Слово "Ubuntu" в переводе с зулусского означает "хорошее отношение к другим людям". Так зовут и дистрибутив Linux от компания Canonical, основанная Марком Ричардом Шаттлвортом - южноафриканским милионером, который, между прочим, в 2002 году летал в космос на корабле "Союз ТМ-34" как турист.
Главное достоинство Ubuntu, первый релиз которой появился в 2004 году – дружелюбное отношение к пользователю, Linux-системам не свойственное.
По данным сайта distrowatch.com, Ubuntu - самый популярный в мире дистрибутив Linux. Так ли это на самом деле – вопрос. Как на distrowatch.com оценили число установленных копий системы, лицензия на которую не продается, непонятно. А методика оценки не опубликована.
Так или иначе, Ubuntu успешна. Именно эту систему, например, устанавливает Dell на свои компьютеры, продаваемые в России.
Ubuntu с самого начала была избавлена от клейма "еще один свободный дистрибутив". Система сразу ориентировалась на потребителя, ценящего удобство и простоту.
Не последнюю роль сыграло и то, что компакт-диски с системой высылались всем желающим. А поскольку в ряде регионов России скоростной и доступный интернет до сих пор считается роскошью, то Ubuntu – чуть ли не единственный свободный продукт, который можно получить действительно бесплатно.
И, наконец, сообщество пользователей Ubuntu смогло решить одну из важных проблем Linux-сообщества. На форумах (даже русскоязычных, как это ни странно) поклонников этой системы откровенное хамство по отношению к новичкам, столь характерное для мест массового скопления поклонников Linux (среди которых все еще полно маргиналов, встречается довольно редко.
Пользователи Ubuntu доброжелательны и неконфликтны. Возможно, у них просто крепкие нервы, поскольку по ночам они спят, а не настраивают систему, пытаясь добиться от нее хоть чего-то путного (кстати, термин "красноглазые", применительно к таким бедолагам, возник явно не на пустом месте - когда человек не высыпается, глаза у него действительно красноватые, ну и нервишки шалят). Подключить нужный кодек, записать аудиофайл в lossless-формате, или сжать видео среди "убунтологов" не считается подвигом.
Кстати, это легко проверить. Наберите в поисковой машине какой-нибудь вопрос по Linux, и вы прежде всего увидите подробные и вежливые ответы от тех, кто выбрал Ubuntu.
С ноября доступна свежая версия системы – Ubuntu 9.10 Desktop Edition. По этому поводу мы поговорили с менеджером по работе с партнерами компании Canonical (разработчик Ubuntu) в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) Владимиром Крюковым.
Представитель компании из мира свободного ПО мог бы, по нашему мнению, меньше походить на подпольщика и отвечать на вопросы откровеннее. Однако и так получилось небезынтересно. Выяснилось, в частности, что работу над операционной системой можно спланировать до дня, и что компании не хватает людей для обеспечения OEM-поставок системы.
- Почему вы не разрешаете журналистам скачать свежий релиз за несколько дней до его официального выхода, чтобы они могли заранее подготовить обзор? Неужели именно так компания Canonical реализует принцип равенства всех пользователей?
- Ответ очень простой - до официального выхода релиза нам нечего предоставить.
У нас нет никакой "припрятанной" версии, которую мы выкладываем на сайт в день официального выхода. Мы исповедуем динамическую модель разработки. До финального релиза вы можете скачать бета-версию системы, это и будет текущим состоянием проекта.
Сборки выкладываются, тестируются, в них исправляются ошибки. Вот так постепенно и появляется система, который будет доступна в назначенный день.
- Получается, что окончательный релиз специально не тестируется? Просто назначается какая-то дата и считается, что сборка к тому моменту времени и будет окончательной версией?
- Не совсем так. Все начинается с того, что создается спецификация функциональности, которая должна быть достигнута. Затем разработчики обсуждают, что и как может быть реализовано. Составляется жесткий график с реперными точками и начинается работа - сперва альфа-версии, потом бета-версии, потом окончательный релиз.
В такой схеме все вполне предсказуемо. Из нее и берется дата официального выхода.
- Правильно ли я понял, что поставив бета-версию и регулярно обновляя ПО, я получу Ubuntu 9.10 в тот же день и точно такую же, как в случае скачивания финального релиза в момент его официального выхода?
- Совершенно верно. Просто до выхода релиза система может работать не так, как хочется. Точнее, мы не гарантируем ее стабильную работу.
- В Сети иногда встретишь мнение, что Ubuntu - просто игрушка Марка Шаттлворта. Мол, есть добрый и немного эксцентричный миллионер, который финансирует весь этот глубоко убыточный проект. И сотрудники Canonical, в свою очередь, живут вполне вольготно, поскольку могут не думать о прибылях и убытках. Так ли это?
- Как человек, работающий в отделе продаж и имеющий очень агрессивное соотношение бонуса и фиксированной части зарплаты, могу смело сказать, что это ошибочная точка зрения.
Информация о финансовом положении Canonical не разглашается, поскольку компания частная. Но с Canonical сотрудничают Dell, Intel, HP, Acer, IBM, Toshiba, Sun Microsystems (теперь как часть Oracle) и многие другие организации. Каждая из них перед подписанием контракта очень тщательно проверяет будущего поставщика.
- А как компании, специализирующейся на разработке и продвижении свободного продукта, заработать денег на свободном рынке? Для России, кстати, этот вопрос очень актуален - иногда даже кажется, что без господдержки в виде тендеров наш СПО-бизнес быстро исчезнет. Хотелось бы узнать, как обстоят дела в мировом, так сказать, масштабе. Отличается ли чем-то бизнес на СПО от "продажи байтов"?
- Отличается существенно. В случае с проприетарным продуктом цикл будет примерно таким: инвестиции - разработка программы - продажа - возврат денег с прибылью. Он достаточно прост и понятен. Больше продал - больше получил.
А если предприятие занимается свободным ПО, то клиент оплачивает только нужные ему услуги, и объем поступлений от него будет расти нелинейно. Сначала увеличивается пользовательская база, что, в свою очередь, способствует повышению доверия к продукту.
Например, в наиболее привлекательном для IT-бизнеса финансовом секторе внедрения возможны только после того, как появится значительное количество положительных отзывов. Поэтому для СПО нормально, когда первое время денежные поступления невелики.
Но потом рост носит взрывной характер.
- Получается, что популяризация решения - чуть ли не основная часть бизнеса. Так?
- Популяризация - существенная часть бизнес-модели. В принципе, можно разложить стратегию на несколько составляющих.
Сначала надо создать качественный продукт. Качественный в смысле надежности и удобства как для пользователя, так и для разработчика.
Потом следует заняться его продвижением и популяризацией. Мы, кстати, занимаемся этим очень давно и вкладываем сюда серьезные ресурсы.
Только затем начинается коммерческая фаза, к который мы сейчас и переходим. Точнее, уже практически перешли – услуги по технической поддержке оказываются нами довольно активно.
- Насколько велика в бизнесе Canonical доля OEM-поставок?
- Canonical не публикует финансовых отчетов с разделением по секторам. Могу только сказать, что еще два года назад было немного коммерческих платформ. Фактически, единственным нашим крупным клиентом был Dell. Сейчас же ситуация радикально изменилась. Наша инженерная группа полностью загружена, и требуется заранее планировать ее время. Мы продолжаем прием сотрудников на работу – нам нужны хорошие специалисты и у нас есть, чем им платить.
- Сейчас в России идет кампания, направленная против OEM-поставок системы Windows. Вы же утверждаете, что никаких проблем с производителями компьютеров у вас нет - много партнеров, есть спрос и т.д. Что же надо сделать для того, чтобы машины с предустановленной ОС Linux появились на российском рынке?
- У нас есть и российские (K Systems, Formoza) и международные партнеры (Dell, Toshiba). ПК с Ubuntu предлагаются и продаются уже сейчас. K Systems сообщала о том, что доля систем с Ubuntu доходит до 38%.
Я считаю, надо не бороться с Windows, а делать еще лучший Linux. Тогда будет и спрос со стороны пользователей и большие поставки. Мы понимаем, что пользователи в своей массе очень инертны. Linux должен быть на порядок лучше, чтобы рядовой пользователь согласился с тем, что вместо Word нужно запускать Writer.
- Заговор вендоров против Linux имеет место, или нет?
- Нет. Есть лишь один большой игрок, который не особенно рад популярности Linux. У остальных просто существует мнение, что Linux не очень востребован конечным пользователем. Дистрибьютор осторожно и неохотно заказывает такой товар. Вендор же поставляет то, что требует дистрибьютор.
- Репрессивные меры против поставок Windows помогут решению проблемы?
- Идеальная картина - предоставление равных возможностей различным рыночным продуктам. Давайте в качестве примера рассмотрим борьбу с пиратским ПО. С одной стороны, это как-то повысило интерес к Linux. С другой – пользователь стал видеть в свободном ПО некую "халявную" Windows. Поскольку это не так, в результате наступает разочарование, что вряд ли можно считать положительным эффектом.
Эффективнее спокойно и планомерно развивать систему. Сейчас на рынке есть игроки, готовые работать грамотно, ответственно, без непредсказуемых действий – на них и надо рассчитывать. Ориентироваться следует на естественный эволюционный процесс.
Показательный пример - компания "1С", продукты которой некоторое время назад работали только с Windows. Серверная составляющая платформы "1С:Предприятие 8.2", выпущенная в сентябре, работает и на Ubuntu. Это очень важная новость для нашего рынка. И таких новостей будет много. Linux становится платформой, которой не только интересно, но и выгодно заниматься. Популярность свободных решений будет расти. Поначалу не быстро, но расти. А будет спрос – будет и предложение.
На lenta.ru была хорошее интервью
http://lenta.ru/conf/krukov/
Подтверждаю! Хотя бы на примере ALTLinux. На их форуме, хамство от "титулованной" элиты и разномастных мастеров, вкупе с модерами, процветает махровым цветом!
Отправить комментарий