Сообщения о разработке в США технологий по ограничению использования подержанных видеоигр, а также усилия коммерческого характера в том же направлении заставили экспертов задуматься: а законно ли мешать человеку перепродавать легально купленную игру?
Казалось бы, на этот вопрос исчерпывающе отвечает принцип первой продажи: владелец имеет право обращаться с приобретённым экземпляром произведения, защищённого авторским правом, по собственному усмотрению. В США эта доктрина закреплена постановлением Верховного суда от 1908 года и законом, принятым в 1976-м.
Таким образом, если игра снабжена системой цифровой защиты авторских прав (например, в виде онлайн-активации) или иными средствами, не позволяющими поделиться ею с товарищем, это нарушение закона, не так ли? Нет, не так, говорит директор направления интеллектуальной собственности Фонда электронных рубежей Корин Макшерри. Хотя принцип первой продажи не запрещает вам перепродавать, дарить или давать взаймы игру (как и прочие вещи), он не обязывает владельца авторских прав или кого бы то ни было помогать вам в этом. Кроме того, никто не запрещает разработчикам игры создавать её так, как они считают нужным.
Человеку, оперирующему здравым смыслом и не знакомому с тёмным миром юридической философии, это может показаться странным. Тем не менее дела обстоят именно так. В том договоре с пользователем, который вы принимаете не глядя, устанавливая игру, говорится как раз об этом: вы не более чем обладатель одной-единственной лицензии на использование программного продукта и не имеете права делиться этой лицензией или перепродавать её. Steam и Xbox Marketplace просто подкрепили это обстоятельство техническими средствами.
Не все согласны с такой трактовкой принципа первой продажи. В США идут суды, но прецедентное право явно склоняется в сторону правовладельцев, а не потребителей. Вы же отметили флажок «Я принимаю условия лицензионного соглашения», правда? Тем самым вы самостоятельно, без принуждения, находясь в здравом и трезвой, отказались от своих прав, положенных вам по принципу первой продажи. Прямо как библейский Исав.
Разумеется, «законно» не означает «хорошо». Тому есть и экономические причины, и причины, изложенные в законах, защищающих права потребителя. Это называется общественное давление, и оно время от времени оказывается сильнее юридической казуистики. Эксперты полагают, что в конце концов корпорации откажутся от своих планов полностью искоренить рынок подержанных игр.
По-моему, есть такой принцип, что если лицензионное соглашение содержит противоречия с федеральными законами, то такая лицензия признается недействительной. Уже была такая хохма, когда в лицензионное соглашение включали порабощение души юзера.
Отправить комментарий