Госзаказ. Хотя правительство страны заявило о грядущем переходе на свободное ПО и даже утвердило план перевода, на местах превалирует внедрение лицензионных решений.
Типовые программные решения не закрывают все потребности организаций, и руководству приходится заказывать доработку отдельных функций, а порой и целые модули. Однако практика показывает, что госучреждения прибегают к «индивидуальным» проектам чаще, чем бизнес. Это может быть обычная доработка модулей типового решения, где функционал перестраивается более чем на 50%, создание принципиально нового модуля на базе уже используемой учреждением СУБД или разработка решения на базе свободного программного обеспечения (СПО). По оценке начальника отдела управления проектами департамента бизнес-систем компании «Энвижн Груп» Андрея Нечаева, сектор доработанного программного обеспечения для госзаказчика сейчас составляет около 30% от общего рынка ПО. Константин Куличенко, генеральный директор компании Dev-House, оценивает объем этого рынка в 2010 году приблизительно в 6–7 млрд рублей. «Это очень приблизительная цифра, так как точные данные о реальных затратах на информатизацию государственных структур в целом попросту отсутствуют. Тем более нет таких данных по заказному ПО», – уточняет он.
Центр информационных исследований (чьим партнером выступает Dev-House) создал доработанные (кастомизированные) решения на базе системы управления базами данных заказчика по обработке неструктурированных данных для Государственной думы, правительства Московской области и ФГУП НИИ «Восход». «Создание на заказ подобного кастомизированного решения с необходимым функционалом в дополнение к существующей системе обошлось значительно дешевле, чем установка дополнительного типового модуля. Кроме того, в некоторых случаях, чтобы реализовать этот дополнительный функционал, требовалось сильно изменить основную систему, что означало большие расходы», – рассказывает Константин Куличенко.
Причин спроса на доработку несколько. Во-первых, автоматизация ведомств шла рывками, по указке сверху. Причем способ автоматизации зачастую выбирался не с точки зрения эффективности, а исходя из личной выгоды ответственных лиц. В результате отдельные участки автоматизировались решениями на разных платформах. Со временем назрела необходимость интеграции, которая и делается «под заказ». Кроме того, новые функции и регламенты изменяют бизнес-процессы, в таких случаях доработка функционала имеющихся систем необходима. «Тиражируемые решения выполняют преимущественно типовые учетные задачи и могут использоваться в госсекторе лишь в единичных случаях, например, для автоматизации документооборота или аналитики», – поясняет Николай Зезюлинский из «Форс». «В ведомствах строгая многоуровневая иерархия, и найти готовое решение, которое бы ей соответствовало, зачастую невозможно. Наконец, государственные органы работают с очень большими массивами информации, поэтому часто требуются специальные решения», – перечисляет доводы в пользу доработки Константин Куличенко.
Складывается ощущение, что порой доработка функционала для ведомств объясняется нежеланием заказчика оптимизировать процессы, например документооборот. Опыт исполнителей как раз позволяет оценить долю объективно необходимых и излишних манипуляций. 50/50, по мнению Андрея Нечаева. «”Излишние” манипуляции возникают, когда цель, ради которой система создавалась, подменяется целью бесконечной модернизации и доработки системы или другими мотивами», – уверен он. Результат подобных проектов один – откаты.
Еще один момент – учет альтернатив. Теоретически сначала определяются с выбором решения, а потом уже ищут исполнителя. На практике объявляются конкурсы на сочетание – описывается функционал, а дальше – кто как предложит его реализовать. И за какую сумму. Такой подход позволяет оптимизировать капитальные затраты, но не стоимость эксплуатации. А если предположить, что участники конкурса по каким-то причинам не предложили дешевую возможность, а CIO ведомства просто не в курсе ее существования, то минимизация инвестиций тоже оказывается спорной. «Кто-то может не знать о таких бесплатных СУБД, как Cassandra, на которой реализован Twitter или MongoDB», – приводит пример Андрей Нечаев.
Проприетарное ПО. Первый минус, который приходит в голову в сравнении с СПО, – необходимость платить за лицензии. Возможно, черт не так страшен, как его малюют. «Затраты на приобретение лицензий не превышают 15–20 % от всей стоимости проекта на заказную разработку, – уверяет Николай Зезюлинский. – Причем оплата лицензий на пользование СУБД осуществляется один раз. В дальнейшем при разработке любых решений на этой платформе оплачивается только труд программистов». И все-таки если учесть, что контракты с крупными ведомствами стоят миллионы долларов, то пятая часть инвестиций – не такая уж маленькая сумма. Также надо учитывать имеющуюся инфраструктуру. Имеет ли смысл отказываться от лицензионной платформы, если для перехода на СПО потребуются колоссальные деньги и время? «Функциональность СПО несопоставима с возможностями специализированных лицензионных программных продуктов – особенно там, где требуются обработка и хранение огромных массивов данных, – приводит еще один аргумент Николай Зезюлинский. – На основе СПО можно разработать некритичные для деятельности учреждения приложения».
Автоматизированная система аналитической отчетности государственной информационной системы миграционного учета в Федеральной миграционной службе РФ построена на платформе Oracle Business Intelligence. Один из важнейших блоков системы – подсистема аналитической отчетности и хранилище данных. К 2010 году назрела необходимость ее доработать – требовалось создать оптимизированное решение, обеспечивающее возможность обработки больших массивов данных, поступающих с определенной периодичностью из разнородных источников. «Проект стартовал в июле 2010 года, мы должны были расширить функциональные возможности системы за счет интеграции с дополнительными источниками данных», – рассказывает Николай Зезюлинский.
Свободный выбор. Международный опыт показывает, что госучреждения развитых стран тяготеют к СПО. Основной аргумент – независимость как защита государственных интересов. В применении к автоматизации многие развитые европейские страны уже успешно выполнили собственные программы, безусловным лидером процесса считаются Нидерланды. В России тоже много говорится о переходе госучреждений на СПО.
Правительство декларировало независимость от зарубежной экспансии, соблюдение норм государственной безопасности. Программа перехода подписана Владимиром Путиным, какие-то мероприятия выполняются, но в целом в России переход на СПО пока носит не централизованный, а частный характер, когда способ автоматизации выбирается руководством отдельного ведомства самостоятельно. Например, московскому ГУВД требовалось перейти на электронный документооборот. Надо было обеспечить оперативное доведение документа до руководства и исполнителей, контроль над прохождением документа и исполнением поручений, оперативный поиск информации и предоставление отчетности. Заказчик проекта – комитет информационных технологий Москвы – решил обратиться к СПО, чтобы сэкономить на тиражировании. Кроме того, такое решение можно сертифицировать для обработки информации, содержащей государственную тайну. «Заказчик получил максимальную гибкость функционала, минимальные сроки внедрения, прозрачные алгоритмы с минимумом затрат», – говорит Андрей Нечаев.
Магистральный госоператор «Ростелеком» повысил с помощью СПО скорость предоставления и рентабельность услуг. Компания должна была принять и обработать 40 млн обращений граждан во время крупного телевизионного ток-шоу. Обращения должны были поступать со всей страны через call-центры, автоответчики, SMS-шлюз с надежностью 0,99999. Решение на СПО было разработано и установлено за 3 месяца. Альтернативой мог стать набор лицензионных продуктов. «Мы бы дольше заключали контракты и ждали поставок», – объясняет выбор Андрей Нечаев.
Наталья Анищук
Похоже, "эксперт" уже в зюзю. ;) Пускай он это Гуглу скажет, или у Гугла недостаточно большие массивы данных обрабатываются и хранятся под управлением свободного софта? Зюзелинский лучше бы прямо и честно сказал: Оракл помогает пилить. ;)
Наталья находится по уровню владения вопросом где-то в конце 90х. Тогда тоже многие путались и считали свободный софт нелицензионным. ;)
Сейчас ситуация не лучше. Причём даже у людей, по статусу обязанных иметь
начальныеэлементарные познания в области права. Моя прошлогодняя встреча с губернатором Еврейской автономной области по вопросу развития СПО в нашем регионе утвердила это предположение.Губернатор, наверное, еще ладно — там много других вопросов, все в голове не удержишь. Но вот Наталья садится писать статью об СПО... Можно же было хотя бы статью в Википедии прочитать для начала, чтобы создать иллюзию хоть какого-то уровня "экспертности".
Сочувствую. Все нормальные евреи уехали в Израиль и США. (
Слов нет. Одни маты.
А все равно будет по-нашему!!!
Отправить комментарий