Британское правительство объявило о стратегии внедрения свободного ПО в июле 2002 года. Оно заявило, что «полно решимости обеспечить лучшее соотношением цены и качества ПО посредством внедрения свободного ПО в госсектор страны».
Было принято решение о разработке стратегии применения свободного ПО для того, чтобы соответствовать стремительному темпу развития индустрии ИТ и с помощью свободного ПО изменить британскую информационную инфраструктуру. Кроме того, Великобритания приняла на себя обязательства по выполнению плана ЕС о развитии европейского информационного общества. В данном плане было указано на необходимость продвижения свободного ПО в европейском госсекторе. ЕС призывала разрабатывать все новые информационные проекты только на основе свободного ПО и открытых стандартов.
Внедрение свободного ПО в школах Великобритании началось в 2005 году с того, что агентство Becta, занимающееся развитием информационной инфраструктуры в сфере образования, опубликовало доклад о возможности сокращения издержек на содержание школьных компьютерных систем за счёт применения свободного ПО. В течение 3 лет агентством проводился анализ 33 школ, использующих закрытое ПО, и 15 средних школ, перешедших на использование свободного ПО. На основе анализ был сделан вывод о том, что применение свободного ПО позволяет сократить издержки от 20 до 50%. Экономический фактор и стал основополагающим в определении стратегии развития ИКТ в учебных заведениях Великобритании. В стратегии отмечалось, что свободное ПО представляет собой отличную возможность модернизировать и разнообразить процесс обучения по всем предметам и специальностям. Свободные технологии позволят ученикам получить доступ к самым современным обучающим системам, интернет-программам, различным образовательным материалам, электронным архивам и библиотекам. Кроме того, свободное ПО будет способствовать совершенствованию технической грамотности как учащихся, так и преподавателей. В рамках реализации данной стратегии планировалось создание сообщества школ для разработки учебных курсов на основе свободного ПО вместо действующих проприетарных приложений. Подобный подход должен был позволить достичь наилучшего соотношения между стоимостью программного обеспечения и его качеством.
К сожалению, на текущий момент говорить о массовом внедрении свободного ПО в школах Великобритании не приходится. Все примеры успешного использования свободного ПО в британских школах являются результатом деятельности просвещённых в сфере ИТ людей. Самыми известными примерами миграции на свободное ПО являются школа Holmfirth в Хаддерсфилде и начальная школа Parkhill в Эссексе.
Чересчур медленное распространение свободного ПО в британских школах можно объяснить инерцией англичан. К огромному сожалению для англичан, среди них преобладает та часть общества, которая боится рисковать, высказывает опасения относительно инноваций, не доверяет поставщикам свободного ПО.
Но есть и унаследованные проблемы. Так, ещё в 1997 году правительство Великобритании подписало соглашение с компанией Microsoft и британские школы попали в зависимость от этого монополиста. Соглашение до сих пор выполняется, хотя это и противоречит более поздним правительственным заявлениям о применении свободного ПО в госсекторе Великобритании.
На текущий момент большинство британских школ зависят от программных продуктов Microsoft. Более того, продукция Microsoft установлена почти на всех домашних компьютерах учащихся. Все обучающие курсы основам ИТ в образовательных учреждениях Великобритании до сих пор основаны на использовании технологий и приложений компании Microsoft.
Британская система образования несёт большие потери вследствие распространённости продукции Microsoft. Учебные информационные системы чрезвычайно дорогостоящие и не эффективны. Но большую угрозу несёт отсутствие у британских школьников получать всесторонние знания по различным предметам на современном уровне.
Только в текущем году Becta приняло решение приостановить сотрудничество с компанией Microsoft и не обновлять в учебных заведениях программы Microsoft Office 2007 и Vista.
Внедрение свободного ПО столкнулось и с организационными проблемами. Оказалось, что только усилиями правительства данную проблему не решить. Нужно эффективное взаимодействие как госорганов, так и административного персонала учебных заведений и преподавателей. Только сотрудничество может позволить модернизировать процессы обучения посредством свободного ПО и открытых стандартов.
Министерству образования Великобритании придётся потратить немало сил, чтобы привести образовательный процесс в соответствие современным требованиям и возможностям. Необходимо тщательно следить за направлениями развития ИТ, знать о поставщиках свободного ПО и их предложениях.
В сравнении с инерцией англичан можно говорить о совершенно другом отношении к данному вопросу других стран мира. Рассмотрим три примера.
Швейцария в ближайшие три года намеревается перевести около 70 000 студентов и 7 000 преподавателей на разработанную на основе Debian Linux свободную инфраструктуру. Это позволит правительству Швейцарии сократить издержки на содержание учебных ИТна одну треть.
Министерство образования Бразилии пошло гораздо дальше. Оно выделило средства для разработки собственного дистрибутива ОС Linux Educacional на основе Debian GNU/Linux. К концу текущего года ОС Linux Educacional будет применяться в 29 000 школ по всей стране. Это позволит 36 миллионам учащихся получить доступ к современным образовательным технологиям и предметам. В соответствии с планами правительства к 2010 году 52 миллиона бразильских школьников будут обучаться посредством ОС Linux Educacional.
Аналогичным образом действовало и министерство образования Македонии. Там был запущен проект «Компьютер каждому ребёнку». Цель проект состоит в установке на 180 000 компьютеров ОС Edubuntu Linux. Это позволит обеспечить доступ каждого ученика к компьютерам в учебных классах. Хочется отметить, что министерство образования Македонии сумело привести процесс обучения в соответствие с самыми современными требованиями при достаточно скромном финансировании.
Отправить комментарий