Знаете, кто враг № 1 индустрии развлечений? Правильно, пираты. Но не те мрачные персонажи за лотками, продающие болванки с четырьмя, а то и с восемью фильмами на одной. Главные враги развлекательной индустрии — мы с вами. Те, кто смотрят кино, слушают музыку, играют в компьютерные игры. Дело в том, что большинство из нас или уже обмениваются файлами, или скоро познакомятся с файлообменными сетями.
То, что мы скачиваем, — это еще полбеды. Самое ужасное, что мы этим делимся и обмениваемся. В принципе в этом нет ничего нового. Помните, как в начале 1990-х дети менялись картриджами для «денди»? И переписывали друг другу аудиокассеты? Просто сегодня все происходит в невиданных доселе планетарных масштабах. Надо заметить, впрочем, что индустрия развлечений впадает в истерику после каждого технологического витка: те же аудио- и видеомагнитофоны с функцией записи в 1980-х совершенно безуспешно пытались запретить, как и сегодня пытаются запретить файлообмен. Тот ужас, который испытывают музыкальные лейблы и голливудские студии перед интернет-пиратством, не идет ни в какое сравнение с опасениями конца XX века.
Все началось с Napster. Эта небольшая программка стала первой популярной файлообменной системой. И внезапно у людей появился доступ ко всей музыке в мире — от популярных в то время Бритни Спирс и Рики Мартина до полузабытых записей независимых лейблов 1970-х годов и народных песен алеутов. Следует уточнить — доступ ко всему, что уже выложено кем-то для обмена. В любом случае это была революция. Несмотря на то что ребят, делавших Napster, в конце концов засудили по самое не балуйся за предоставление доступа к защищенному копирайтом контенту (в США для тюрьмы и ссылки достаточно) и вынудили прикрыть проект (перейдя несколько раз из рук в руки, Napster теперь предлагает тот же файлообмен, но за деньги и с выплатой отчислений студиям), сама идея файлообменных сетей взбудоражила массы интернет-пользователей. Пусть в США были приняты забавные законы, ограничивающие свободу распространения информации в Сети, а компании-разработчики этих проектов закрывались, но на их место приходили новые энтузиасты, а сами файлообменные сети, оставшись без внешней поддержки, продолжали жить своей собственной жизнью. Вслед за Napster пришла WinMX, а потом Gnutella, которую закрыть оказалось уже невозможно, потому что в ее основу был положен принцип децентрализации.
Самой опасной с точки зрения нарушения копирайта технологией файлового обмена можно считать протокол BitTorrent. Правообладатели исходят слюной, даже правительство США посылает гневные запросы в Швецию, где разместился самый большой и «наглый» торрент-трекер в мире Pirate Bay. Что мешает шведам просто взять и закрыть этот «пиратский сайт»? Мешает, как ни странно, именно закон. Все дело в архитектуре системы. Файлы, которые вы качаете по торрент-протоколу из Интернета, не лежат на каком-то конкретном сервере, который может быть легко закрыт по первому письму от правообладателя. Файлы располагаются на компьютерах других пользователей. На сайте-трекере в торрент-файлах хранится информация о местоположении этих файлов. По сути, на трекере нет никакой защищенной копирайтом информации, есть только ссылка на место хранения этой информации, а по закону большинства стран (США в число этих стран не входят) за одну только ссылку никого засудить нельзя.
Поскольку прикрыть рассадники пиратства оказалось невозможно, музыкальные лейблы и кинокомпании решили действовать на средневековый манер. Взять парочку-другую пользователей-нарушителей и показательно отрубить им головы, выставив их на обозрение всей деревни, то есть засудить на астрономические суммы и распиарить в СМИ. В результате под карающий меч блюстителей интеллектуальной собственности попали совсем уж нелепые категории граждан вроде бедных студентов, матерей-одиночек и 12-летних школьниц. Неудивительно, что подобные прецеденты не добавили симпатий сторонникам копирайта, но лишь обозлили общественность. Очевидно, что подобные меры неэффективны. Торрентам все возрасты покорны. Кроме того, кроме публичных трекеров, есть еще и приватные, куда вы не попадете без приглашения его членов. Как однажды заметил крупнейший исследователь Интернета профессор Мануэль Кастельс, «треть населения страны не может быть преступниками». Впрочем, уже сейчас есть разработки анонимных файлообменных сетей вроде I2P или Mute, пользователям которых вообще ничего не угрожает. Что будут делать правообладатели после того, как эти файлообменники наберут популярность, совершенно непонятно. Мир меняется, и вместе с ним меняются привычные модели бизнеса, так что рано или поздно издателям придется или измениться, или отойти в сторону и остаться в истории.
Отправить комментарий