Из "линуксоидов" получаются отличные инженеры, которых с руками отрывают в IT-компаниях

Интервью Дмитрия Бондина из Нижегородского государственного технического университета о причинах перехода на Linux, выборе дистрибутива, реакции студентов на Linux и многом другом.

Евгений М. Балдин LXF: Представьтесь пожалуйста Дмитрий
Валерьевич.

Бондин Дмитрий Валерьевич Дмитрий: В 2001г закончил
Нижегородский Государственный Технический Университет. Учился на
факультете Информационных Систем и Технологий (ныне Институт
Радиоэлектроники и Информационных Технологий). Специализировался на
кафедре Прикладной Математики (ПМ) по специальности «прикладная
математика».

Сейчас выступаю в роли:

  • ведущего программиста кафедры ПМ НГТУ. Веду курсы: Структуры
    Данных и Алгоритмы, Базы Данных, Распределённые Вычислительные
    Системы;
  • аспиранта кафедры ПМ НГТУ, по специальности математическое
    моделирование, численные методы и комплексы программ;
  • инженера-программиста ООО Теком;
  • приглашенного преподавателя учебного центра «IT-Эксперт»,
    курс «Основы администрирования Linux».

LXF: Кого готовит Ваша кафедра?

Дмитрий: Два основных направления:

  • матмоделирование (в основном гидродинамика и экономика) или
    научное направление подготовки студентов — далее аспирантура,
    учёные степени и т.д.
  • информационные технологии, то есть инженерное направление —
    далее работа в ведущих IT-компаниях Нижнего Новгорода.

Естественно, возможны комбинации (работа в IT-компании и научная
работа одновременно. У кого на что сил хватает).

LXF: Что используется в процессе обучения?

Дмитрий: Аппаратная база кафедры:

  • 2 лабораторных зала по 15 PC;
  • 1 старый лабораторный зал с десятью SparcStation 10/20 — некуда ставить
    (улыбается);
  • «Малый» экспериментальный кластер (10 PC, P4, Gigabit LAN);
  • «Большой» рабочий кластер (20 PC, P4, Gigabit LAN) — ну не
    сильно конечно большой, но больше «малого» (улыбается);
  • Несколько различных серверов (PC, Sun Sparc Station 10/20);
  • Рабочие компьютеры инженеров и преподавателей.

Всё это хозяйство, естественно, в кафедральной сети.

В настоящий момент основной платформой при обучении студентов является
Fedora Core 4. Естественно, при необходимости используется и Win32
платформа. Принцип выбора платформы: если можно не перепрыгивая через
голову и не теряя принципиальных моментов сделать курс под GNU/Linux,
то делаем под GNU/Linux. Если нет, то покупается необходимое ПО под
Win32.

Программные пакеты используются самые разнообразные, так как курсов
много и, соответственно, в каждом курсе свой набор используемого ПО.

Например:

  • Практически во всех курсах: GCC, GNU Make, automake/autoconf и
    т.д.;
  • Базы Данных: PostgreSQL, unixODBC;
  • Численные методы: GNU Octave, SCILAB, gnuplot;
  • Распределённые вычислительные системы: MICO
    (http://www.mico.org/).

Из своих наработок можно упомянуть MPI-кластер, который активно используется
«командой» под руководством доктора физ.мат. наук Куркина А.А. для обсчета
различных задач гидродинамики.

LXF: По каким причинам возник вопрос перехода на GNU/Linux?

Дмитрий: Эээ, давно это было. Я тогда был на 3-м курсе, то есть это,
соответственно, 1998 год. Пришли учиться после лета, в вместо DOS-а +
BC3.1 стоит RedHat 4.2 + GCC.

Затеяли это безобразие молодые (тогда) инженеры кафедры Бабкин Эдуард
Александрович и Зубов Михаил Львович. В настоящий момент они
преподают в Нижегородском филиале Высшей Школы Экономики.

Основной целью перехода была стабильная рабочая лаборатория, так как
DOS-овский зал приходилось переставлять чуть-ли не каждую неделю.
Студенты ведь люди увлекающиеся и им постоянно хочется
везде поковыряться. Соответственно, зал был переведён на
многопользовательскую OS с чётким разделением прав. Программное
обеспечение на тот момент в общем-то устраивало: GCC как
основное средство разработки (C/C++/Fortran77), Tcl/Tk (GUI для
программ), gnuplot (визуализация расчётов), Postgres95, потом
PostgreSQL (основная СУБД) и др.

А, вот ещё что вспомнил. Несколько машин с умершими винчестерами
грузились diskless с сервера! Сначала надо было загрузочные дискетки
вставлять, потом BootRom прошили в сетевые карты и совсем красота
настала. Сеть тогда была ещё коаксиал.

Машины были уровня 386DX-486DX, 2-4М RAM. Потом новый зал купили
с P166, 8M RAM, 1G HDD, Ethernet 10M, сеть сделали гибридную: от
«гагарина» до зала коаксиал, а по залу витая пара звездой. «Гагарин» -
это сервер у нас так когда назывался, да и сейчас главный кафедральный
файловый сервер так называется — традиция (улыбается).

LXF: Какой был выбран дистрибутив GNU/Linux и почему?

Дмитрий: Насколько я помню как-то так: RedHat 4.2, 5.0, 5.2,
6.2, 7.2, 8, 9, FC2, FC4. Изначально RH, потому что оказался под
рукой. Потом сила привычки, как-то все красная шапочка да красная
шапочка. Сейчас на лето планируется переход с FC4 на что-то более
свежее и боюсь, что Fedorу не будем ставить. Начиная с FC2 — всё
крайне сыро изначально, приходится море патчей накладывать, что
порядком поднадоело. Пока не знаем, что это будет: у нас 3 человека
включая меня этим занимаются и, соответственно, 3 разных мнения
(Slackware, Gentoo или собрать LFS-based систему самим). Посмотрим,
что будет (вот сказал про LFS и сразу мысль — это-ж сколько студентов
можно делом занять без отрыва от учебного процесса).

LXF: Как на GNU/Linux реагируют студенты?

Дмитрий: Что 9 лет назад, что сейчас ситуация примерно одинаковая:

  • половина студентов дёргают мышкой и горько плачут по привычным
    окнам,
  • вторая половина изучает систему глубже, понимают всю прелесть и
    остаются в стане GNU/Linux.

Ну вот из тех, что из второй половины получаются отличные инженеры,
которых с руками отрывают в IT-компаниях, либо грамотные
научные работники. А из первой как повезёт.

LXF: Возникают ли проблемы социального плана у
преподавателей/администрации? Как они решаются?

Дмитрий: Проблемы конечно-же были и есть. Особенно у
преподавателей, которые, как бы это помягче сказать, «прикипели к
какому-либо программному пакету причём не первой свежести» и ни сил,
ни желания освоить что-то новое у них нет. В каждом конкретном случае
— подход индивидуальный. На сегодняшний практически все курсы
читаются под GNU/Linux.

LXF: Вы на себе будучи студентом испытали переход на
GNU/Linux. Образовательный процесс как-нибудь изменился?

Дмитрий: Принципиальных отличий я не заметил.

LXF: Какие методические материалы сейчас используются?

Дмитрий: В рамках каждого курса имеются свои наработки. В
основном авторские.

LXF: Чего Вам сейчас не хватает для полного счастья?

Дмитрий: Свободного времени (улыбается).

LXF: Что бы Вы пожелали сообществу для того чтобы процесс
внедрения GNU/Linux в образование пошёл активнее?

Дмитрий: Очень правильный принцип: не надо обучать студентов
работе с программными продуктами, а надо изучать технологии,
на/для которых эти продукты созданы. И сразу отпадает множество
вопросов типа: «хочу уметь работать с MS SQL Server» и
т.д. Научите человека реляционной алгебре, SQL, процедурным
расширениям, интеграции с пользовательским ПО, и ему станет без
разницы, что у него, SQL Server или PostgreSQL.

Соответственно, пожелать хочется осознания данного принципа максимально
большим количеством людей, причастных к образовательной сфере.

Пока без оценки

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <blockquote> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика