Учим или дрессируем?

Многие задавали себе вопрос, почему на рынке ПО альтернативные продукты менее популярны, чем в любом другом сегменте. Да, тому много, казалось бы, убедительных причин, связанных с политикой продвижения продуктов той же Microsoft. Но ведь в целом ряде других секторов ИТ рынка такого давящего монополизма нет!

Пока оставим за скобками такие проблемы, как плохая поддержка массового оборудования, невозможность работы с документами в старых форматах или трудности при обмене ими с внешним миром. Такие сложности возникают даже с разными версиями программ той же Microsoft.

Политика компании, направленная на удержание своего господствующего положения, в качестве причины тоже не очень подходит, не вполне убедительна эта версия. Скажем, Intel имеет даже больше рычагов давления, но с AMD она соревнуется, в общем-то, на равных. Да и на рынках серверных систем, СУБД или корпоративных ИС позиции Microsoft не настолько сильны. Она входит в группу лидеров, но далеко не всегда на первом месте. Ну а попытки выйти в такой сегмент, как графическое и издательское ПО были и вовсе не вполне удачными.

Microsoft часто подчеркивает в качестве преимущества своей продукции бОльшую функциональность своего ПО. Но это можно рассматривать в качестве, скорее, недостатка, далеко не всем нужны эти функции. Навешивание все новых и новых инструментов к тому же усложняет продукт (не говоря уже о том, что способствует увеличению количества ошибок).

А если это… инерция пользователей. Уже «теплее». Хотя она начинает оказывать влияние лишь при резкой смене подхода к построению пользовательских интерфейсов, которая, например, имела места при перехода от текстового интерфейса к графическому, как во времена тотальной замены DOS на Windows. С некоторой натяжкой сюда можно отнести и переход от классической Mac OS к Mac OS X, хотя он прошел куда более мягко. К тому же разработчики альтернативных систем уже давно не стремятся изобретать велосипед и копируют подходы, эксплуатируемые разработчиками Windows и Mac OS X с незначительными изменениями. Есть случаи, когда интерфейс программ, предназначенных для одного и того же, отличается кардинально (как, например, в случае с Photoshop и GIMP), но погоды они не делают. Тем более что редакторы фотографий востребованы существенно меньше, чем браузеры, почтовые программы или офисные пакеты.

Но именно эти «незначительные», по мнению разработчиков, изменения и ставят в тупик пользователей. И, похоже, виной тому то, как организовано обучение. А оно сейчас сродни дрессировке. Точнее – натаскиванию, примерно как подготовка к пресловутому ЕГЭ, который многие критикуют, в том числе и за то, что школьника учат проходить тесты, а не применять знания.

Не надо напоминать, что сертификационные экзамены в учебных центрах ИТ – тоже тесты, очень схожие с ЕГЭ. И точно также обучаемые заучивают набор строго определенных последовательностей действий, задействуя спинной мозг, но никак не головной. Такие методики эффективны, когда надо в короткие сроки обучить большие массы пользователей навыкам решения тех или иных типовых задач «с нуля». Возможно, работе в некоторых программах только так и можно учить работать, но таких не слишком много: системы диспетчерского управления (SCADA), возможно, клиентские части некоторых ERP систем. Тут важнее добиться реагирования на ту или иную критическую ситуацию на уровне рефлекса, тем более что интерфейс таких систем и сам по себе редко бывает интуитивным.

Но когда этот выученный интерфейс ситуация меняется, даже незначительно, обученный таким вот образом пользователь становится совершенно беспомощным. Чтобы убедиться совсем не обязательно заменять Windows на Linux. Достаточно просто переместить панель задач с пусковой кнопкой вверх. Четыре из пяти пользователей, которых попросят решить вполне типовые задачи, на такой системе потратят существенно больше времени, если вообще справятся. А уж если еще и кнопку «Пуск» перекрасить… Реакция лучше всего будет описана может и грубоватой, но точной фразой поэта «как в афишу коза». Дело может кончиться тем, что пользователь впадает в ступор, причем, такая реакция наблюдается порой даже у тех, чьи навыки работы на компьютере были, как казалось, выше среднего.

Нет ничего удивительного в том, что очень и очень многие, чья пользовательская квалификация низка, могут быстрее осваивать (в смысле заучивать!) работу Linux, чем «опытные и уверенные» пользователи Windows. И переход на свободное ПО следует начинать с коренной перестройки системы обучения. Без этого любая программа такого перехода будет обречена на провал. Просто из-за того, что потери от снижения производительности труда будут больше экономии на стоимости лицензий.

В яблочко!
Помнится, кто-то из чинушей, в качестве аргумента против внедрения СПО в школах привёл тот факт, что нынешним школьникам в будущем будет тяжело перестроиться на работу с офисным пакетом от MS, если в школе будет стоять OpenOffice!
Естественно, если учить детей тупо щёлкать мышкой, а не думать головой.

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <blockquote>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

КАПЧА
Этот вопрос предназначен для проверки вашей принадлежности к Homo sapiens
CAPTCHA на основе изображений
Скопируйте буквы (соблюдая верхний и нижний регистры) с картинки.
RSS-материал
Яндекс.Метрика