- 1 из 4
- ››
В апреле этого года в статье “Школьный проект под угрозой” “Школьный проект под угрозой” было рассказано об опасениях СПО-сообщества относительно дальнейшей судьбы внедрения Linux в систему российского образования. А поскольку мы живем в такое время, когда плохие прогнозы сбываются чаще, чем хорошие, то приходится констатировать — накаркали! Это, как вы поняли, была присказка, а сказка только начинается.
12 июня заместитель генерального директора компании “Альт Линукс” Алексей Новодворский и председатель общественной организации ЦеСТ (Центр свободных технологий) Виктор Алкснис в своих блогах сообщили о весьма неприятном факте. Оказывается, в полученных школами комплектах ПСПО (Пакет свободного программного обеспечения), рассылку которого в рамках госконтракта производила фирма “Компьюлинк”, два дистрибутива оказались испорченными — они были незагрузочными.
Причем о заводском браке речи не было — исследования содержимого компакт-дисков показало, что оно не соответствует эталонному. Оказывается, исполнитель решил, что свободное место можно использовать для записи методических материалов и документации. В процессе модификации продуктов и была потеряна загрузочная запись.
Не буду гадать о причинах ошибки. Вероятнее всего, непосредственный исполнитель попросту не знал о том, что диски должны быть загрузочными. Впрочем, это и не важно, в конце концов, с кем не бывает. Однако именно эти злополучные диски стали той самой каплей, которая переполнила чашу терпения СПО-сообщества.
Дело в том, что компания “Альт Линукс” была изначально против рассылки комплекта ПСПО без сопутствующего этому процессу обучения пользователей, создания инфраструктуры технической поддержки и т. д. СПО-сообщество также считало, что лучше потратить большие деньги на большое и нужное дело, чем банально выбросить на ветер даже относительно скромную сумму. Лица, принимающие решения от имени государства, с этим не согласились, что и создало обстановку потенциального конфликта.
Представители СПО-сообщества тут же вспомнили, что буквально неделей раньше Дмитрий Медведев разместил в своем блоге ролик “Берегите школу!” и решили привлечь внимание президента страны к проблемам внедрения СПО в учебные заведения. Разумеется, про допущенную компанией “Компьюлинк” ошибку особо и не вспоминали. Она послужила лишь поводом для разговора о куда более серьезных проблемах — общем падении уровня образования, монопольном положении Microsoft и т. п.
Председатель ЦеСТ Виктор Алкснис считает, что неприятная ситуация с ПСПО вовсе не случайна. Он говорит: “На мой взгляд, наше чиновничество решило торпедировать проект. Причины очевидны — им это не очень выгодно. Если на закупку проприетарного ПО для школ можно смело “освоить” 3 млрд. руб., то свободные решения обойдутся существенно дешевле. Если учесть, что по разным оценкам личный интерес чиновника может достигать 40%, то дело принимает весьма серьезный оборот — деньги-то весьма нешуточные”.
В качестве подтверждения своих слов г-н Алкснис приводит в своем блоге следующие расчеты. В текущую рассылку входят 18 дисков с обновлениями и новыми версиям программ СБППО и 7 дисков со свободным ПО. В России около 60 тыс. школ, следовательно, надо отправить по почте именно столько пакетов, в каждом из которых будет по 25 компакт-дисков. Общее количество носителей, таким образом, равняется 1,5 млн.
Если предположить, что стоимость изготовления одного диска составляет примерно 15 руб, то общая цена тиражирования — 22,5 млн. руб. Доставка 60 тыс. пакетов при средней цене 500 руб. за посылку обойдется в 30 млн. руб. Еще 10 млн. уйдет на организационные мероприятия — изготовление эталонов, упаковку, доставку на почту и т. п. Общий результат — 62,5 млн. руб.
А государство израсходовало на эту работу 114 млн. руб. — 97 млн. руб. за СБППО и 17 млн. за ПСПО. Очевидный вопрос — куда же делись свыше 50 млн. руб.?
Кстати, не совсем понятно, зачем государству вообще понадобилось привлекать к работе по рассылке информации по школам частную компанию. При том количестве служащих, которые имеются в его распоряжении с этим вполне можно было бы справиться своими силами. Рособразование периодически отправляет в школы какое-то циркуляры, заодно могли бы и диски разослать. Наверняка обошлось бы дешевле.
Тем более что в рамках этого этапа никакая другая работа и не планировалось. Не открывались центры компетенции, не проводилось обучение учителей, не выпускались методические материалы. Только рассылались байты. Этак скоро командиры полков начнут за государственный счет нанимать на работу обладателей баса, чтобы те вместо них команды на плацу подавали.
А как же “Компьюлинк"? Насколько сильно может повлиять допущенная ими ошибка на ход выполнения проекта. В официальном заявлении “Альт Линукс”, которая и разрабатывала два неправильно записанных дистрибутива, говорится: “Рассылка непригодных к использованию дисков ПСПО во все школы России является ударом по репутации “Альт Линукс”, но что гораздо хуже, ударом по всему проекту внедрения ПСПО, создает серьезные проблемы для его успешного выполнения”.
Наверное, с этим стоит частично согласиться, но вряд ли дело обстоит настолько серьезно. Компания “Компьюлинк” уже признала факт технической ошибки и в письме заместителю руководителя Федерального агентства по образованию В. В. Лазутину обязалась за свой счет выслать исправленные версии дистрибутивов всем учебным заведениям, получившим некорректные комплекты.
Президент РАСПО академик Виктор Иванников считает, что какая-нибудь неприятность обязательно случилась бы по причине отсутствия внятной и продуманной стратегии внедрения. Он говорит: “Задача внедрения СПО в систему образования очень нетривиальная и нельзя решать ее так поспешно, как это делается. Это ведь совершенная нелепость — просто рассылать диски по школам, не создавая при этом инфраструктуру поддержки”.
По мнению г-на Иванникова, надо заниматься не освоением бюджетных средств, а работать на конечный результат — повышение уровня образования. И успех проекта должен оцениваться только с таких позиций.
Также академик обращает внимание на неоправданно высокую степень централизации: “Надо понимать, что без работы в регионах никакого результата не будет. Ведь совершенно бессмысленно из Владивостока обращаться в call-центр, который находится в Москве. Они там сами быстрее разберутся. И главную роль тут должны играть региональные университеты. Нужна серьезнейшая программа развития, рассчитанная не на один квартал, а на несколько лет. И надо ее готовить без суеты и спешки, продумывая каждую мелочь. С образованием следует обращаться крайне осторожно — это будущее страны”.
Кстати, следует заметить, что децентрализованная модель была бы устойчива к ошибкам, подобным тем, которые были допущены при тиражировании дисков. При наличии мощных региональных центров компетенции они бы были исправлены на местах.
“Наш опыт прошлого года показал, что надо стремиться дойти до учителя. Проект ПСПО должен рассматриваться как социальный. В связи с этим нужно предусмотреть создание децентрализованной системы внедрения и поддержки с центрами в федеральных округах и консультантами во всех регионах РФ, — сказал Алексей Новодворский. — Но я считаю порочной мысль о том, что все без исключения нужно делать из федерального центра”.
По его мнению есть два принципа работы. Первый был реализован в рамках проекта “Первая ПОмощь”. Он предполагает предельную централизацию — есть один call-центр, есть единые дистанционные курсы, которые учителя из регионов, где имеются проблемы с Интернетом, пройти не смогут...
Второй — пилотное внедрение ПСПО, учитывающее специфику страны и предполагающее развитие инфраструктуры на местах. При этом важно понимать отличие большой разветвленной корпорации от системы школ, в которой отсутствует иерархия технических специалистов. Например, если в местном отделении банка что-то произойдет, то им на помощь всегда придет сотрудник из регионального офиса и во всем разберется. А учитель, в случае появления каких-то проблем, останется с ними один на один. Он может только позвонить в Москву.
Более того, г-н Новодворский считает, что есть вопросы, которые могут решаться только на местах. Например, если в регионе какой-то методист воспротивился внедрению Linux, то куда обращаться учителю? Сразу в Федеральное агентство? Это совершенно несерьезно, и на практике так никто поступать не будет.
Он говорит: “Сейчас проект находится в точке ветвления. Он либо повторит путь “Первой ПОмощи” — а мы уже видим, чем это чревато на примере рассылки неработоспособных дистрибутивов, либо будет продолжена работа по созданию сильных региональных структур технической поддержки. Мы считаем, что второй вариант предпочтительнее во всех отношениях”.
В конце всякой сказки должна быть мораль. Есть она и у этой истории. Если заурядная ошибка при записи компакт-диска привела к обсуждению столь непростых вопросов, то, возможно, стоит остановиться и подумать? Может быть, изменить концепцию внедрения? Пусть даже оптимальный вариант будет сложней в реализации и займет больше времени. Но ведь для наших же детей все это делается, в конце концов.
блин... как альт повернул-то всё красиво...
Отправить комментарий