Команда проекта Haiku, которую собрал Майкл Фиппс (Michael Phipps) для возрождения операционной системы BeOS, сумела активизировать усилия и объявила о выпуске первой бета-версии до конца текущего года. Если энтузиастам удастся сдержать свое обещание, это будет отличный результат 11-летней работы: проект под начальным названием OpenBeOS был запущен в далеком по меркам IT-индустрии 2001 году, когда права на систему BeOS были проданы компании Palm.
Поклонников BeOS можно понять, если учесть, насколько передовой оказалась эта система для своего времени, и как много преимуществ она способна принести на современном оборудовании. С самого начала система BeOS задумывалась, как экономичная, утилитарная платформа для работы с медиа-данными. Еще одним важнейшим преимуществом BeOS является ее направленность на многопоточную обработку. Фактически, вся система строится на потоках исполнения: даже первые машины с предустановленной BeOS были двухпроцессорными, а операционная система помогала эффективно использовать все доступные ресурсы при обработке музыкальных записей и видеоматериала.
Конечно, отрисованный с помощью векторной графики интерфейс платформы Haiku, воссозданный из последней официальной версии BeOS R5, не сравнится ни с Mac OS X, ни с Windows 7/8, ни с современными версиями Linux. С другой стороны, он вполне справляется со своими задачами – обеспечивать навигацию по приложениям и обслуживать оконные компоненты. Сейчас всеми правами на BeOS владеет японская компания Access, но она не только не мешает разработчикам Haiku патентными претензиями, а даже помогает, предоставляя необходимую документацию.
Стоит заметить, что почтенный возраст проекта нисколько не умаляет достоинств платформы BeOS и ее наследницы Haiku. Это не ностальгические попытки поддерживать жизнь в морально устаревшей системе, а продуктивная работа по внедрению технических принципов, опередивших свое время на много лет. Даже сейчас, когда системой занимается малочисленная команда разработчиков, когда системе остро не хватает драйверов под современные видеоускорители и контроллеры накопителей, платформа Haiku все равно может похвастаться работой практически на любой машине с x86-процессором и хоть какой-нибудь памятью.
Текущие сборки Haiku OS занимают на жестком диске не более 700 Мб, а в оперативной памяти – около 127 Мб. Активное сотрудничество разработчиков с миром Linux-систем помогло реализовать такие необходимые современной платформе приложения, как диспетчер пакетов для установки и удаления приложений, а также web-браузер и почтовый клиент. Следует заметить, что даже при активном заимствовании кода из Linux-приложений сторонники Haiku все равно считают свою платформу более перспективной, поскольку она лучше приспособлена к реальной многопоточной обработке, а также к продуктивному использования многоядерных и многопроцессорных систем. По мнению сторонников, именно передовые технические решения, заложенные в систему, помогают ей сохранять актуальность и сейчас, в эпоху господства мобильных аппаратов с гигагерцовыми процессорами и несчетного количества ядер в каждом новом настольном ПК.
Развернутую статью о грядущей реинкарнации BeOS в системе Haiku OS 1.0 (должна выйти в начале 2013 года) можно найти в отраслевом журнале IEEE Spectrum. Узнать больше о проекте Haiku OS и загрузить образы установочных дисков можно на официальном сайте проекта по адресу http://haiku-os.org.
Источник:
http://soft.mail.ru
Здорово. Пускай пилят. Будет альтернатива Linux, если таковая когда-нибудь понадобится :)
Однако то что "всеми правами на BeOS владеет японская компания Access" не очень-то радует. Пока проект молодой, она им помогает. А как разовьется, то вполне может захотеть получать патентные отчисления с пользователей. Да и просто компанию вполне могут выкупить конкуренты, а те в свою очередь прикроют проект.
Отправить комментарий