Президиум правительства одобрил разработанный МВД проект закона об усилении уголовной ответственности за экстремистские и сопутствующие их совершению преступления. В Уголовном кодексе появится новый состав преступления — «финансирование экстремизма». Кроме того, поправки усилят ответственность за призывы к экстремистской деятельности.
Полицейские хотят привлекать к ответственности за распространение экстремистской информации в Интернете и судить за финансирование организаций, деятельность которых подпадает под «экстремистскую» статью 282 УК. Эти предложения МВД оформило в законопроект, который вчера был рассмотрен президиумом правительства.
Документ предусматривает, в частности, внесение в УК изменений о введении конфискации имущества у спонсирующих экстремистов организаций и граждан. Кроме того, предусматривается дополнение УК положениями об установлении уголовной ответственности за экстремизм с использованием «информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования». В МВД пояснили РБК daily, что речь идет в первую очередь об Интернете и SMS-рассылках.
Силовики в последнее время уже стали применять 282-ю статью УК по отношению к блогерам, комментаторам материалов интернет-изданий и владельцам аккаунтов в соцсетях. Однако такая тенденция не носила массового характера. Эксперты опасаются, что после принятия поправок полицейские станут видеть экстремистов в каждом втором подростке, самоутверждающемся в Сети.
«Зачастую подростки, не осознавая серьезности антиправительственных или каких-то иных призывов, а шутки ради или из самоутверждения пересылают их друг другу, — отмечает адвокат Игорь Кустов. — МВД после принятия поправок станет гораздо легче привлекать их к уголовной ответственности, и не исключено, что полицейские этим воспользуются».
«Поправки открывают возможность для давления на Интернет и предполагают широкое поле для злоупотреблений, — считает и руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. — Есть в действиях МВД и предвыборная подоплека: приближение выборов существенно увеличивает значение любого оппозиционного заявления, адресованного многомиллионной интернет-аудитории».
Ответственность за финансирование экстремистской деятельности, по мнению правозащитника, понадобилась для создания законодательной базы для преследования в том числе представителей неформальных объединений молодежи: антифашистов, анархистов или радикальных националистов. «После прошлогодних событий в Химках и на Манежной площади радикалы в соцсетях для поддержки соратников активно используют электронные кошельки, до которых пока руки у силовиков не дотягиваются, а так появится отличный повод обвинить их в экстремизме», — отмечает г-н Чиков.
Параллельно другой антиэкстремистский законопроект разработали депутаты Госдумы. Рабочая группа под руководством зампреда думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрея Назарова предлагает усилить уголовную ответственность за призывы к экстремистской деятельности.
Предлагается дополнить экстремистские статьи УК отягчающими факторами: совершение преступлений с использованием служебного положения, организованной группой либо если деяния обвиняемых привели к организации массовых беспорядков или повлекли иные тяжкие последствия. По мнению разработчиков, максимальное наказание за экстремизм должно составлять от пяти до десяти лет лишения свободы. Сейчас виновные наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет либо обязательными или исправительными работами, а чаще всего штрафами до 1 млн руб.
Очередной закон об анальном ограждении власти от народа?
А что бы им лучше принимались законы "об экстремизме" нужно принять всего один закон- "о снятии неприкосновенности"(в смысле уголовного преследования) с депутатов ГД и высших эшелонов власти и судей. ;-)