Вице-президент Еврокомиссии по цифровым технологиям Нели Крус раскритиковала традиционную систему авторских прав.
Смелая чиновница заявила, что копирайт стал восприниматься как инструмент наказания. «Люди больше не хотят слышать ни слова об авторском праве и ненавидят всё, что с ним связано», — сказала она, выступая в институте Forum D'Avignon.
К тому же старая система уже давно не работает как инструмент признания и вознаграждения творческих личностей и коллективов. По словам г-жи Крус, в некоей большой европейской стране 97,5% деятелей искусств получают благодаря системе авторского права меньше €1 000 в месяц. «Они избрали невероятно трудный путь, чтобы заработать на жизнь», — отметил она.
Комиссар отметила, что компаниям следовало бы не препятствовать развитию новых технических средств распространения художественных произведений, а самим пользоваться преимуществами, которые они предоставляют. Интернет и «облака» предлагают «совершенно новый способ приобретения, доставки и потребления культуры». Г-жа Крус признаёт, что дело не только в корпорациях, но и в существующей правовой структуре, которая оказалась недостаточно гибкой, чтобы позволить всем и каждому извлечь выгоду из цифровой революции.
Тем временем правообладатели не устают жаловаться на «ущерб», наносимый теми, кого они называют интернет-пиратами. Власти и суды различных стран время от времени реагируют, блокируя доступ к сайтам, которые помогают людям всего лишь обмениваться музыкой, фильмами, играми и ПО. Некоторые страны (Новая Зеландия, Франция) к тому же угрожают отключать поклонников таких библиотек от широкополосных услуг.
Г-жа Крус не в первый раз обвиняет бизнес в недостаточной адаптации к цифровой эпохе. Комиссар продолжает бороться за панъевропейскую систему лицензионных соглашений, а также критиковать Великобританию за то, что там электронные книги облагаются бóльшим налогом, чем обычные.
К сожалению, комиссар не дала никаких определённых ответов о том, что должно заменить нынешнюю систему авторского права. Она только упомянула некие «новые бизнес-модели». «Во времена перемен нам нужно творчество, нечто, выходящее за рамки стандартного мышления: творчество — чтобы преодолеть этот сложный период, творческие бизнес-модели — для монетизации искусства, — сказала г-жа Крус. — Новые идеи, которыми могли бы воспользоваться художники, погибают прежде, чем они могут показать свои достоинства. Это необходимо изменить».
Все это давно известно и было сказано миллион раз. Ну не действуют такие убеждения на копирастов. Это как доказывать рэкетиру, что рэкет не работает как инструмент извлечения прибыли, что нужно искать новые модели и это в то время, когда суды старательно помогают копирастам отсуживать какие-то дикие, астрономические суммы.