Как говорил Жозеф Фуше, "Это хуже, чем преступление, это - ошибка". В конце сентября в Министерстве образования Беларуси состоялась встреча руководителя ведомства Сергея Маскевича и генерального менеджера региона 24-х стран Центральной и Восточной Европы корпорации Microsoft Такуя Хирано. Об этом журналистам рассказал директор главного информационно-аналитического центра Минобразования Николай Листопад.
На встрече были обсуждены вопросы развития стратегического сотрудничества между системой образования Беларуси и корпорацией Microsoft. Сергей Маскевич подчеркнул, что платформа Microsoft является базовой для белорусской системы образования.
Как сказано в официальном сообщении, "стороны пришли к соглашению о целесообразности подготовки и реализации проекта по полному переходу в ближайшие три года учреждений образования, в первую очередь, общеобразовательных школ, на использование лицензионного программного обеспечения Microsoft".
Как мило! Теперь бюджетные деньги, выделяемые на информатику в школах, будут отправляться прямиком в Microsoft. Видимо, в Беларуси избыток свободной валюты, можно поделиться с американским софтверным гигантом.
Теперь бюджетные деньги, выделяемые на информатику в школах, будут отправляться прямиком в Microsoft.
А ведь совсем рядом, в России, мы видим пример намного более разумной политики. Российские школы используют свободное ПО, которое разрабатывается и устанавливается в школах российскими же IT-компаниями. Результат: бюджетные деньги, направляемые на информатизацию образования, уходят не в Microsoft, а собственным "айтишникам". А детишки "с младых ногтей" привыкают к СПО вместо проприетарных решений.
В России все началось в октябре 2007-го, когда вышло распоряжение премьер-министра, согласно которому Министерству образования и науки и Министерству связи предписывалось "обеспечить разработку и внедрение в школы свободного программного обеспечения по перечню программ, входящих в стандартный (базовый) пакет программного обеспечения".
Уже через месяц Федеральное агентство по образованию провело открытый конкурс на право заключения государственного контракта по созданию пакета свободного ПО и пилотному апробированию этого пакета программ в образовательных учреждениях России. По итогам конкурса исполнителем этих работ стала компания "РБК-центр" (ГК "Армада"), а соисполнителями - ведущие отечественные разработчики ПО (ALT Linux, Linux Ink и др.).
На основе требований стандартного базового пакета программного обеспечения был разработан пакет свободного ПО для нужд школ, не требующий лицензионных отчислений.
А в 2008 году началось внедрение СПО в школы трех пилотных регионов России. Российские IT-компании проводили установочные семинары для школ и устанавливали пакет СПО на школьные компьютеры. Для школ была развёрнута бесплатная система техподдержки.
В сентябре-октябре 2008-го было выпущено новое издание пакета СПО для школ, разработан комплект методических материалов. Проведен творческий конкурс "Код свободы" для учителей, участвующих в проекте.
2009 год в России прошел под знаком массового внедрения СПО в школах. Был выложен в свободный доступ Software Development Kit, используемый при создании "Школьных дистрибутивов Линукс". Вскоре была выпущена расширенная редакция серверного дистрибутива для образовательных учреждений "Школьный Сервер".
Сегодня разработанный российскими IT-компаниями (прежде всего, ALT Linux) пакет СПО внедрен во всех школах России. Фактически таким образом российское правительство проинвестировало из бюджета национальные IT-компании, одновременно изрядно подтянув школьное IT-образование. Белорусское правительство в аналогичной ситуации предпочло отдать бюджетные деньги Microsoft.
А в России уже есть предварительные оценки того, к каким последствиям приведет политика внедрения СПО в школах. Совместное исследование Ассоциации предприятий компьютерной техники (АПКИТ) и компании McKinsey показало: российский рынок информационных технологий к 2020 году может собрать больше $150 млрд - в шесть раз больше, чем сейчас. Эта цифра приближается к стоимости российского нефтяного экспорта в 2011 году. Есть, правда, и инертный сценарий, который предполагает совокупный среднегодовой темп роста всего на 8%, в итоге объем рынка увеличится с $26 млрд до $49 млрд. Из этой суммы $26 млрд (54%) будет получено за счет производства аппаратного обеспечения, $10 млрд (20%) будет приходиться на ПО и $13 млрд - на сервисы.
Понятно, что инвестиции в "школьное" СПО сыграют тут не последнюю роль, простимулировав развитие национальных IT-разработчиков. Но еще более эффективным выглядит опыт государственного перехода на СПО на моей исторической родине. В Кодекс об электронно-цифровом управлении (Codice dell'amministrazione digitale), главный нормативный документ, определяющий политику Италии в области электронного правительства, внесена поправка. Согласно поправке, итальянские госучреждения, желающие внедрить новое программное обеспечение, могут пойти по одному из трех путей: разработать ПО самостоятельно; использовать ПО, созданное другими подразделениями госаппарата либо приобрести лицензию на "свободное и открытое программное решение". Таким образом, применение открытого ПО в Италии официально приобрело обязательный статус. Закупка проприетарного ПО отныне возможна лишь в порядке исключения - в том случае, если экспертизой доказано, что открытое ПО с задачей не справляется.
Статья 68 Кодекса гласит: "Приобретение проприетарных программных продуктов допустимо исключительно в тех случаях, когда сравнительный анализ технических и экономических аспектов демонстрирует невозможность внедрения решений с открытым кодом или иного ПО, уже разработанного (с меньшими затратами) внутри системы учреждений государственного управления".
Итальянские власти называют открытое ПО и открытые стандарты "надежными инструментами, стимулирующими развитие инноваций и снижающими расходы". Так, IТ-отдел парламента, применяя открытые технологии всего в одном сегменте инфраструктуры, добился того, чтобы урезать затраты на IТ на 19% в течение двух лет, заявил Марио Фиорони, IТ-директор при парламенте Италии.
Так, на открытом ПО полностью построена парламентская система создания и публикации электронных версий законодательных документов. Apache FOP применяется для форматирования, iText для создания PDF, Saxon для трансформации XML-документов, а генерация и валидация HTML/XHTML осуществляется при помощи Tidy. Репозиторий законов работает на открытой CMS Alfresco, а в качестве движка поиска применяетcя Apache Solr.
Поправка к кодексу об электронном правительстве все же не избежала критики со стороны итальянских Open Source-активистов. Так, EUPL.it, сайт сторонников открытого ПО в госсекторе Италии, отмечает, что поправка явно регулирует только приобретение лицензий на программное обеспечение для развертывания внутри организаций. В законе не уточняется, обязаны ли госорганы в первую очередь рассматривать открытые решения при закупке ПО, которое применяется удаленно - через APS или в облаке.
Кроме того, в законе отсутствует четкое определение свободного и открытого ПО. Вероятнее всего, организациям будет предложено воспользоваться определениями Open Source Initiative и Free Software Foundation, комментирует новую поправку итальянский IТ-юрист Карло Пиана.
Источник:
http://www.kv.by
Ой, держите меня, а то я сейчас упаду.
Талантливый вруль попался. Брешет и не краснеет.
Ага, обвязали за шею и изрядно подтянули.
Надо понимать, что такое СПО и что использовать его не тратив деньги на серьезном уровне не возможно, поставьте ту же ваниль (слаку), и потом попробуйте обновиться без проблем (а потом сбегайте понапишете кучу баг репортов, что у вас там что-то не ставить не собирается, все это отправят к разрабам конртектоно софта и через месяц два вы восстановите учебный процесс), а если вы хотите чего то поддерживаемое, за продержку надо платить, СПО бесплатно для локала и маленьких прелдприятий, на уровне государства (и даже любой крупной конторы) оно не бесплатно совсем.
А бесплатность это не то что не главное, это вовсе даже не обязательное достоинство СПО. Главное достоинство в том, что организация платит за то, что ей конкретно нужно и не зависит от конкретной конторы-монополиста. Поначалу в масштабе государства придется туговато, но потом будет лучше. Будет уже сформирована своя экосистема на основе конкретного дистрибутива и обкатанные решения и вот тогда переход на СПО окупится с лихвой.
А зачем ставить дистрибутив, поддерживаемый силами одного человека? А вот если поставить Debian, то проблемы с обновлениями будут сведены к минимуму, причем без дополнительных расходов.
Так для этого и придумали такие удивительно полезные процессы, как стандартизация и сертификация. Перед внедрением составляется список учебного софта, все прогоняется на экспериментальных машинах на разных конфигурациях, все проверяется, а потом уже внедрение. А всякая несертифицированная белиберда может и под Виндовсом не запускаться и никто в MS не будет разбираться почему, даже за деньги.
А совсем бесплатно и не надо. Как справедливо указал оратор выше, важно побороть зависимость. А снижение расходов на лицензирование — это приятный, но второстепенный бонус.
И кто тут вонял, что Батька мокрософту ни цента не отсыплет?
За все российские школы не скажу, но в некотором их количестве установлено СПО. В то время в Беларуси во всю используют перацкий шиндошс и не парятся.
Товарищ, пока подванивает только от Вашей способности культурно вести дискуссию ;)
Прошу прощения, на автомате загрузился либератум-мод. Что ж, сударь, сбросимся к умолчаниям до поры до времени.
Да-да, сбросьтесь куда-нибудь. Спасибо, что правильно меня поняли.
Что-то мне кажется, что бацька просто заигрывает с МС, чтобы те не наехали за массовое использование винды. А что-то тем временем создаётся. Не уверен, что Лукашенко с его любовью к США захочет отстегнуть огромные деньги ведущей американской компании за ПО.