— Дэвид, да ты как старик! — Мэтт Флэннери, владелец сайта общественных займов Kiva, никак не мог взять в толк, почему же я отказываюсь оставаться на связи в «Фейсбуке». — «О чем ты беспокоишься?» — подшучивал он надо мной в перерывах на конференции PINC в Голландии. — «Только старики беспокоятся о приватности».
Признаюсь, Мэтт, я уже перешагнул 30-летний рубеж и все еще не использую смайлы в деловой переписке. Но позволь мне объяснить, почему я не являюсь активным пользователем «Фейсбука», не вывешиваю на Blippy покупки, сделанные по кредитной карте, не позволяю Google Buzz видеть мою адресную книгу и даже не публикую свою ДНК на 23andme.com. Такое осторожное использование социальных сетей не имеет ничего общего с паранойей насчет приватности, и, да, я ценю эти сервисы за беспрецедентную прозрачность и возможность с легкостью поддерживать связи. Но что меня беспокоит, так это цена, которую мы платим, все больше погружаясь в эти имеющие собственников сети. Вот полдюжины причин.
Частные компании существуют не ради ваших интересов
«Фейсбук» и «Гугл» зарабатывают деньги, продавая рекламодателям возможность показывать объявления целевой группе потребителей. Это объясняет бесконечную череду соглашений о конфиденциальности на сайтах — все делается для того, чтобы было проще купить доступ к вашим «лайкам», интересам, фотографиям, друзьям, намерениям совершить какую-то покупку. «Фейсбук» сделал многое, чтобы пользователям было сложнее понять, чем именно они жертвуют, — поэтому, например, документ, описывающий правила хранения личной информации в соцсети вырос с 1 004 слов в 2005 до 5 830 в этом году (газета «Нью-Йорк Таймс» сравнивает его с конституцией США, в ней всего 4 543 слова). Марк Цукерберг однажды презрительно пошутил про «тупых ублюдков», которые «доверяют мне». Я восхищаюсь бизнесом, который посторил Цукерберг, но я не доверяю ему.
Социальные сети лишают нас возможности начать с начала
«Когда вы молоды, вы совершаете ошибки и делаете разные глупости», — так президент Обама предостерегал старшеклассников из Виргинии в сентябре прошлого года. «Внимательно относитесь к тому, что вы пишете в „Фейсбуке“, потому что в нашу ютубовскую эру все, что вы сделали, когда-нибудь снова всплывет в вашей жизни». Он прав: то, что единожды попало в онлайн, может преследовать вас всю жизнь. Как сказал писатель Жарон Ланье в своей недавней лекции, если бы у Роберта Циммермана из городка Хибинг в Миннесоте был в свое время профиль в «Фейсбуке», то он вряд ли бы смог родиться заново нью-йоркским битником Бобом Диланом.
Информация, которую вы предоставляете с какой-то одной целью, может быть использована для чего-то другого
Вы делаете звонок, чтобы заказать пиццу, а компьютер телефонного оператора уже имеет доступ к статистике вашего участия в выборах, истории трудовой деятельности, книгам, которые вы брали в библиотеке — все «просто встроено в систему» для вашего удобства. Девушка из службы доставки предложит низкокалорийную пиццу с тофу, потому что ей известен точный объем вашей талии, она добавит к чеку стоимость доставки, потому что вчерашнее ограбление в вашем районе автоматически поместило его в «оранжевую зону», и она будет настороже, потому что последняя книга, которую вы взяли в библиотеке, называлась «Как справиться с депрессией». Это тот путь, по которому мы идем, и поверить в это совсем несложно. Уже сейчас исследования показывают, что 35% компаний принимают решения о приеме на работу, сверяясь с личной информации соискателей в социальных сетях. Вам кажется, что вы сможете контролировать, что будет происходить с вашими личными данными?
Есть вероятность, что личная информация будет использована против вас
Марк Цукерберг любит повторять, что во все более прозрачном мире «у вас есть только одно „лицо“; времена, когда вы примеряли разные роли для коллег или друзей, проходят очень быстро». Это должно полностью устраивать Марка Цукерберга и его бизнес, но для наших многослойных жизней это совсем не так. Обиженный экс-партнер, соперник на работе, страховой агент или политический оппонент могут публиковать информацию, способную навредить или как минимум изменить ваш образ в глазах других.
Люди ошибаются и болтают больше, чем бы им хотелось
Чтобы понять, как много личной информации люди непреднамеренно сливают в «Фейсбук», зайдите на youropenbook.org и попробуйте поискать что-нибудь вроде cheated on my wife или my new mobile number is или feeling horny. Уверен, что большинство пользователей, об интимных подробностях которых вы прочитаете, даже не догадываются, что их посты так свободно распространяются. Они действительно дали Цукербергу свое согласие на это?
И кроме того, почему мы позволяем бизнесу вторгаться в наше общение с друзьями?
Как-нибудь вам следует прочитать те 5 830 слов: «Фейсбуку» принадлежат права на вашу личную информацию, и компания может продать ее кому угодно, кто готов заплатить. Да, регистрация бесплатная, но стоит задаться вопросом насколько эта «общественная польза» (их собственный термин) представляет интересы 500 миллионов человек.
Можете не верить мне, Мэтт, но молодые пользователи становятся осмотрительнее в том, как социальные сети используют их личные данные. Результаты последнего исследования центра Pew Internet and American Life Project среди 2 тыс. американцев говорят, что 44% опрошенных в возрасте от 18 до 29 лет ограничивают доступ к персональным сведениям в онлайне — сравните эту цифру с 33% пользователей в возрасте 30-49 лет.
Считайте меня занудой, но это тренд, которым я с радостью делюсь с друзьями. Лично.
Дэвид Роуэн — редактор британской версии журнала Wired. Ведет ежемесячную колонку о технологиях в GQ. Этот текст впервые появился в сентябрьском номере GQ.
"Признаюсь, Мэтт, я уже перешагнул 30-летний рубеж и все еще не использую смайлы в деловой переписке."
Ха-ха-ха-ха!
Хорошая мысль:) - я бы использовал!
Но я не деловой.
Отправить комментарий