Совсем недавно, в конце января, компания «Партнёршип фо Мьюзик» запустила в тестовом режиме программу по учёту музыки, которая публично проигрывается в общественных местах. В рамках проекта планируется установить в пятидесяти пилотных заведениях оборудование, которое будет следить за тем, какие композиции проигрываются в «звуковом оформлении» помещения, и составлять отчёты.
На основании этих отчётов будут проводиться сборы вознаграждения за публичное исполнение произведений, предусмотренные гражданским кодексом.
«Часкор» уже рассказывал об этих сборах и тех двух организациях, которые ими занимаются: Российском авторском обществе и Всероссийской организации интеллектуальной собственности. Сейчас сборы осуществляются по старинке: если диджей ставит проигрываться музыкальный диск, то он должен записать те композиции, которые прозвучали, в специальную «рапортичку». Данные из них собирают инспекторы РАО и ВОИС (чаще всего это один и тот же инспектор).
Если же в помещении звучит радио, то инспектору просто об этом сообщается, а составлением «рапортичек» в данном случае занимается администрация конкретной радиостанции. Таким образом, инициатива, предложенная «Партнёршип фо Мьюзик», позволит упорядочить сбор и распределение денег за публичку и учитывать буквально каждую песню.
Мария Орлова, юрист одного из учредителей «Партнёршип фо Мьюзик» — Федерации рестораторов и отельеров, пояснила «Часкору», что предлагаемая система учёта — это на сегодняшний день единственная альтернатива действующему порядку. Услуга для пользователей будет добровольной. По словам Орловой, никто заставлять подключаться к ней не будет. Пользователям она поможет оптимизировать расходы, снизив их на 30—40%. Система также даст возможность исключить из оплачиваемых произведений музыки, которая не охраняется авторским правом, то есть классической или народной, что в перспективе даст право требовать перерасчёта выплат. Федерация уже добилась положительного решения и поддержки проекта Росохранкультурой, которая осуществляет надзор за организациями по коллективному управлению правами.
По словам Андрея Гришкина, одного из разработчиков системы, получившей условное название «Музбокс», она предполагает не только составление автоматизированной отчётности, но и фиксацию времени звучания в сутки. Определив его и исходя из минимальных ставок утверждённых РАО и ВОИС, плательщики такого вознаграждения будут добиваться пропорциональной оплаты, тогда как сейчас она зависит не от времени, а от площади помещения, в котором звучит фоновая музыка.
Для работы «Музбокса» у клиента устанавливается компьютер с программой, на который закачивается запрошенный музыкальный контент. Клиент сам устанавливает время начала и окончания трансляции, паузы, может вносить рекламные объявления, составлять собственные музыкальные программы и менять их содержание. Факт включения этого компьютера автоматически фиксируется через интернет и определяется системой. В ходе воспроизведения музыки каждые несколько минут он отчитывается о фактически исполненных произведениях перед основным сервером. Так же автоматически списываются со счёта клиента и деньги за время исполнения музыки, при отсутствии денег на счёте компьютер просто не включится.
Есть возможность автономного использования «Музбокса»: программа будет списывать деньги и считать музыку, но клиент обязуется не менее одного раза в неделю подключать компьютер к интернету для пересылки информации на главный сервер.
Полученные деньги распределяются между РАО и ВОИС. Как пояснил «Часкору» г-н Гришкин, всю систему разработали уже три года назад, проект должен был стартовать ещё в октябре прошлого года, но из-за кризиса пришлось задержаться.
К сожалению, как уже было сказано, РАО и его сателлит, ВОИС, — это фактически олигополия на рынке авторских прав, так что без них такой учёт наладить будет крайне трудно. «К сожалению» — это потому, что желанием делать это они совсем не горят.
К примеру, Олег Патрин, заместитель генерального директора РАО, в комментарии для интернет-издания Infox.ru высказал мнение о том, что наличие такого оборудования не панацея, и лазейки, по которым незарегистрированная музыка пролезет в уши слушателей, всё-таки остаются: какой-нибудь работник заведения может включить радио, музыкальный канал или поставит компакт-диск...
По мнению Андрея Гришкина, такие опасения беспочвенны: «В правовом публичном исполнении заинтересованы сами владельцы ресторанов. Им по горло хватает самодеятельности барменов и администраторов. Поэтому софт учитывает программное управление включением и выключением фоновой музыки. Вплоть до создания расписания её звучания на месяц или два вперёд. С программированием контента и прочими забавами», — пишет он в своём блоге.
Проблема учёта авторских прав не исчерпывается только лишь подсчётом проигранных публично песен. Вторая часть — это распределение доходов между авторами и исполнителями, и здесь уже всё целиком зависит от РАО с ВОИС. Хотя существует ещё несколько крупных коллективных управляющих, у которых в управлении находится значительное число песен, сбором денег за публичку на практике занимаются только представители аккредитованных ОКУП. Затем то, что причитается авторам и исполнителям, заключившим договор с другими организациями по коллективному управлению, они перечисляют в эти организации.
Однако, независимо от того, управляет правами РАО/ВОИС или кто-то другой, для того чтобы вознаграждение перечислить по адресу, нужно этот адрес знать. То есть точно идентифицировать, кто автор и кто исполнитель конкретной песни.
Исполнителем может быть и народный хор, и музыкальная группа или какой-нибудь другой коллектив, выступающий под коллективным псевдонимом. Состав этого коллектива может меняться со временем. В итоге одна песня может существовать в нескольких студийных и нескольких концертных записях и в исполнении разных людей. В разных странах одна и та же запись может быть изготовлена разными организациями, у которых возникает смежное право на фонограмму, а за него тоже собираются отчисления. Если фонограмма изготовлена в советское время на тогдашнем монополисте, «Мелодии», то никаких договоров с авторами и исполнителями, скорее всего, не сохранилось...
Если вы уже представили себя на месте РАО и схватились за голову, то можете опустить руки. Можно поочерёдно, приговаривая каждый раз «А пошло оно всё!..» — тогда вы точно почувствуете себя на этом месте, поскольку заниматься такими глубокими изысканиями работники ОКУП, похоже, вовсе не собираются. Это даже не в интересах РАО/ВОИС: деньги не найденных авторов и исполнителей по прошествии трёх лет, срока приобретательской давности, просто переходят в собственность ОКУП... Вдобавок и контролировать распределение средств никто, кроме надзирающих органов, не может: ОКУП обязан публиковать только ежегодный итоговый отчёт распределения средств.
А теперь представьте, что в России появилась компьютерная система учёта звучащих композиций. С идентификацией каждой из них, данными о том, кому и сколько за неё платить, когда она прозвучала и сколько раз. А ещё лучше — с веб-интерфейсом, чтобы сами авторы могли посмотреть, сколько им причитается. Но, боюсь, всем этим РАО заниматься не намерено...
Поэтому в области установления авторства долго ещё будут происходить такие феерические истории, как, например, с песней «Под небом голубым», авторство которой ошибочно приписали Леониду Каганову, красочно описавшему эту историю в своём дневнике. Возможно, кому-то из работников РАО после её прочтения стало стыдно.
А может, и нет...
Отправить комментарий