Все, что вы скажете в соцсетях, может быть использовано против вас

Вслед за повальным увлечением всего мира социальными сетями и быстро пережитой эйфорией от информационной открытости многие стали задумываться, а насколько правильно делать свою жизнь настолько открытой и к каким последствиям это может привести?

Для кого-то страничка в Facebook («Одноклассниках» или «В контакте») лишь окно в мир и площадка для обмена информацией, а кто-то начинает прямо-таки жить в виртуальном мире и раскрывает неограниченному кругу людей (друзей, знакомых, друзей знакомых, а также друзьям друзей знакомых) детали своей личной жизни, подробно рассказывая об увлечениях, предпочтениях, подкрепляя это все откровенными фотографиями и соответствующими комментариями.

Все чаще я слышу опасения активных пользователей социальных сетей относительного того, что такая открытость «до добра не доведет». В первую очередь эти опасения связаны с карьерными устремлениями и переживаниями, что вездесущий работодатель приглядывает за всеми, делает выводы, только ему одному известные, и даже принимает кадровые решения (?!) на основании информации в соцсетях. Не в пользу работников, разумеется.

Давайте попробуем разобраться, насколько мы – работники и мы – работодатели связаны какими-то взаимными обязательствами, которые могут коснуться и нашей жизни в социальных сетях. И насколько же действительно мы можем быть открытыми, не опасаясь каких-либо неприятностей на работе.

Во-первых, сразу надо сказать, что если в вашу профессиональную деятельность не входит активная работа в социальных сетях и ваше участие в них является исключительно личным делом – ни один работодатель не может делать выводы, связанные с вашей профессиональной деятельностью, давать оценку информации, которую вы размещаете на своих личных страничках в сети, фотографии или комментарию. Здесь есть хорошее правило: все, что не связано с выполнением трудовых обязанностей и происходит в нерабочее время, никого, кроме меня, моих друзей и друзей моих друзей, волновать не должно. Более того, работодатель не имеет права собирать информацию о работнике (в том числе и через открытые источники) без его согласия.

Другое дело, что трудовые отношения многогранны, есть различные обязательства, связанные с трудовыми отношениями, например обязательства о неразглашении коммерческой тайны. Так что если у вас в друзьях много коллег и не коллег, не стоит публично раскрывать профессиональные тайны, ведь не все же присягнули на верность вашей компании. За такое раскрытие информации можно легко поплатиться рабочим местом, и работодатель будет абсолютно прав.

И вот мы перешли к вопросу: а все-таки может ли работодатель использовать информацию, размещенную вами в интернете, против вас (ведь собирать-то он ее без вашего согласия не имеет права)? И ответ однозначный: может, так как речь в данном случае идет о фиксации доказательств в ситуации, когда вы нарушили свои обязательства и еще неосмотрительно рассказали об этом всем. Например, рассказали всей сети секреты компании или вместо командировки в Барнаул провели время на даче и выложили в подтверждение этого фотографии. Если вы меня спросите, может ли работодатель использовать информацию, размещенную в социальных сетях, в качестве доказательств в суде, я скажу – да. И будет использовать. Возможно, поначалу суды не будут весомо оценивать эти доказательства, однако пройдет время, и социальные сети станут настолько же привычны для судей, как и переписка по электронной почте. В Австралии, например, первая повестка в суд была доставлена семейной паре, уклоняющейся от получения судебных документов, через Facebook еще в 2008 году. Согласитесь, это удобно.

А в Канаде в прошлом году было рассмотрено одно из первых дел, когда поводом к увольнению стали посты в Facebook. Размещенные работниками посты носили очень агрессивный характер в отношении компании, некоторые комментарии даже содержали в себе оскорбления и угрозы в адрес менеджеров компании (при этом в друзьях у работников было очень много коллег). И несмотря на то, что все комментарии были сделаны в нерабочее время, суд признал действия работников направленными на создание неприязненной обстановки на работе и нарушением субординации, что является основанием для увольнения в Канаде.

Конечно, нам еще далеко до Канады и других стран с более либеральными взглядами на подтверждение принадлежности аккаунтов и авторства постов. Однако в любом случае стоит помнить о том, что любая публично раскрываемая в сети информация не должна нарушать чьи-либо права или законные интересы. Если придерживаться этого правила, можно пользоваться любыми средствами общения без оглядки!

Анна-Стефания Чепик

Пока без оценки
Dmitry аватар

Здесь есть хорошее правило: все, что не связано с выполнением трудовых обязанностей и происходит в нерабочее время, никого, кроме меня, моих друзей и друзей моих друзей, волновать не должно. Более того, работодатель не имеет права собирать информацию о работнике (в том числе и через открытые источники) без его согласия.

А вы попробуйте доказать, что работодатель собирает подобную информацию о вас. А повод для увольнения или непродвижения по карьерной лестнице можно найти и более обтекаемый, внешне и не связанный с информацией, которую работодатель узнал о вас в сети. Да и просто создать такие условия работы, что работник сам уйдет, труда не составит.

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Да, автор немного идеализирует. Не только собирают информацию, не только из открытых источников, но и ставят на шлюзы анализаторы трафика, вылавливают почту, личную переписку в соцсетях, аську и т.п.

Ваша оценка: Нет

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <blockquote> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика