, а потом вымогают за это деньги, угрожая это самое стекло раскокать.
Продолжим помидорные аналогии. Две лавки. В одной помидоры по 100 руб в другой точно такие же бесплатно. Закрыть бесплатную лавку навсегда не получается (продавец быстро бегает / является племянником директора рынка / владеет приемами самообороны и т.п.). Вопросы:
А какова альтернатива? Садовничий фашизм с тотальным наблюдением за метаболизмом каждого человека и ядовитые помидоры с платным противоядием?
А если под напором копиратства сдохнут "серьёзные" видео игры — так это даже плюс, поскольку они не помидоры, а анаша.
Автор провидец. Когда читал статью, то пытался понять, зачем так много вариантов объяснений предлагается. А оказалось, что все реальные комментарии уместились в эти рамки.
"— Воровали помидоры и будем! У садовника тоже наверняка лопата краденая, так что пусть заткнется!"
Сравнение писателя с садовником абсолютно правильное. Как и садовник писатель хочет получать гонорар за каждое потребление своего продукта. То есть фактически за каждое прочтение книги.
Но мир действительно меняется. Почему допустим изготовитель мебели не захочет сдавать мебель в аренду или брать деньги за каждое использование по назначению. Или допустим производитель телефона не захочет брать деньги за каждый звонок.
Я думаю, что всё происходит диалектически правильно. Просто пора благородных мужей- скажем так культурных светочей закончилась. И не нужно ничего идеализировать. Мир не был лучше с ними, не станет хуже без них. А найти способ вместить в детскую голову умное, доброе, вечное человечество завсегда причины и способы найдёт.
Сразу хочу оговориться, что я в принципе согласен, что за интеллектуальную собственность нужно платить. А иначе мир поменяется как раз в ту сторону, когда интеллектуальная собственность, как при феодализме престанет быть демократичной и будет принадлежать избранным. И уже только они будут обмениваться или продавать права на книги или музыку для пиров. Вот так и будет правильно. Потому что диалектика!
Но всё равно как-то грустно.
Вот кстати к своему посту #25925 хочу добавить.
Хм. Вот и я попался. Как доказать, что тот пост был мой? Наверное уже невозможно. Был в коммандировке в Китае. В одной галлерее художник пишет картины на воде. Понятно, что каритны динамичные и сразу исчезают. И вот он считает, что именно в этом их красота. И что он таким трудом(бесполезным как ни смотри) показывает усидчивость в постижении истины.
Теперь собственно мысль.
Думаю, что производители смартфонов и планшетов будут некоторое время поддерживать рынок литературы привязкой скачанного файла к устройству, с которого производится оплата. Сейчс уже есть Kindle от Amazon, Nook от Barnes&Noble. Есть российские магазины как LitRes и esmi.subscibe, но им видимо не очень комфортно, пока не поменялась общественная точка зрения. Amazon Kindle открыт для России с этого года. Вот узнать бы статистику продаж. Кстати, введённый с этого года налог на продаваемые компакт-диски, должен видимо должен быть распространён и на смартфоны с планшетами. В ближайшие лет 10-15 наверное станет ясно, чем закончится великое противостояние писателя с читателем
IP совпадают, так что с высокой долей вероятности утверждаю, оба поста ваши :)
Это будет очень большой ошибкой особенно в нашей стране, где даже пиратят не те версии программ, которые им нужны, а самые-пресамые (те которые Professional, Enterprise и т.д.). И дело тут даже не какой-то особой любви нашего народа к свободе (которой к сожалению нет), а в том, что друзья и знакомые засмеют. Это как прийти на пляж взрослому мужику в нарукавниках или заказать на пирушке безалкогольное пиво.
Закончится всё вместе с нефтью.
Ну или электронным паспортом совмещённым с кредиткой и гуглоаккаунтом.
Отправить комментарий