Студенты бизнес-школы Гарварда начали изучение аспектов ведения бизнеса в рамках модели разработки Open Source. Новые знания позволят будущим выпускникам при формировании отношения к открытому ПО руководствоваться не красочностью рекламной кампании, слухами или некорректными подсчетами, а экономическим смыслом при выборе искомой альтернативы.
Гарвардская школа бизнеса (Harvard Business School) — одно из самых уважаемых учебных заведений в области менеджмента, начала использовать в программе обучения своих слушателей изложение основных принципов ведения бизнеса в рамках модели разработки Open Source. В апрельском номере англоязычной версии Harvard Business Review — известного журнала, выпускаемого с 1922 г., опубликован новый кейс, рассчитанный на слушателей MBA, — «Open Source: Salvation or Suicide?» («Open source: спасение или самоубийство?»).
Слушателям предстоит принять решение за руководителя вымышленной компании и ответить на важные вопросы: следует ли «открывать» свой продукт для сообщества и сторонних разработчиков? Сможет ли компания получать прибыль, используя модель разработки Open Source? В чем преимущества и недостатки этого подхода? Или лучше оставить код продукта закрытым и усиливать судебный гнет разработчиков Open Source аналогов?
Среди предлагаемых альтернатив, конечно, нет однозначно правильного и неправильного решения, как, собственно, и сведение числа альтернатив к двум условно. Проанализировать ситуацию и её разнообразные последствия помогут комментарии экспертов, среди которых Джонатан Шварц (Jonathan Schwartz), CEO Sun Microsystems, Эрик Левин (Eric Levin), вице-президент Techno Source, Гэри Пизано (Gary Pisano), профессор Гарвардской школы бизнеса, и Майкл Бевилаква (Michael J. Bevilacqua), партнер юридической фирмы.
Внимание Harvard Business Review — издания, специализирующегося на управлении, а не на информационных технологиях, к проблемам, связанным с использованием модели Open Source в бизнесе, — факт, безусловно, позитивный и важный. Он отражает не грядущую в отдаленном будущем, а уже существующую для менеджеров потребность освоения новой проблематики. Однако, вырисовывается необходимость и более широкой формулировки менеджерских задач, связанных с Open Source.
Такие исследовательские организации, как Gartner и IDC, в своих прогнозах указывают на достаточно быстрый рост внедрений FOSS-решений (free and open source software) и их тенденцию к большей вовлеченности в критически важные бизнес-процессы.
Следовательно, для бизнеса, причем, не только в области разработки ПО, но и предполагающего использование любого рода информационных систем, а, следовательно, вообще любого современного бизнеса, важной частью менеджерских знаний и навыков в области управления информационной инфраструктурой предприятия является знание и понимание изменений, угроз, преимуществ, которые несет для компании ПО с открытым исходным кодом. Естественно, что объем этого знания может существенно разниться, в зависимости от степени информатизированности компании.
Элементарным уровнем, вероятно, следует считать уровень, когда менеджер должен знать и понимать отличия того, как складывается TCO (совокупная стоимость владения ИС) в случае использования закрытых решений и как в случае использования отдельных открытых архитектурных компонентов (ОС, СУБД, офисных пакетов, midlleware и так далее), либо полностью открытых ИС. Этот уровень знаний позволит ему руководствоваться не красочностью рекламной кампании, слухами или некорректными подсчетами, а экономическим смыслом при выборе искомой альтернативы.
По мере роста информационной инфраструктуры компании, должен расти и уровень компетентности менеджеров в подобных вопросах. Случай же, рассматриваемый в кейсе HBR, требует уже значительного понимания предмета, учета других способов взаимодействия с сообществом пользователей (большей персонализации, менее ограничительного лицензирования конечного продукта) со сторонними разработчиками (выпуск SDK), анализа изменений в структуре разработки и управление выпуском продукта и многим другим.
Отправить комментарий