ПО для Linux: графика, flash и 3D

Gimp

GIMP – редактор растровой графики.

Пользователям, привыкшим работать с Adobe Photoshop, интерфейс GIMP будет на первых порах казаться неудобным. Вместо привычного окна программы с главным меню и линейкой инструментов пользователь видит небольшое окошко с кучей разных кнопок. Все изображения открываются в отдельных окнах и у каждого окна есть собственная панель главного меню.

Стартовое окно выполняет функции своеобразной панели быстрого доступа, на которой собраны все наиболее часто используемые функции. Остальные инструменты можно вызывать несколькими способами – с помощью главного меню рабочего окна документа, горячих клавиш или щелкнув по изображению правой кнопкой мыши (вместо привычного меню свойств текущего объекта откроется полный список функций редактора, который можно превратить в независимую панель, щелкнув по верхней кромке открывшегося меню).

Отсутствие единого рабочего пространства затрудняет работу на первых порах, но с этим можно довольно быстро освоиться.

Конечно, возможности GIMP значительно скромнее, чем у того же Adobe Photoshop. Профессионалы, работающие с Photoshop и использующие его по полной программе, не смогут также эффективно работать в GIMP, но для любителей этот пакет – то что надо. Большая часть пользователей использует возможности Photoshop не более чем на 20%, для небольших, несложных проектов этот «монстр» попросту не нужен. При помощи GIMP можно создавать логотипы, ретушировать фотографий, преобразовывать изображения в различные форматы и т. д. GIMP поддерживает графические планшеты и может быть использован не только для обработки изображений, но и для рисования.

В GIMP имеются все стандартные инструменты рисования: кисть, карандаш, аэрограф, штамп. Все инструменты можно настраивать, менять толщину линий, форму, прозрачность и т. д. Поддерживается работа со слоями, допускается редактирование отдельных каналов, есть поддержка альфа-канала. Можно работать с текстом с помощью стандартного инструмента, а также рисовать художественные эмблемы с помощью специальных сценариев. Можно работать с анимированными изображениями, кадры будут отображаться как отдельные слои. Присутствуют различные инструменты для выделения (прямоугольник, эллипс, свободное, рассеянное и «разумное» выделение, кривые Безье), возможность преобразовывать изображение с помощью таких функций, как вращение, масштабирование, наклон и отражение, есть «кривые», гистограмма и традиционные регуляторы, автоматические режимы, позволяющие «улучшать» изображения одним щелчком кнопки мыши. Нежелательные изменения можно «откатить», вплоть до момента открытия файла. В GIMP имеются фильтры, их не так много, как в Photoshop, но вполне достаточно.

Возможности GIMP могут расширяться за счет подключения дополнительных модулей, которых в Сети насчитывается более ста. Более того, недавно появилась возможность подключать к GIMP плагины от Photoshop.

Тем не менее, есть множество вещей, которые GIMP делать не может. В нем нет многих удобных инструментов, таких как «магнитное лассо» (позволяет производить интеллектуальное выделение), «восстанавливающая кисть» (удаляет мелкие дефекты изображения), нет специального инструмента для устранения эффекта красных глаз, нет встроенного инструмента для обработки RAW (необходимо специальное расширение), отсутствует поддержка CMYK и т. д.

Inkscape

Мощный редактор векторной графики, с большим набором функций и возможностей, вполне способен заменить Illustrator или CorelDraw. Содержит массу полезных «наворотов», таких как булевы операции с формами (сумма, пересечение, разность, XOR), динамический offset, поддержка letter-spacing, фигуры, контуры, текст, маркеры, клоны, альфа-канал, трансформации, градиенты, текстуры и группировка. Поддерживает метаданные Creative Commons, правку узлов, слои, сложные операции с контурами, векторизацию растровой графики, текст по контуру, завёрстанный в фигуру текст, редактирование XML-данных напрямую и многое другое. Добавлены также возможности импорта векторных изображений формата Adobe Illustrator (AI), PostScript и Encapsulated PostScript (PS и EPS), Windows Metafile (WMF), Dia Diagram (DIA), Sketch Diagram (SK) плюс три десятка растровых. Сохранить векторный файл можно в форматах SVG, PS, EPS, DIA, SK и даже PovRay (POV), а вот растровый экспорт поддерживается почему-то только в формат PNG. Интерфейс полностью русифицирован, при этом он во многом напоминает CorelDraw, что облегчит пользователям, привыкшим работать в этой программе, процесс перехода на Inkscape.

В Inkscape имеется встроенный трассировщик portrace – программа, преобразующая растровое изображение в векторное. По скорости и эффективности portrace даже превосходит коммерческие аналоги (Corel Trace, Adobe Streamline и т. д.). Встроенный трассировщик Inkscape содержит уникальную возможность – SIOX, выделение нужных объектов. Допустим, Вам нужно преобразовать в вектор не всю растровую картинку, а только ее часть, Вы обводите нужный элемент замкнутым закрашенным контуром, выделяете картинку и контур и ставите в трассировщике галочку SIOX. Получившееся в результате векторное изображение содержит только нужную Вам часть первоначальной картинки, без окружающего фона.

Inkscape обладает множеством уникальных функций и возможностей. Одна из них – это Inkboard, протокол, работающий поверх Jabber и позволяющий многим людям одновременно работать над одним документом и в то же самое время обсуждать работу. Документ располагается на Jabber-сервере, каждый правит локальную копию, при сохранении копии синхронизируются. Другая уникальная функция Inkscape – «лепка узлов». Она напоминает “Мягкое выделение” в 3DMax или “пропорциональное редактирование” в Blender. Работает «лепка узлов» следующим образом: берем кривую со множеством узлов, выделяем десяток узлов и тащим один из них с нажатым Alt. Сам этот узел тащится куда скажут, находящиеся рядом с ним перемещаются на чуть меньшее расстояние, а самые далекие от него узлы сдвигаются совсем чуть-чуть. Таким образом, если изначально все узлы были выстроены по прямой, после перетаскивания получается колоколообразная кривая. Эта возможность позволяет гибко изменять форму сложных кривых, не занимаясь при этом перетаскиванием каждого из сотен узлов.
Программы для работы с Flash и 3D

Серьезные инструменты для работы с Flash – одна из самых больших проблем в Linux. Их попросту нет. Есть простая, написанная на Java, программа DrawSWF, которая позволяет создавать flash-анимацию. Но сравнивать ее с Adobe Flash – все равно, что сравнивать Paint и Photoshop.

Интерфейс программы составляют два окна: главное (с панелью инструментов, меню и получаемым изображением) и "Drawing Objects" (со списком присутствующих элементов и их параметрами). Набор стандартных инструментов в DrawSWF весьма скромный – обычный карандаш для рисования по пикселям и элементарные геометрические фигуры: прямые, прямоугольники и эллипсы. Можно вставлять произвольный текст и картинки в форматах JPEG, PNG или GIF, поддерживается работа с шаблонами. Все параметры (координаты местоположения, цвета контура/фона, толщина обводки и т. п.) каждого созданного объекта поддаются корректировке, а сам объект может быть индивидуально удален. Результат получаемой анимации просматривается с помощью кнопок play/stop.

С проигрыванием flash-анимации проблем нет. Существует версия Adobe Flash Player 9, созданная специально для Linux.

С 3D в Linux дела обстоят несколько лучше, чем с Flash. Полноценных аналогов таким «монстрам», как 3D Studio MAX и Maya, пока нет, но есть программа, которая обладает вполне достаточным для небольших проектов набором возможностей – Blender.

Blender

Объектно-ориентированный редактор с жесткой структурой. Для создания абсолютно любой сцены (статичной и в особенности анимированной) требуется задать свойства и детально определить атрибуты, описывающие данную сцену. Вся работа в программе построена на системе блоков данных (сцена, комната, отдельно взятый объект), каждый из которых содержит детальную информацию о каком-либо событии, трехмерном предмете на экране или среде, в которой смоделирована сцена. Итоговая сцена собирается из блоков как из кирпичиков. При этом иерархическая структура блоков изначально в редакторе не прописана – это открывает огромные возможности для творчества и экспериментов. Создание сцены можно начать с любого элемента, например, с задания свойств воздействия на объект среды, которая еще только будет создана в процессе моделлинга. В Blender встроено большое количество примитивов, из которых пользователь может собирать свои собственные модели: различные кольца, кубы, сферы, цилиндры, дополнительные сетки и т. д.

Рабочее пространство редактора состоит из трех окон: наверху располагается основное меню, в центре – окно 3D-вида, а под ним – окно кнопок. Любое окно редактора можно продублировать, например, сделать два окна 3D-вида, которые будет функционировать независимо друг от друга. Основное окно Blender представляет моделируемую сцену в так называемой правосторонней системе координат, с осью Z, направленной вверх. Сцену можно вращать под любым углом и в любом направлении с помощью мыши. Также можно менять проекцию в окне редактирования и пошагово изменять угол наклона сцены/модели с помощью разных клавиш дополнительной цифровой клавиатуры, при помощи клавиш + и — можно масштабировать сцену и т. д. Клавиша «0» перемещает вид в камеру и позволяет увидеть сцену такой, какой она станет после рендеринга.

Изображение в 3D-окне можно отображать в разных видах:
— Bounding box. Объект не отображается, на экран выводится только параллелепипеды, приблизительно соответствующие форме объекта.
— Wireframe. На экран выводятся ребра моделей, составляющих сцену, грани – прозрачны.
— Solid. Все грани заливаются равномерной однотонной текстурой, освещение не учитывается.
— Shaded. То же самое, но с учетом освещения.
— Textured. Прорисовывается вся модель, с наложенными на нее текстурами.

Модель в 3D-окне может быть отображена в общем виде (когда все ее детали представлены на экране) и в локальном виде (когда на экран выводятся только выбранные объекты модели). Также возможно отображение сцены в двух проекциях – простой, когда все элементы предстают в том размере, в каком они смоделированы, вне зависимости от расстояния между ними, и перспективной, которая позволяет оценить соотношение масштаба различных групп или частей объектов.

Blender поддерживает работу со слоями. Любая сцена может быть разбита на слои, каждый слой может содержать неограниченное количество объектов, сцену можно выводить на экран «послойно».

Недостатков у Blender не так уж и много. Это его сложный и нестандартный интерфейс, совершенно не похожий на 3D Max или Maya. Даже если Вы настоящий ас в работе с этими программами, Blender Вам придется осваивать с нуля. В Blender используется огромное количество горячих клавиш, и для того чтобы работать в этой программе было просто и комфортно, Вам придется их выучить. Еще одним минусом Blender можно считать отсутствие полноценной встроенной справки и всплывающих подсказок, которые разъясняют пользователю, для чего предназначена та или иная кнопка. Впрочем, всю необходимую информацию по этой программе можно легко найти в Сети. Есть русскоязычный сайт, посвященный Blender.
Программы для просмотра изображений

Eye of GNOME

Официальная программа каталогизации и просмотра изображений рабочей среды GNOME. Предоставляет пользователю базовые возможности работы с изображениями: масштабирование, полноэкранный режим просмотра, интерполирование при увеличении изображения. Поддерживает такие форматы данных как ANI, BMP, GIF, ICO, JPEG, PCX, PNG, PNM, RAS, SVG, TGA, TIFF, WBMP, XBM, XPM, а также отображает EXIF-метаданные о изображение.

Ksquirrel

«Просмотрщик» изображений для графической среды KDE. Более функционален чем предыдущий. Есть навигатор по диску, файловое дерево, эскизы и расширенные эскизы, имеется динамическая поддержка форматов, интерфейс DCOP, поддержка KIPI плагинов и KEXIF. Поддерживает 57 форматов изображений, включая SVG, CRW, NEF, MNG, JPEG2000, XCF, DXF, JPEG, APNG и др.

Gthumb

Менеджер изображений рабочей среды GNOME. Рабочее окно программы состоит из нескольких компонентов: в левой части находится дерево каталогов и окно предварительного просмотра, в основной части окна находятся миниатюры изображений. В окне предварительного просмотра могут отображаться комментарии к текущему изображению и его информация EXIF. При желании раскладку элементов внутри рабочего окна можно изменить.

Изображения можно группировать по альбомам и категориям, которые позволяют осуществлять быстрый поиск изображений. Альбомы можно просматривать так же, как и обычные каталоги. В Gthumb можно найти все необходимые инструменты для автоматической и ручной корректировки изображения. Вы можете улучшить качество изображения одним щелчком или вручную изменить экспозицию и цветовой баланс. Также с помощью Gthumb Вы можете сформировать обзорный лист из всех изображений в каталоге. Обзорный лист представляет собой отдельное изображение, содержащее миниатюры всех элементов каталога и украшенное красивыми колонтитулами.

Оригинал: http://vahu.ru/articles/grafika.html

Яндекс.Метрика