В мире продолжается активное развитие направления «бесплатного» и свободно распространяемого ПО. Несмотря на мрачные прогнозы скептиков, серьезных препятствий этому развитию не видно – без *nix-систем фактически немыслим современный интернет, а свободно распространяемые приложения (Firefox, Thunderbird, Open Office…) снискали большую популярность даже среди апологетов проприетарного ПО. О перспективах свободных программ на белорусском рынке, готовящемся слете LVEE`2008 и других актуальных для белорусских пользователей свободного ПО темах IT.TUT.BY в этот понедельник беседует с Глебом Рубановым, пресс-секретарем LVEE и специалистом в области открытого ПО.
– Что сегодня стоит вообще понимать под «свободным ПО» (FOSS, Free and Open-source software)?
– Говоря о проникновении свободного ПО на массовый рынок, имеет смысл подразделять это понятие на несколько уровней.
Первый уровень – отдельные пользовательские программы, такие как Mozilla Firefox, Open Office, доступные под любыми популярными операционными системами. Такие программы чаще всего становятся предметом пробных попыток использования свободного ПО.
Более глубокий уровень – комплексные решения на базе свободных операционных систем с unix-подобной архитектурой (семейств GNU/Linux и BSD). Они позволяют с максимальной эффективностью и полнотой использовать возможности свободного ПО. Однако у таких решений есть и неудобство с точки зрения "продвинутого пользователя", привыкшего самостоятельно администрировать свой компьютер: навыки администрирования систем от Microsoft оказываются недостаточными в силу своей поверхностности, и ряду концепций приходится обучаться почти "с нуля", к чему готов не каждый.
И наконец, есть еще такое понятие, как ориентация на открытые стандарты при построении информационных систем. Использование открытых стандартов не тождественно использованию свободного ПО, однако обычно эти вещи "идут рука об руку".
– А как сейчас представлено свободное ПО в Беларуси (FOSS)? Можно ли говорить о каких-либо существующих или намечающихся тенденциях в этой сфере?
– Кардинального изменения ситуации за последние годы нет. По прежнему, комплексные решения на базе свободного ПО востребованы на двух направлениях – для решения серверных задач в IT-компаниях и среди достаточно массовых сообществ пользователей-энтузиастов. Такие сообщества с каждым годом развиваются, они существуют уже не только в Минске, но и практически во всех крупных городах Беларуси.
Однако на массовом рынке широкого спроса на свободное ПО пока что нет. Причины очевидны – существует условный «типовой набор» проприетарного ПО, главное преимущество которого – повсеместная распространенность. Использованию этого набора обучают в школах и центрах компьютерной грамотности, ему посвящают брошюры «для чайников», его предустанавливают на компьютеры, продают на рынках, распространяют через домашние сети... В результате в сложившейся ситуации переход на любую альтернативу требует от пользователя или организации «поворота против течения», усилий, нужда в которых не очевидна.
Однако эта ситуация не вечна. Как только в стране начинает проводиться жесткая политика защиты «интеллектуальной собственности» (как это происходит в Украине и России, и рано или поздно начнет происходить в Беларуси) – ситуация меняется принципиально. На всех уровнях встает вопрос «сколько мы готовы заплатить за ПО, и что именно мы за эти деньги получим». И поскольку на этот вопрос не существует единого приемлемого ответа, «типовой набор» теряет свою главную особенность – он перестает быть повсеместно распространенным.
И тут же возникает ряд других вопросов, на которые раньше внимание не обращалось.
Обнаруживается, что в неоднородной информационной системе важно использовать открытые форматы данных. Что при выборе корпоративного решения важна не абстрактная «популярность» технологии, а ее способность к эффективному обмену данными с программами других производителей. Выясняется, что при выборе единого набора ПО для сотен рабочих мест стоимость лицензий может стать решающим фактором. Что монополия производителя на поддержку программы является проблемой для сложных долгосрочных проектов. Что возможность за конкурентную цену доработать программу под целевые нужды – очень важный фактор.
Домашний пользователь обнаруживает, что полнофункциональное свободное ПО он может загрузить из интернета и начать использовать сразу же, не оплачивая функциональность, которая может оказаться ему не нужной.
– Но всё-таки, каковы перспективы свободного ПО для домашних пользователей? Верно ли расхожее мнение о исключительной недружелюбности таких программ к «простому юзеру»?
– Дружелюбность к пользователю таких популярных программ как Firefox и OpenOffice может оценить любой пользователь, не покидая привычного ему окружения. Время не стоит на месте, и если некогда интерфейсы свободных программ действительно были неудобными, ибо проектировались программистами без достаточного опыта в usability, то сейчас эта проблема уже в основном решена.
Сегодня доступны и качественные комплексные решения на базе свободных операционных систем, ориентированные на «домашнего пользователя», учитывающие его вкусы, привычки и потребности. Лидером тут, несомненно, является дистрибутив Ubuntu GNU/Linux.
Круг задач домашнего пользователя известен достаточно давно, и в последние годы практически не меняется. Практически все эти задачи на сегодня успешно решаются в рамках распространенных дистрибутивов GNU/Linux. Единственное исключение составляют популярные игры под Windows, которые при большом желании можно запустить и в свободном окружении, однако для этого придется постараться.
– Рынок «проприетарного ПО», по оценкам экспертов, достиг в 2007 году 10 миллионов долларов. Можете ли Вы оценить рынок свободного ПО в нашей стране? Сколько компаний занимаются разработкой и поддержкой?
– Говорить о рынке программного обеспечения для конечных пользователей в Беларуси пока в принципе некорректно. Любой набор программ доступен практически бесплатно. Соответственно, нет рынка поставок пользовательского ПО (за отсутствием источника прибыли), и нет рынка услуг по доработке программ под заказ (так как пользователь всегда может бесплатно получить продукт с любой нужной функциональностью). Если ситуация с защитой "интеллектуальной собственности" изменится – появится и рынок.
Тогда неминуемо возникнут фирмы, которые найдут свою нишу в продажах компьютеров, полностью укомплектованных свободным ПО, и стоящих на пару сотен долларов дешевле, нежели такой же компьютер с лицензионной проприетарной ОС без прикладных программ.
Что касается корпоративного рынка, то он лишь начинает дозревать до состояния, когда на нем может возникнуть спрос на свободное программное обеспечение. Если обратиться к примеру более развитых стран, то выбор в пользу свободного ПО в корпоративном секторе обычно является следствием достаточно жестких требований к автоматизации, не сводящихся лишь к техническим регламентам. Свободные продукты – однозначный выбор там, где требуются экономическая независимость от поставщика, оптимизация расходов на IT, возможность доработки решений и их масштабирования по приемлемым ценам, открытость протоколов.
В европейских странах это хорошо видно на примере бюджетного сектора, где существует очень педантичное отношение к выбору поставщиков, целевому расходованию средств, обеспечению надежного и долговечного доступа к данным.
У нас же культура постановки технических заданий до сих пор находится в зачаточном состоянии, требования к автоматизации зачастую "рисуются с потолка", а не являются результатом глубокого анализа. Поэтому ниша для свободного программного обеспечения возникнет не раньше, чем стандартом станет продуманный системный подход к автоматизации.
Тем не менее, в Минске за последние полгода появилось как минимум две фирмы, способных поставлять решения для внутреннего корпоративного рынка, и ориентирующихся на свободное ПО. Надеюсь, что им будет сопутствовать удача.
– Вы говорили о разнообразных сообществах вокруг FOSS, а сформировалось ли на их базе какое-то единое белорусское «коммьюнити» энтузиастов свободного ПО?
– Контакты энтузиастов FOSS достаточно тесные, однако некоей единой организационной структуры нету. Все основывается на горизонтальных связях заинтересованных людей друг с другом. Есть несколько интернет-ресурсов, являющихся, условно говоря, «точкой встречи».
Когда в этой среде зарождается некий проект – происходит мобилизация заинтересованных в нем людей. Те, кто способен и хочет что то делать, объединяются в открытую инициативную группу. Когда проект завершен – группа распадается, все опять становятся обычными участниками тусовки. Для следующего проекта может собраться уже совсем другой состав активистов, а может и тот же самый, или может обновиться часть людей.
По такому принципу в разное время организовывались семинары по свободному ПО, встречи-"линуксовки", инициативы по белорусской локализации свободного софта, по разработке курсов по информатике. И конечно же, Linux Vacation Eastern Europe.
– Linux Vacation Eastern Europe – это единственная живая встреча энтузиастов FOSS в Беларуси? Чем в этом году событие будет отличаться от прошлогодних?
– Программа конференции еще формируется, но из уже поданных заявок на доклады стоит отметить актуальную в последние годы тему трехмерной графики в Linux, доклады о встраиваемых дистрибутивах GNU/Linux, а также доклад о перспективах применения свободного ПО в высшей школе.
В первый раз в рамках LVEE пройдет такое мероприятие как Debian workshop – в рамках отдельного круглого стола будут обмениваться опытом разработчики и пользователи популярной ОС Debian GNU/Linux. Павел Пятрук расскажет об организации белорусской команды переводчиков debian installer, состоится так называемая key signing party.
В этом году у мероприятия рекордное количество спонсоров: интерес проявили Sam Solutions, EPAM Systems, ALATYS, Promwad, BLRsoft… Я связываю это с тем, что в предыдущие годы в стране возник некоторый дефицит специалистов в области FOSS – и теперь работодатели заинтересованы в увеличении количества профессионалов в области свободного ПО.
Сейчас LVEE – единственное мероприятие такого уровня в Беларуси. С одной стороны, это хорошо – концентрация качественных докладов предельна, некуда распылять усилия. С другой стороны, чувствуется недостаток регулярных встреч более мелкого формата. Мне кажется, что любая организация, заинтересованная в развитии свободного ПО в Беларуси, которая рискнула бы раз в месяц организовывать семинары и круглые столы по данной тематике, сделала бы крайне полезное дело, и обеспечила бы себе авторитет в кругах профессионалов на несколько лет вперед.
– Есть ли какие-то подвижки в отношении открытого ПО в белорусском образовании?
– Это достаточно больной вопрос, еще сложнее судить о каких-то тенденциях в контексте очередной предстоящей школьной реформы.
Как родитель шестиклассника, я категорически не удовлетворен содержанием школьных курсов по информатике. Они бессистемны, страдают от общей болезни – детей обучают интерфейсам программных продуктов, вместо умения использовать технологии, стоящие за этими интерфейсами. В результате масса усилий тратится на получение знаний, которые окажутся попросту непригодны за пределами тех версий продуктов, на которых производилось обучение.
Понятно, что «кавалерийским наскоком» эту проблему не решить, что системе среднего образования катастрофически не хватает ресурсов... Но в первую очередь нужна хотя бы постановка задачи, которой и близко не видно.
В высшей школе все обстоит несколько лучше, свободное ПО эпизодически используется для организации инфраструктуры, изучается в рамках профессиональных программистских курсов. Однако и тут все держится на энтузиастах, а не на осознанной стратегии.
Отсутствие IT-стратегий, в которых были бы четко обозначены роли свободного ПО и открытых стандартов, а также важность дистанцирования от конкретных производителей – слабое место всего нашего бюджетного сектора, не только для системы образования.
– В каких областях сегодня наиболее часто применяется свободное ПО? Это лишь специфические компьютерные задачи, либо что-то ещё?
– Свободное ПО существует и применяется практически во всех областях, где востребованы массовые программные продукты. Дефицит есть лишь на узкопрофессиональных далеких от программирования направлениях – исключительно в силу того, что отсутствует «критическая масса» программистов и пользователей, владеющих предметной областью и одновременно заинтересованных в разработке свободного продукта.
Ведь для того, чтобы в некой области возникло свободное ПО, нужны «три кита». Во первых, необходима «критическая масса» программистов, представляющих, что именно необходимо делать, и способных реализовать свои представления. Во-вторых, продукт должен быть востребован достаточно широким кругом пользователей. И в третьих, эти пользователи должны быть достаточно активными, чтобы обеспечить «обратную связь» – отчеты об ошибках, запросы на улучшение функциональности, без чего продукт не станет качественным.
Также стоит отметить, что сейчас в мире появляется новый тип свободного ПО – узкоспециальные программы, которые пишутся под заказ для заинтересованных организаций, однако в силу условий бюджетного финансирования этих организаций лицензируются как свободные. Возможно, в будущем это переломит и ситуацию с дефицитом узкоспециальных свободных программ, но говорить о тенденции пока рано.
– Как бы вы прокомментировали заявление о подготовке к открытию центра компетенции по ПО с открытым кодом в РБ? Нужен ли он белорусам? В какой форме такой центр должен работать для достижения максимальной эффективности?
– Такой центр безусловно нужен. Главное, чтобы он функционировал не в вакууме, а результаты его работы были реально востребованы, а не оседали в столах чиновников.
Если говорить о возможных направлениях его работы – это буквально непаханое поле. В первую очередь центр может и должен стать точкой сбора информации о зарубежной и отечественной практике внедрений свободного ПО. Безусловно, востребованными окажутся аналитические исследования и консультационные услуги по перспективам использования свободного ПО в бюджетных и частных организациях. У центра есть очень хорошие шансы стать катализатором дискуссий по различным аспектам использования свободных технологий, задействовать хотя бы частично потенциал добровольческого FOSS-сообщества, а также послужить каналом обмена опытом для тех организаций, которые решились на внедрение свободного ПО. Замечательно, если этот центр будет работать в связке с Министерством образования и поможет специалистам улучшить качество учебных программ и требований к программному обеспечению, используемому в обучающем процессе.
В глобальном смысле самой важной задачей такого центра может и должно стать участие в выработке IT-стратегий для организаций бюджетного и частного сектора.
Прошли те времена, когда можно было полагаться на «авось», а крупные информационные системы лепить по брошюрам «для чайников», не скупясь на расходование бюджетных денег. Сегодня построение информационных систем должно опираться на четко очерченные рамки и жесткие требования. Опыт Евросоюза и ряда развивающихся стран подсказывает, что как минимум в бюджетном секторе от стратегической ориентации на открытые стандарты и свободное ПО никуда не уйти. Другие варианты ведут в лучшем случае к процветанию коррупции, откатов и разбазариванию бюджетных денег, а в худшем – к технологической и экономической зависимости от нескольких монопольных поставщиков.
И именно центр компетенции по открытым кодам может и должен выполнять главную экспертную роль в формировании взвешенных IT-стратегий для организаций бюджетного сектора.
– Кроме сторонника организации центра компетенции (НИИ ТЗИ), есть ли в Беларуси госорганизации, широко применяющие FOSS?
– К сожалению, насколько мне известно, нет. Причины этого я описал выше – недостаток системного подхода к автоматизации, и повсеместная доступность "типового" программного набора.
Если когда-либо перед страной резко встанет задача вступления в WTO – последствия нынешнего подхода к организации IT могут быть очень тяжелыми. Государство является одним из крупнейших заказчиков в области IT, и в настоящий момент активно отстраивает свою инфраструктуру на пиратских проприетарных платформах. Когда придет момент платить по счетам – это будет очень большим подарком для зарубежных корпораций и крайне неприятным сюрпризом для отечественной экономики.
Конечно, массовый и поголовный переход на свободное ПО «с ближайшего понедельника» – тоже не выход. Необходим грамотный просчет вариантов реформирования IT в бюджетном секторе, однако свободное программное обеспечение, очевидно, должно играть в этих расчетах одну из ведущих ролей.
– Традиционное пожелание напоследок для наших читателей – ваш вариант?
– Желаю свободы в мыслях и действиях, взвешенности в подходах, оптимизма в жизни и разнообразия во всем!
Досье
Глеб Рубанов – разработчик perl, бывший журналист, пресс-секретарь Linux Vacation Eastern Europe. Область нетехнических интересов: мировой опыт внедрения свободного ПО, и социально-экономические аспекты данного явления.
Отправить комментарий