В театрах появятся ревизоры с диктофонами

Российское авторское общество стало проверять, в каком переводе в российских театрах играют пьесы зарубежных авторов. Инспекторы организации, записав на диктофон весь спектакль, будут разбираться, соответствует ли текст, произнесенный актерами, переводу, указанному в лицензионном соглашении.

Проверки начнутся с регионов. Как стало известно GZT.RU, на днях инспектор Российского авторского общества (РАО) сообщил администрации одного из региональных театров, что в течение месяца на спектакли по пьесам иностранных авторов будет приходить инспектор с диктофоном и записывать текст, произносимый со сцены. При этом представителям театра не предъявили нормативного документа, объясняющего необходимость и правомочность этого действия. (Собеседник GZT.RU попросил не указывать не только название театра, но и город, где он расположен, чтобы избежать конфликтов с РАО).

Роман Виктюк возмутил РАО

Одним из поводов для подобной проверки стали гастроли спектакля Романа Виктюка «Фердинандо», поставленного в продюсерской компании «АртШоуПро». Инспектор РАО, побывав на спектакле, заметил, что текст, который произносят актеры, отличается от перевода, указанного в лицензионном соглашении. Лидия Капинус, пресс-аташе компании «АртШоуПро», пояснила GZT.RU причину этого несоответствия: в РАО по ошибке отправили не тот перевод, который играют актеры, а другой.

Ознакомившись с правильным переводом, РАО сняло все претензии. Однако решило все же проверить театр. Все диктофонные записи, сделанные на спектаклях, инспектор РАО будет отправлять в Москву, в главный офис организации, на предмет проверки, сообщили администрации.

Спектакль нельзя зафиксировать

Информация о подобных проверках удивила Дмитрия Мозгового, начальника организационно-творческого отдела Союза театральных деятелей (СТД), и руководителя кабинета драматургии СТД РФ Ольгу Новикову.

«Честно говоря, я не представляю себе, как подобные проверки можно осуществить чисто технически,— сказал GZT.Ru Дмитрий Мозговой.— Записанный на диктофон текст нужно напечатать, сверить с оригиналом. Для этого нужно время и немало сотрудников». Кроме того, добавил он, непонятно, как предъявлять претензии к режиссеру или театру. Спектакль же — не картина и не книга, он не зафиксирован раз и навсегда, а меняется в зависимости от самочувствия и настроения актеров, состава зрительного зала и еще множества причин, говорит Мозговой.

По словам Ольги Новиковой, театры обычно предпочитают работать с переводчиками напрямую. Вмешательство РАО требуется только в том случае, если переводчик обращается туда с претензией. Известно немало случаев, когда режиссер составлял сценический текст спектаклей, используя несколько переводов. В этом случае он должен указать на афише и в программке фамилии всех переводчиков. Попытка проконтролировать все в спектакле до буквы, считает Новикова, «занятие бессмысленное и бесполезное».

Спектакль каждый день — разный

Инспекторам РАО не позавидуешь. Ведь любой спектакль — живая и подвижная структура, которая с трудом поддается контролю. Случается, что актеры на сцене импровизируют, искажая текст, что-то говорят своими словами. Бывает, что кто-то из них просто забыл текст, и вынужден произнести какие-то слова, чтобы спасти ситуацию. Огрехи, случившиеся на одном спектакле, могут не повториться на другом. Так что записывать варианты спектаклей и сличать их с оригинальным текстом можно до бесконечности.

В РАО GZT.RU уточнили, что на театры полномочия общества, согласно условиям его госаккредитации, не распространяются. Однако если инспектор проверял некий региональный театр, то, значит, РАО заключило с этим театром договор (например, в случае, если театр устраивает международные фестивали,— а за соблюдением прав иностранных авторов РАО следить обязано). Если такой договор есть, и театр заявил, что ставит пьесу зарубежного драматурга в переводе конкретного переводчика, то РАО оставляет за собой право это проверить, сообщил источник в организации.

В обход РАО

Некоторые театры, кстати, проблему с переводом решают просто — они сами делают перевод, напрямую договариваясь с зарубежными авторами, через их агентов, не привлекая РАО в качестве посредника. Так поступили в Российском академическом молодежном театре, готовя к постановке «Берег утопии» Тома Стоппарда. Точно так же сделали в театре «Мастерская Петра Фоменко», где поставили спектакль «Как жаль...» — единственную в России легальную постановку произведения Габриэля Гарсиа Маркеса.

Как рассказал источник в том региональном театре, куда теперь регулярно будет наведываться инспектор РАО с диктофоном, там тоже нередко сотрудничают напрямую с авторами пьес, и блюстителям авторских прав это явно не нравится.

В защиту РАО

Между тем, целый ряд именитых деятелей культуры вчера, 8 апреля, заявили, что без РАО система защиты авторских прав в России разрушится. В письме премьер-министру РФ Владимиру Путину они подчеркнули, что «сомнения в целесообразности существования самого института авторского права», которые высказывались, по их словам, в ряде недавних публикаций, могут лишить деятелей культуры «законного куска хлеба». РАО при этом они называют «основным механизмом существующей в России системы защиты» интеллектуальных прав.

Письмо подписали Никита Михалков, Эдита Пьеха, Николай Басков, Александра Пахмутова, Федор Бондарчук, Владимир Шахрин и многие другие (более 200). Были и люди театра, в частности, Олег Табаков и Армен Джигарханян. Письмо было размещено в газетах «Коммерсант» и «Ведомости» с припиской «На правах рекламы».

Пока без оценки
senorpomodor аватар

Проверяльщик с диктофоном в руках рискует уйти из театра с диктофоном с другом месте. Мне почему-то кажется, что скоро представителей этой славной конторы будут бить, причем, может быть, даже ногами.

Ваша оценка: Нет
Беляев_Николай аватар

ar ты переоцениваешь общество, приставы же существуют и чувствуют себя замечательно

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Судебные приставы действуют в рамках закона и деятельность их более-менее справедлива. Задолжал - отдай. А проверяльщик с диктофоном - это чистая самодеятельность.

Ваша оценка: Нет

Надо сразу вставлять в головы людей стандартный моск.

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Интересно, а театр не может запретить проносить диктофоны? Например, в кинотеатре не очень обрадуются, если зритель придет с видеокамерой и со штативом. Чем же театр исключение? Понятно, что диктофон можно спрятать в трусы, но тогда такая запись не будет являться доказательством вины.

Ваша оценка: Нет

А такая запись и не будет являться доказательством.
Вообще довольно странная методика проверки. Если речь идет об экспертизе, то должно быть решение суда или хотя бы постановление прокурора (в рамках расследования уг. дела например), п.э. аналогия с суд. приставами некорректна. Тогда и никакой диктофон не нужен, поставить микрофоны и писать официально. А если же РАО самовольно будет проверять (а судя по диктофону это так) то и их экспертиза полное фуфло! Любой адвокат скажет, что доказать валидность записи, т.е. ее соответствие конкретному театру и времени невозможно, а после этого режиссеру можно будет демонстративно плевать на любые постановления этого РАО.

Ваша оценка: Нет

Скажите, а насколько законна сама запись представления на диктофон? Как бы копирайт действует и на неё.

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Ровно настолько, насколько законна вся остальная деятельность этой конторы.

Ваша оценка: Нет

В общем об этом я и говорю. Если есть постановление - то это экспертиза, а в рамках нее такая запись законна, а если это диктофон, как говорится в трусах, то и запись ничем не отличается от пиратской. Насколько я понимаю, РАО только защищает права авторов, самих прав на копирование им вроде бы не делегировали, или я не прав?

Ваша оценка: Нет

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <blockquote> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика