Ученые поставили под сомнение полезность развивающих компьютерных игр

Современные ПК-пользователи свято верят в безусловную полезность развивающих компьютерных игр. Возможность развития мыслительных способностей путем упорных и регулярных тренировок кажется привлекательной большинству клиентов. А производители игр поддерживают в них это убеждение. Британским медикам удалось разрушить распространенный стереотип. В масштабном исследовании, проведенном представителями Совета по медицинским исследованиям Medical Research Council и сотрудниками общественной организации Alzheimer Society, приняли участие более 10 тысяч британцев.

Влияние развивающих игр на мозг могло оказаться совсем незначительным, поэтому исследовательской группе потребовалась помощь большого числа добровольцев. Необходимое количество участников удалось набрать среди зрителей научно-популярной программы Bang Goes The Theory, транслируемой на канале BBC One. Телезрителям предложили посетить сайт проекта и оставить заявку на участие в исследованиях. Более 50 тысяч добровольцев откликнулись на призыв, а 11 с половиной тысяч продержались до конца испытаний.

По условиям эксперимента испытуемые должны были ежедневно заходить на сайт три раза в неделю и уделять тренировкам не менее 10 минут. Организаторы исследования сформировали три равные по численности группы, участники которых были отобраны случайным образом. Первая группа добровольцев выполняла задания, развивающие способности к рассуждению, навыки планирования и решения задач. Пользователям из второй группы были предложены игры, тренирующие кратковременную память, внимание, математические способности и пространственное восприятие. Оставшаяся треть участников просто отвечала на различные вопросы, пользуясь Интернетом для поиска правильных ответов.

Продолжительность эксперимента составила шесть недель. Перед началом испытаний и после их окончания навыки участников были подвергнуты тщательному анализу. Ученые не отметили заметного улучшения мыслительных способностей у людей, регулярно тренирующих свой мозг с помощью игр. Многие испытуемые научились гораздо лучше справляться с игровыми заданиями, однако, приобретенным навыкам и опыту не удалось найти применения в реальной жизни.

«Результаты эксперимента заставляют нас изменить свое отношение к развивающим играм, - считает Клайв Бэллард (Clive Ballard) из Alzheimer's Society, - возможно некоторые пользователи, располагая такой информацией, отдадут предпочтение более активным видам отдыха, например, пешим прогулкам».

Пока без оценки
amlaml аватар

А с обычным, не компьютерным, образованием дело обстоит как-то по другому? ;-)
_________________
Я английский учил в основном сам. Произношение с компьютерной программой и микрофончиком отрабатывал.
А сейчас в BX_memo слова учу иногда. Фильмы смотрю с субтитрами.
И читать приходится всякие английские тексты, очень словарики помогают, которые перевод над курсором мышки показывают (свободный StarDict, или теперь ещё из яндекс-бара всплывающий словарик).
Очень даже помогает компьютер!

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

В Second Life язык учить очень удобно. Причем, есть возможность учить любой язык, даже самый редкий. Играя в шахматы с компом стал играть с реальными противниками намного лучше. Видимо, какой-то образовательный эффект все же имеет место быть. :) Хотя, может "британские ученые" тестирование проводили на "Косынке" и "Сапере". :)

Ваша оценка: Нет

Alzheimer Society

Исследование то кто проводил... Первое слово не напоминает ли вам некую небезызвестную болезнь. Может они исследования на своих пациентах проводили? :-)))
Ну а если серьезно, то насчет изучения языка это не совсем то, о чем в статье. Программы для изучения языков - это как учебник только электронный и с доп. функциями. Удобно, эффективно, да и ни кто ведь не будет отрицать полезность учебников. А вот в статье, видимо, речь идет о программах развивающих память, реакцию, и т.д. и т.п. А как раз эти навыки развить с помощью тренажера не удастся.
Кстати, ar, Вы очень точно подметили, что играя в шахматы с компом - стали лучше играть и в жизни, это как раз тренировка конкретного навыка, но ведь память, реакция, коммуникативные способности у Вас не изменились, я прав?

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Честно говоря, не знаю. Для этого нужны какие-то критерии оценки и многолетние наблюдения. :) Если "открытие" ученых справедливо, то я вообще не понимаю смысл образования. Например, зачем в школе стихи наизусть учат? Разве не для тренировки памяти? Так какая разница, стих учить или в Memory Blocks играть?!

Ваша оценка: Нет

Стихи учат как раз не для тренировки памяти, а для ознакомления с творчеством автора. А в тренировке памяти помогает просто чтение. И что еще подразумевать под тренировкой памяти? Если количество запоминаемых слов в кратковременной памяти, то ее тренировка - процесс бессмысленный, а если под памятью понимать "общую память" т.е. совокупность знаний, которые человек помнит - то повторюсь, здесь поможет только чтение новой информации, а так же мотив к ее запоминанию.
А смысл образования в получении новых знаний, опыта и навыков. Можно вообще никак особенно не тренировать память, а лишь пользоваться тем, что тебе уже дано. Главное иметь мотивацию.

Ваша оценка: Нет

Странно, но при произнесении "Развивающие компьютерные игры" мне представляются детишки, дошкольного и начальных классов, а ни как не дяди и тети, им развивать уже нечего, все сформировано.

Ваша оценка: Нет
Dmitry аватар

Не обязательно. Вот к примеру человек не умел толком играть в шахматы, но сама игра ему интересна. Поиграв с компьютером он может повысить свое умение. Во-вторых, если в игре много исторических фактов (что к сожалению встречается редко), то она может вызвать интерес человека к той эпохе, и вполне возможно, он начнет читать книги об этом, чтобы узнать побольше.

Ваша оценка: Нет

Правильно. Если рассматривать развивающие игры как метод развития какого-то конкретного навыка (шахматы, моторные реакции ...) то тут они не просто полезны, а даже наверное незаменимы. А если игра включает в себя какие либо исторические факты (или любые другие научные) то это уже способ обучения, который скорее не обучает сам, а формирует мотивацию к изучению того или иного знания. Но только, к сожалению, качественных игр такого порядка не очень много, а много всякой ерунды типа развития памяти и т.п., а эта ерунда бесполезна, на мой взгляд.

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Laurent, любопытно узнать Ваше мнение по поводу "игр" типа Second Life. То, что там можно учить языки, думаю, неоспоримо. Можно ли там тренировать коммуникативные навыки и будут ли эти навыки сохраняться и в real life?

Ваша оценка: Нет

Я, к сожалению, лично никогда не играл в Second Life, и даже не общался в жизни с людьми, которые играли, но судя по описанию игры могу сказать следующее:
1. Как система для обучения языка - вещь безусловно эффективная, но при условии, что там можно реально (голосом) общаться с носителями изучаемого языка (думаю что это так и есть).
2. Тренировать коммуникативные навыки в виртуальном мире, к сожалению нельзя. Вернее можно их развивать в VR, но если есть проблема с коммуникацией в реальной жизни, то скорее она будет лишь усугубляться. VR - это по сути и есть тот механизм формирования проблем коммуникации (в независимости от того является ли VR компьютерным симулятором, или это внутренний мир самого человека). Человек как бы "уходит" в виртуальный мир и вследствие этого общение с живыми людьми ему становиться малоинтересным, скучным, или даже страшным. Человек может желать видеть мир таким, каким бы он хотел его видеть, игра как раз это позволяет, а вот реальное общество нет - оно такое какое есть. Вообще если у человека есть проблема коммуникации, то это чаще всего обусловлено какими то психологическими комплексами или невротическими состояниями (а возможно даже психическими расстройствами) п.э. человеку самостоятельно невозможно справиться с этим, все равно потребуется индивидуальный подход специалиста, прежде всего для того, чтобы выяснить в чем проблема, а потом подобрать соответствующий ей способ решения. В, игре как я понимаю, это невозможно.
3. Некоторые навыки все же можно тренировать - например навыки деловых переговоров, встреч, подписания контрактов, НО при условии, что в реальной жизни проблем с коммуникацией не возникает изначально.

PS :-)) надеюсь, я не сильно утомил своим резонерством ? :-))). А вообще, ar, Вы мне подали интересную идею, если хватит времени и терпения на ее реализацию, обязательно позже опишу результаты.

Ваша оценка: Нет
senorpomodor аватар

Ну что Вы! Будет очень интересно почитать. Тема коммуникаций меня очень интересует.

Ваша оценка: Нет

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <blockquote> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика