Интервью Дмитрия Бондина из Нижегородского государственного технического университета о причинах перехода на Linux, выборе дистрибутива, реакции студентов на Linux и многом другом.
Евгений М. Балдин LXF: Представьтесь пожалуйста Дмитрий
                Валерьевич.
Бондин Дмитрий Валерьевич Дмитрий: В 2001г закончил
                Нижегородский Государственный Технический Университет. Учился на
                факультете Информационных Систем и Технологий (ныне Институт
                Радиоэлектроники и Информационных Технологий). Специализировался на
                кафедре Прикладной Математики (ПМ) по специальности «прикладная
                математика».
Сейчас выступаю в роли:
LXF: Кого готовит Ваша кафедра?
Дмитрий: Два основных направления:
Естественно, возможны комбинации (работа в IT-компании и научная
                работа одновременно. У кого на что сил хватает).
LXF: Что используется в процессе обучения?
Дмитрий: Аппаратная база кафедры:
Всё это хозяйство, естественно, в кафедральной сети.
В настоящий момент основной платформой при обучении студентов является
                Fedora Core 4. Естественно, при необходимости используется и Win32
                платформа. Принцип выбора платформы: если можно не перепрыгивая через
                голову и не теряя принципиальных моментов сделать курс под GNU/Linux,
                то делаем под GNU/Linux. Если нет, то покупается необходимое ПО под
                Win32.
Программные пакеты используются самые разнообразные, так как курсов
                много и, соответственно, в каждом курсе свой набор используемого ПО.
Например:
Из своих наработок можно упомянуть MPI-кластер, который активно используется
                «командой» под руководством доктора физ.мат. наук Куркина А.А. для обсчета
                различных задач гидродинамики.
LXF: По каким причинам возник вопрос перехода на GNU/Linux?
Дмитрий: Эээ, давно это было. Я тогда был на 3-м курсе, то есть это,
                соответственно, 1998 год. Пришли учиться после лета, в вместо DOS-а +
                BC3.1 стоит RedHat 4.2 + GCC.
Затеяли это безобразие молодые (тогда) инженеры кафедры Бабкин Эдуард
                Александрович и Зубов Михаил Львович. В настоящий момент они
                преподают в Нижегородском филиале Высшей Школы Экономики.
Основной целью перехода была стабильная рабочая лаборатория, так как
                DOS-овский зал приходилось переставлять чуть-ли не каждую неделю.
                Студенты ведь люди увлекающиеся и им постоянно хочется
                везде поковыряться. Соответственно, зал был переведён на
                многопользовательскую OS с чётким разделением прав. Программное
                обеспечение на тот момент в общем-то устраивало: GCC как
                основное средство разработки (C/C++/Fortran77), Tcl/Tk (GUI для
                программ), gnuplot (визуализация расчётов), Postgres95, потом
                PostgreSQL (основная СУБД) и др.
А, вот ещё что вспомнил. Несколько машин с умершими винчестерами
                грузились diskless с сервера! Сначала надо было загрузочные дискетки
                вставлять, потом BootRom прошили в сетевые карты и совсем красота
                настала. Сеть тогда была ещё коаксиал.
Машины были уровня 386DX-486DX, 2-4М RAM. Потом новый зал купили
                с P166, 8M RAM, 1G HDD, Ethernet 10M, сеть сделали гибридную: от
                «гагарина» до зала коаксиал, а по залу витая пара звездой. «Гагарин» -
                это сервер у нас так когда назывался, да и сейчас главный кафедральный
                файловый сервер так называется — традиция (улыбается).
LXF: Какой был выбран дистрибутив GNU/Linux и почему?
Дмитрий: Насколько я помню как-то так: RedHat 4.2, 5.0, 5.2,
                6.2, 7.2, 8, 9, FC2, FC4. Изначально RH, потому что оказался под
                рукой. Потом сила привычки, как-то все красная шапочка да красная
                шапочка. Сейчас на лето планируется переход с FC4 на что-то более
                свежее и боюсь, что Fedorу не будем ставить. Начиная с FC2 — всё
                крайне сыро изначально, приходится море патчей накладывать, что
                порядком поднадоело. Пока не знаем, что это будет: у нас 3 человека
                включая меня этим занимаются и, соответственно, 3 разных мнения
                (Slackware, Gentoo или собрать LFS-based систему самим). Посмотрим,
                что будет (вот сказал про LFS и сразу мысль — это-ж сколько студентов
                можно делом занять без отрыва от учебного процесса).
LXF: Как на GNU/Linux реагируют студенты?
Дмитрий: Что 9 лет назад, что сейчас ситуация примерно одинаковая:
Ну вот из тех, что из второй половины получаются отличные инженеры,
                которых с руками отрывают в IT-компаниях, либо грамотные
                научные работники. А из первой как повезёт.
LXF: Возникают ли проблемы социального плана у
                преподавателей/администрации? Как они решаются?
Дмитрий: Проблемы конечно-же были и есть. Особенно у
                преподавателей, которые, как бы это помягче сказать, «прикипели к
                какому-либо программному пакету причём не первой свежести» и ни сил,
                ни желания освоить что-то новое у них нет. В каждом конкретном случае
                — подход индивидуальный. На сегодняшний практически все курсы
                читаются под GNU/Linux.
LXF: Вы на себе будучи студентом испытали переход на
                GNU/Linux. Образовательный процесс как-нибудь изменился?
Дмитрий: Принципиальных отличий я не заметил.
LXF: Какие методические материалы сейчас используются?
Дмитрий: В рамках каждого курса имеются свои наработки. В
                основном авторские.
LXF: Чего Вам сейчас не хватает для полного счастья?
Дмитрий: Свободного времени (улыбается).
LXF: Что бы Вы пожелали сообществу для того чтобы процесс
                внедрения GNU/Linux в образование пошёл активнее?
Дмитрий: Очень правильный принцип: не надо обучать студентов
                работе с программными продуктами, а надо изучать технологии,
                на/для которых эти продукты созданы. И сразу отпадает множество
                вопросов типа: «хочу уметь работать с MS SQL Server» и
                т.д. Научите человека реляционной алгебре, SQL, процедурным
                расширениям, интеграции с пользовательским ПО, и ему станет без
                разницы, что у него, SQL Server или PostgreSQL.
Соответственно, пожелать хочется осознания данного принципа максимально
                большим количеством людей, причастных к образовательной сфере.
Отправить комментарий