Как не нарушить чужие авторские права, включая музыку в публичном месте? Об этом "Народная экономика".
Пиратство как бизнес. Только на компьютерных программах пираты зарабатывают ежегодно миллиарды долларов. То есть, официальные производители те же миллиарды теряют. Если смотреть по объемам поддельного программного обеспечения, Россия не входит даже в двадцатку - тут Грузия на первом месте - 93%. Но если считать деньги, мы третьи в мире. С ежегодным объемом почти в 3 миллиарда долларов. Больше только в Китае и США. При этом в Соединенных Штатах самый низкий уровень пиратства, но, получается, очень дорогие подделки.
Что касается нарушения других авторских прав, суды все чаще выписывают штрафы за использование, к примеру, музыки в коммерческих целях. В Нижнем Новгороде владельца маленькой парикмахерской оштрафовали на 80 тысяч за включенное радио. Пиратом предприниматель стал по неведению, но от ответственности это не освобождает.
В сети салонов красоты недавно на себе почувствовали, что такое пиратство. В регионах появились самозванцы, прикрывавшиеся их брендом. Руководитель решил бороться с пиратами, начав с себя. В этих стенах музыка до сих пор играла незаконно. После переговоров с Российским авторским обществом заключили договор на ее легальное использование.
"Нам дали хорошую цену, нам дали лояльные условия, нам сказали, что мы можем теперь любой формат музыки крутить", - говорит руководитель сети салонов красоты Игорь Стоянов. Но такая инициатива, говорят в организациях по защите авторских прав, большая редкость.
"На практике бывает чаще всего в обратной последовательности. То есть наши представители, инспекторы, агенты приходят в такие организации, объясняют, в чем заключается процедура соглашений. Ну, и большинство представителей бизнеса заключает эти соглашения и исполняет свои обязанности", - говорит заместитель генерального директора Всероссийской организации интеллектуальной собственности Виктор Осипов.
Чем больше площадь заведения или количество посадочных мест в нем, тем ставки выше. Есть еще нюансы, работающие на увеличение. В их числе - платный вход или статус места. К примеру, ресторан заплатит больше столовой. В среднем, с одного посадочного места - сбор 2 рубля в день. То есть 120 рублей в месяц. Если подсчитать, то музыка в небольшом заведении на 20 мест обойдется примерно в 2400 рублей. А вот чтобы развлечь 100 человек, придется заплатить уже все 12000. Но все же суммы, выплачиваемые добровольно, не ударят по карману предпринимателей так, как штраф.
"Законодательство устанавливает размер компенсации, которую авторы или правообладатели могут требовать с предпринимателя, который незаконно использует музыкальное произведение. Это от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей в пользу одного автора", - сообщил заместитель генерального директора Российского авторского общества Олег Патрин.
Если факт коммерческого использования музыки налицо, у предпринимателя выиграть такой процесс шансов нет. К примеру, занятия танцами. Ведь за уроки без музыкального сопровождения клиенты вряд ли станут платить. А вот если получение прибыли с игравшей музыкой никак не связано, юристы считают, тут можно и поспорить.
"Если человек, занимаясь своими прямыми обязанностями, в магазине где-то ставит радио и слушает его сам, то можно обоснованно заявлять, что здесь имеет место личное использование", - говорит юрист Андрей Закатаев.
Но даже на публичном использовании музыки в коммерческих целях можно сэкономить. К примеру, превратить обычное кафе в ретро. Закон об авторском праве не защищает записи старше 50 лет. Поэтому винтажные мелодии можно крутить хоть круглые сутки, закон при этом не нарушая.
Певица Виктория Дайнеко о вознаграждении исполнителям за использование записи узнала после первого своего хита. Телефон просто разрывался от сообщений мобильного банка. Постоянные выплаты для нее своеобразная шкала популярности собственных песен.
"Когда все становится как-то организованно, то ты понимаешь, что не зря работаешь", - говорит Виктория Дайнеко.
Впрочем, некоторые музыканты от своих прав отказываются намеренно. Они специально выкладывают музыку в сеть и только рады ее повсеместному использованию. Это их способ обрести популярность, и за такую музыку не нужно платить.
В 17 городских музеев Петербурга без очереди и по единому билету. В Северной столице презентовали карту гостя - новую услугу для иностранцев, которую планируют опробовать уже в августе. Аналоги программы есть во многих европейских столицах. Помимо экскурсий обладатели карты получат скидку на отели, такси, на меню ряда ресторанов и несколько бесплатных поездок на общественном транспорте. Базовый пакет без малого 2 тысячи рублей. Это на 7 дней. Но должны появиться и более краткосрочные варианты. Для детей будет своя карта, которая вполовину дешевле взрослой.
Наталья Семенихина
Может последний абзац обрезать?
(Так сказать, в целях борьбы с копипастой, оставим только начало статьи;-))))
Последний абзац — это Наталья Семенихина, поэтому обрезание не представляется возможным. :)
Это уже подпись:))
Я про некий "билет туриста", который к основному содержанию как-то мало относится (((-:
Вроде бы система эквивалентна американской -- при оплате определённой суммы можно использовать любую музыку вообще.
Отправить комментарий