Вдруг из подворотни…

В распоряжении «Частного корреспондента» оказались предложения Министерства культуры России по изменению 4-й части Гражданского кодекса, которые мы сегодня и публикуем. И готовы поделиться впечатлением: изумление. Как от встречи с Тараканищем.

За два с половиной года, прошедших с момента вступления в силу 4-й части Гражданского кодекса РФ, регулирующего отношения в сфере авторского права и интеллектуальной собственности, накопилось уже достаточное количество прецедентов, складывающихся в картину тех самых перемен, которые закон должен принять во внимание.

Наступающей осенью Институт частного права, по всей видимости, подготовит свои рекомендации по изменению этой части российского законодательства. Желающих помочь институту в этом непростом деле хватает. Есть среди них и общественные организации типа Ассоциации интернет-издателей, выступившей в январе 2010 года с открытым письмом к Государственной думе (его копия была получена и Институтом частного права), и бизнес-лобби, и министерства. Однако некоторые предложения вызывают глубокие сомнения в том, что поправки вообще нужны. Лучше бы их и не было вовсе: не вполне уже современный закон вместе с внесёнными в него такими изменениями станет отличным препятствием для развития страны.

В распоряжении «Частного корреспондента» оказались новые предложения Министерства культуры России по изменению 4-й части Гражданского кодекса. Эти предложения за подписью замминистра культуры Е.Э. Чуковской 30 июля 2010 года были направлены в адрес Института частного права и, можете быть уверены, будут рассмотрены цивилистами-профессионалами всерьёз. Собственно, на это вся и надежда. Те изменения, которые предложило министерство культуры, противоречивы, непоследовательны и чреваты весьма пагубными последствиями.

В основном предложения Минкультуры касаются двух тем — оцифровки библиотечных книг и контроля за соблюдением авторских прав в интернете. Проблема оцифровки книг стоит действительно достаточно остро, что понимает и российская власть, в частности, недавно говорил об этом и президент России Дмитрий Медведев. Давно уже говорят об этом и библиотекари. Решение проблемы, однако, упирается в прямой запрет библиотекам на оцифровку книг, содержащийся в ст. 1275.2 ГК.

Самый простой выход из тупика — разрешить библиотекам оцифровку (а требования по порядку предоставления возможности ознакомления с цифровыми копиями в законе уже прописаны) — встречает яростное сопротивление правообладателей, для которых мысль о том, что они мало того, что ничего не получают за то, что библиотеки безвозмездно (и, о ужас, без согласия правообладателей и без выплаты денег) дают возможность читать изданные ими бумажные книги, так ещё и могут (ст. 1274 ГК) делать это с книгами оцифрованными, невыносима.

Чем же «хуже» оцифрованные книги бумажных? Если послушать издателей — тем, что их «легко скопировать пиратам». Издатели делают вид, что они не знают о существовании сканеров, или полагают, что сканеры есть не только у издателей. О чём обычно издатели умалчивают или говорят только в своём узком кругу, так это о том, что у них самих, как правило, нет прав на оцифровку книг. До обновления закона об авторском праве 2004 года приобретать у авторов права на электронные версии книг издателям в голову не приходило, да и потом они не слишком заботились об этом. К 2008 году, когда вступила в силу 4-я часть ГК, определившая электронную публикацию отдельным охраняемым способом воспроизведения произведения (извините за аллитерацию), большинство издателей пришло без «электронных прав». Спохватившись, они стали в обязательном порядке включать в договоры с авторами и этот вид воспроизведения, но де-факто дефицит легального цифрового контента — во многом вина самих издателей. И им чертовски хочется — и трудно их в этом упрекнуть — заработать хоть немного и на реализации электронных прав.

Что же предлагает министерство культуры? Во-первых, выплачивать деньги авторам за «безвозмездное пользование» книгами. Слово «безвозмездное», согласитесь, здесь, очевидно, уже совсем неуместно, но авторов минкультовских предложений это нисколько не смущает. Равно не смущает и то, что по закону о библиотеках они обязаны предоставлять книги для чтения своим пользователям именно безвозмездно. Может быть, вы думаете, это вознаграждение должно выплачивать государство или библиотеки, что отчасти выглядело бы благородно и даже целесообразно? Нет. В финансово-экономическом обосновании предложений специально указывается, что бюджет будет ни при чём, а в пояснительной записке к закону — странно, что не в самом законе, поскольку напрямую из предложенных поправок это вовсе не следует — уточняется, что платить будут читатели.

И куда же пойдут эти деньги? И как именно? Заключать договоры с сотнями тысяч авторов библиотеки не смогут и не станут. Минкультуры предлагает уже опробованный на музыке метод — организация по коллективному управлению правами (ОКУП) с госаккредитацией. Именно она, по мысли министерства, будет собирать деньги с пользователей, видимо посредством библиотек, и заключать договоры с авторами. Если судить по практике работы РАО и аналогичных ей организаций, особенно усердствовать по части поисков авторов новая ОКУП не будет — она будет только «предпринимать все возможные усилия». Но деньги будет собирать за всех, пользуясь статусом уполномоченной на это государством организации, по-братски делясь нераспределёнными деньгами с авторами, которые сообразят подписать с новой ОКУП договор.

Самое забавное в предложениях Минкультуры — это полное отсутствие указания на то, откуда же возьмутся эти самые электронные книги, из-за которых весь сыр-бор. В поправках министерства ст. 1275.2, запрещающая оцифровку, даже не упоминается. За что же тогда, интересно, будут собирать деньги? Тут Минкультуры явно проглядело корень проблемы.

Электронные книги, впрочем, не единственное, что интересует министерство культуры в ГК. Главный, если судить по объёму предложений, интерес чиновников культуры — это, как ни странно, интернет. Обоснование простое — именно в интернете авторские произведения защищены хуже всего. Ну да, они же, как говорят издатели, там так «легко копируются». Фактически предложения министерства по части контроля за соблюдением авторских прав в Сети представляют собой этакий «мини-закон об интернете». Чиновники дают определение оператора интернет-услуг, которым, по их мнению, должно считаться «лицо, которое осуществляет деятельность, обеспечивающую использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в информационно-телекоммуникационных сетях».

И кто же это на самом деле? Уточняет это, опять же вопреки здравому смыслу, пояснительная записка, а не закон: это прежде всего интернет-провайдеры, контент-провайдеры и владельцы сайтов. А если следовать букве определения — кто угодно, любой активный пользователь или блогер. И вот этот самый «оператор интернет-услуг» несёт ответственность за нарушения авторских прав. Он должен следить за этими нарушениями, доносить о них в контролирующий орган (читай: министерство культуры). А если он не будет этого делать, то Минкультуры будет требовать блокировать работу или оператора, или пользователя его услуг. Пояснительная записка отдельно уточняет, что торрент-трекеров развелось слишком много и располагаются они часто за границей, так что провайдеров надо обязать закрывать к ним доступ. А тех, кто размещает ссылки на нарушающий чьи-то авторские права контент, — наказывать. Думаете, сложно построить «великий российский интернет-занавес»? Отнюдь. Будет ли он эффективным — вопрос, ответ на который требует профессиональных знаний и опыта. Минкультуры, видимо, этого не требуется — ему просто нужно всех наказать.

Всех надо наказать, наказывать будет министерство культуры. Или не наказывать — это уже, видимо, как министерство культуры решит. Как вы думаете, зачем ему понадобилось становиться Большим Культурным Братом? Неужели мало других забот? Полагаю, других забот хватает, но ведь всем хочется порулить такой современной и бурно развивающейся сферой, как интернет. Интернету ведь так не хватает рулевого…

Вот выйдет он из подворотни, рыжий весь, усатый, порычит, покричит, пошевелит усами — и все сетевые хорьки задрожат, упадут в обморок. Впрочем, это неправильная реакция. Правильная — отдать деньги, чтобы не трогали. В конце концов, рестораны и кафе ведь так и поступают — отстёгивая, кто сколько может, назойливым и всё время угрожающим отправиться в прокуратуру инспекторам организаций по коллективному управлению правами.

Честное слово, лучше бы министерству культуры заниматься культурой. Законодательная инициатива получилась у чиновников просто на загляденье некачественной — нелогичной, непоследовательной и выдающей фантастический уровень компетенции авторов предложений как в авторском праве, так и в том, что такое интернет. Закон даже в нынешним его виде явно качественнее, чем то, что хотят сделать с ним чиновники от культуры. А ведь его и в самом деле можно и нужно улучшить.

Пока без оценки

Замечательно. Валить надо отсюда. И зачем мне интернет тогда? И библиотеки скоро закроют... И телевидение только лебединое озеро показывать будет... А по всей стране диски по 100 рублей с АвтоКАДом продаются (спасибо продавцам - вспомнил юность студенческую и автоКАД)...

Ваша оценка: Нет
Отправить комментарий
КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика