16 февраля я направил письмо советнику Президента РФ - секретарю Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества Л.Д. Рейману
"...Уважаемый Леонид Дододжонович!
Вынужден обратиться к Вам в связи ситуацией, складывающейся вокруг внедрения свободного программного обеспечения (СПО) в Российской Федерации.
12 февраля с.г., выступая на заседании Совета по развитию информационного общества, Президент РФ Д.А.Медведев отметил "...Сейчас нужно начинать массовое обучение школьных учителей новым технологиям. Мы, собственно, пытались это делать в рамках национального проекта. Наверное, кое-что удалось, но пока это только самое начало. Надо подумать и о том, чтобы двинуться дальше – к использованию отечественного свободного программного обеспечения. Я этой темой занимался, результаты у нас есть, мы подготовили уже свои программы, которые позволяют создать, по сути, продукт абсолютно качественный, на основе свободного программного обеспечения, но привязанный уже к нашим реалиям...".
С одной стороны, действительно за последние два-три года произошли серьезные позитивные изменения в отношении к СПО, особенно в плане обеспечения информационной независимости нашей страны. Необходимо отметить огромную положительную роль, которую сыграли в этом лично Вы, находясь на посту министра информационных технологий и связи Российской Федерации.
С другой стороны, с лета 2008 года начали наблюдаться негативные процессы, которые свидетельствуют о торможении процесса внедрения СПО. Самое очевидное тому подтверждение – ситуация со «школьным проектом».
При Вашей непосредственной поддержке в 2007 году было принято решение о переводе образовательных учреждений (ОУ) РФ на использование свободного программного обеспечения в учебном процессе. В 2008 году был успешно проведен эксперимент по апробации российского дистрибутива СПО в трех пилотных регионах. На 2009 год была запланирована установка этого дистрибутива во всех образовательных учреждениях Российской Федерации.
К сожалению, успешно начатый в 2007 году проект по внедрению пакета свободного программного обеспечения (ПСПО), в настоящее время «пробуксовывает» и по сути находится под угрозой срыва.
Это связано с рядом факторов, а именно:
1. В связи с антикризисными мерами правительства РФ финансирование проекта в 2009 году сокращено более чем втрое по сравнению с первоначальным планом (с 650 млн. рублей до 200 млн. рублей), что не позволяет обеспечить внедрение ПСПО во всех ОУ РФ в 2009 году.
2. Произошла задержка с проведением конкурса на внедрение ПСПО в 2009 году, и он до сих пор не проведен, в результате чего на работы по внедрению ПСПО в ОУ РФ после проведения конкурса останется всего около 6 месяцев, что также не позволяет осуществить внедрение ПСПО во всех ОУ РФ за столь короткий срок.
Активисты Центра свободных технологий принимали активное участие во внедрении ПСПО в трех пилотных регионах и поэтому нас серьезно беспокоит складывающаяся ситуация. Мы провели ряд встреч с руководством ОАО «Армада» и «ALTLinux» - исполнителями «школьного проекта», и пришли к единому мнению о путях решения возникших проблем.
На наш взгляд, в связи с вышеперечисленными обстоятельствами в 2009 году необходимо сконцентрировать усилия на создании и разворачивании инфраструктуры внедрения и поддержки, внедрении пакетов СПО в ограниченном числе наиболее подготовленных школ и на рассылке комплектов ПСПО по всем ОУ РФ, при этом обеспечив в 2010 году финансирование продолжения проекта внедрения ПСПО в необходимых объемах. Тем более, что это согласуется с антикризисными мерами правительства РФ, которые предусматривают, в том числе, перенос части задач бюджета 2009 года на 2010 год.
Кроме того, Федеральному агентству по образованию необходимо срочно провести конкурс на проведение работ по внедрению ПСПО в ОУ РФ, не допустив дальнейшего уменьшения размеров финансирования проекта, которая после секвестирования составляет около 200 млн. рублей.
В связи с недостаточным объемом финансирования и крайне сжатыми сроками в 2009 году предлагается проведение следующих мероприятий по внедрению ПСПО:
1. первоочередное внедрение ПСПО в ОУ 10 регионов РФ (около 7000 школ, т.е. 12% ОУ РФ), включающее дополнительное тиражирование комплектов ПСПО с методическими материалами в электронной форме, их рассылку, региональную и центральную поддержку, обучение методистов и учителей;
2. функционирование единого репозитария ПСПО и его региональных копий;
3. организацию централизованной поддержки, интегрированной с репозитарием ПСПО, владеющей технологиями разработки и способной вносить исправления в программный продукт и обеспечивать развитие ПСПО;
4. организацию региональной поддержки и внедрения, интегрированной в центральную систему поддержки;
5. свободную инфраструктуру разработки, доступную разработчикам прикладных образовательных программ;
6. подготовку учебно-методических материалов и организацию обучения преподавателей новым технологиям в рамках системы повышения квалификации.
В 2009 году помимо перечисленного также предлагается осуществить тиражирование и рассылку до конца 2009 года обновленных комплектов ПСПО по всем ОУ Российской Федерации, перечисленным в Приложении 1 к Распоряжению Правительства РФ от 18 октября 2007 г. № 1447-р, с полным их внедрением в 2010 году в условиях созданной инфраструктуры.
В 2010 году закончить внедрение ПСПО в остальных образовательных учреждениях РФ (около 50000 ОУ).
В случае, если к концу 2010 года ПСПО не будет внедрен во всех ОУ РФ, то потребуются значительные средства для закупки лицензионного программного обеспечения, поскольку в 2010 году заканчивается срок действия лицензий на программное обеспечение, поставленное в рамках «Первой помощи».
Обращаем внимание на то, что спецификой проекта ПСПО по сравнению с «Первой помощью» является разработка свободного отечественного продукта. При закупке лицензий на проприетарные продукты поддержка и развитие неявно заложены в стоимость лицензии, в случае же свободного ПО лицензионные отчисления отсутствуют, и расходы на поддержку и развитие должны быть заложены в проект в явном виде.
Именно этим объясняется необходимость репозитария и среды разработки, а также интеграция поддержки с репозитарием: без этих компонентов не будут обеспечены исправление ошибок, развитие продукта в соответствии с требованиями ОУ, качественная поддержка пользователей. Без них не будут использованы ключевые преимущества СПО, что приведет к проблемам в реализации проекта и дискредитации самой идеи широкого использования свободного отечественного ПО.
В связи с вышеизложенным обращаемся к Вам, уважаемый Леонид Дододжонович, оказать содействие в решении данной проблемы.
Центр свободных технологий (ЦеСТ) – первая российская официально зарегистрированная общественная организация, ставящая своей главной уставной целью продвижение свободного программного обеспечения в России, надеется на Вашу помощь и поддержку в реализации проекта по внедрению пакета свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях нашей страны.
Председатель правления Центра свободных технологий (ЦеСТ)
В.И.Алкснис...".
Ответа на это письмо все не было и я уже подумал, что и не будет.
Неожиданно две недели назад мне позвонили из администрации президента РФ и сообщили, что из-за путаницы с почтовым адресом ЦеСТа, ответ Л.Реймана посланный мне, вернулся обратно и они хотели бы уточнить по какому адресу его выслать. Я сказал - для надежности высылайте на мой домашний адрес.
И вот сегодня это письмо пришло.
Обращаю ваше внимание, что письмо датировано 21 мая, т.е. до скандала с рассылкой бракованных DVD по школам . Теперь ситуация с внедрением СПО стала значительно сложнее.
Будем надеяться, что позиция советника Президента РФ будет реализована в конкретных делах.
Источник:
http://v-alksnis2.livejournal.com/149511.html
А я ожидал. :) Дододжоновичам даже в кризис не интересно экономить.
Название данной статьи не содержательно! Это дешёвый приём, который не применяется даже на самых захудалых форумах. Стыдно!
Сходите по ссылке, стеснительный Вы наш. У Алксниса статья именно так называется. Какое я имею право в ней что-то менять, даже если мне тоже название не кажется удачным?
Вы имеете право назвать как хотите свою статью о статье Алксниса, бессовесный Вы наш.
Свою статью? Это не моя статья. Это статья Алксниса из его блога, тупой вы наш. Слова «v-alksnis2» и «livejournal.com» не вызавает у вас подозрения, что это блог Алксниса в LiveJournal? ;)
Да, вот по поводу тупого действительно я не ожидал от Вас. Ну ладно - объясню. Скажем так, Вы называете статью как хотите и в теле пишете, что мол Алкснис в своём блоге написал "каракулю", которую назвал так-то и текст которой я привожу полностью. Типа: ржём, смеёмся, обсуждаем. То есть, (я же писал) Вы пишете статью о статье. Ещё раз (для верности) Вы пишете свою статью о статье Алксниса.
P.S. И не надо грубить, а то распугаете Вашу верную аудиторию. (А там, как хотите, если посетителей у Вас так много, что на парочку другую человек из этого числа Вам наплевать.)
Нафига, спрашивается в задачнике?
Уникальных посетителей 1-1,5 тыс в день даже сейчас, когда многие в отпусках. Но это не значит, что я кем-то не дорожу. Дорожу каждым, кому здесь интересно. Но в последнее время развелось гениев, которые в чем-то меня пытаются пристыдить да поучить. Такие высоконравственные личности, которых оскорбляют заголовки некоторых даже не моих статей могут идти сами знаете в какое место. Нет, не в жопу. Эти учителя могут попробовать сделать что-то свое, а здесь останутся люди, которым интересна сама статья, а не то насколько оправданный для нее подобран заголовок.
Я так и подумал, и поэтому хотел радостно сообщить, что я принял решение зарегистрироваться. Но это было до того, как Вы написали вот это:
И теперь я думаю, сидя как оплёванный, а правильно ли я сделал?
Это вызов? А говорили
В любом случае я рад и... добро пожаловать! :)
Не придумывайте, никакой оплеванности нет и в помине. Речь о том, что не стоит пытаться вызвать у меня чувство вины, не стоит апеллировать к моей совести и тому подобным высоким материям. Не согласны с заголовком, недовольны выбором новости — идите и сделайте правильно.
Что касается второй части вопроса, то ответ очевиден — вы все сделали правильно. :) Вам удобнее будет пользоваться сайтом, а мне приятно, что даже недовольные посетители находят время зарегистрироваться. Значит не так уж сайт плох... :)
Ну да! Был бы он плох, так стал бы я тут обитать. Всё великолепно!
И я тоже очень рад!
как это всё достало. сначала кричать, а потом считать и резать. гадство. ещё мне кажется стоит отметить, что за деньги потраченные государством будут появляться ОБУЧЕННЫЕ ЛЮДИ и они не уйдут на оплату туевой кучи гвардии маркетологов и сейлеров "партнёров"
Самое интересное, что все «за». Кто против свободного ПО в школах? Медведев? Нет! Путин? Нет! Леонид Дододжонович? Нет, тоже большой друг детей. Все они за. Только вот реально никаких подвижек. И я не верю, что существуют объективные причины, препятствующие внедрению. Захотели, например, прижать игорный бизнес — и прижали. Никакие доводы, что казна останется без налогов, люди без работы и прочий бред не помогли. Могут, если захотят. Видимо, со школьным Линуксом такое желание еще просто не появилось. 650 млн рублей зажали. Лучше бы Чубайса с его банановыми технологиями сократили.
Мне вообще-то непонятно, как происходит это внедрение СПО в школы. Непонятно (если не думать о плохом) вот почему.
Если я правильно понял, то базовой системой для внедрения СПО является Alt Linux. Эта система в рейтинге Distrowatch.com занимает 69 место, располагаясь среди никому не известных систем. Если индекс HPD для Ubuntu равен (на сегодня) 2266, то для Alt Linux - 112.
Свое знакомство с Linux я когда-то начинал с AltLinux 2.4. Система была достаточно быстрой, но не всегда устойчивой (в части GUI) и никак не подходила для начинающих. При этом шрифты были ужасающие. Недавно, из любопытства, ставил последние версии Альта, но сносил их после первых 30 минут знакомства. Не хочу ругать Alt Linux. У него прекрасное сообщество, проект Сизиф вызывает уважение.
Мне представляется, что эта система хороша как экспериментальная, исследовательская, но никак не базис для внедрения в школы. Конечно, сейчас она адаптируется для школьных условий, но основа остается той же и адаптировать можно бесконечно.
Ведь есть очень удобные дистрибутивы, идеально подходящие для начинающих - та же Ubuntu или Mint с их гигантскими дебиановкими репозитариями программ, драйверами, поддерживающими широчайший спектр оборудования. Есть даже Edubuntu, специально заточенная для нужд образования. Нужны минимальные время и средства для их адаптации к нашим условиям. А если бы привлекли Canonical в качестве партнера, то вообще все проблемы были бы сняты.
А сколько потребуется сил и средств на сопровождение такой системы. Проблемы с внедрением этой системы будут нарастать и денег для этого будет требоваться все больше и больше. Думаю, что если бы ничего не меняли и оставались в объятиях пресловутого Микрософта, то денег уходило бы меньше, так как Микрософт предлагал исключительно льготные условия для использования его ПО в наших школах.
Ну ладно, предположим, что преодолены все препятствия, школьники освоили СПО, закончили школу и пришли на работу. А там кругом Windows...
Меня тоже сначала интересовало почему именно ALT? Ведь если взять и сравнить его с, например, Debian, то мы не найдем ни одного заметного преимущества. Просто ALT выбрали потому, что это отечественная разработка. Типа, поддержка отечественного производителя. Еще рассматривали ASP Linux, но тот совсем стух.
Каких денег? Пока ничего не уходит. 80% изделий Microsoft в школах - пиратское ПО. Конечно, денег много не уйдет. Но правительство как бы с пиратством борется. Докупить лицензии на 80% школьных компьютеров не очень дешево получится. Да и не в деньгах дело-то.
Это как сказать раковому больному - давай мы тебя лечить не будем, зато ты деньги сэкономишь.
Ну, если школьники после школы сразу на работу, то компьютер они на своей работе скорее всего не увидят, т.к. будут либо в ларьке жвачкой торговать, либо в маршрутке других школьников возить.
Во-вторых, если там кругом Windows, то таких "школьников" со знанием Linux с руками оторвут. Ведь они смогут помочь в постепенном переходе на СПО, обучить других работе с бесплатными аналогами и тем самым сэкономить родной конторе баблос.
ALTLinux - это очень удобная и стабильная система. Я работал с почти всеми дистрибутивами Linux: среди них, конечно, и Debian и Ubuntu. Жуть! По поводу Ubuntu я просто промолчу. С Debian у меня не срослось: многие пакеты не хотели корректно работать даже из коробки, зависания на ровном месте и другие сюрпризы. А вот Альт - это та единственная система, которая работает на моём ПК стабильно и без единого нарекания. Вообще, именно Альт смог полноценно заменить Windows на моём компьютере. Преимуществ масса, в частности великолепное качество проприетарных драйверов к оборудованию, работающих "из коробки" и многое другое. Альт - это классический линкус, а не форк винды, как тот же Ununtu. И в плане обучения он идеально подходит. Вы могли бы сходить на форум Альта и почитать, сколько продвинутых людей из системы образования не нарадуются Альту. А среди них и директора школ и преподаватели различных предметов, в числе которых, само собой, информатика.
>Я работал с почти всеми дистрибутивами Linux
Да? Вы это серьезно? Вам самому не смешно?
>великолепное качество проприетарных драйверов к оборудованию
А как от дистрибутива зависит качество _проприетарных_ драйверов?
Мне не смешно, мне за Вас обидно. Я уже писал тут, что Вы тролль - пишу ещё раз.
Я троллей не кормлю, но отвечу для тех, кто будет читать Ваши пассажи. Качество интеграции проприетарных драйверов в систему. Никогда не слышали? Начинающему в Ubuntu или Debian нужно ещё сделать так, чтобы установить/задействовать эти самые проприетарные драйвера. В Альте они все работают сразу из коробки. И, как показала моя практика, а также опыт тех, кому Альт нравится, проблем с этими драйверами возникает меньше, чем в других дистрибутивах. Я не одинок среди тех Линуксоидов, кто прежде чем выбрать то что нравится испробовал если не всё, то многое. На Ваших задачах, Вашем оборудовании и вообще для Вас лично может оказаться лучшим любой другой дистрибутив. Я говорю о том, что Альт стабильный и пригодный для обучения, равно как и для других нужд, дистрибутив. И Вы можете работать с Ubuntu или Debian, потому что они Вам больше нравятся. Но не говорите, что Альт глючный или хуже.
Вот как оно. Спасибо! Благодаря вам я уже второй раз узнаю, что я тролль. Надеюсь, на этот раз запомню!
В предыдущем сообщении было "почти все". Это, как минимум, большинство. Вы действительно испробовали _большинство_ дистрибутивов? Лично у меня подобное ваше заявление вызывает сомнение.
В прошлом посте было написано про качество драйверов, а не про качество интеграции. Это разные вещи.
Во избежание ненужного флейма скажу коротко: называйте как хотите, но факт остаётся фактом - Альт на моём оборудовании работает стабильнее чем другие дистрибутивы. И дело именно в драйверах. В других дистрибутивах были проблемы - в Альте нет. Потому его я и использую.
и тут пис*ами меряются... как страшно жить (с) lurkmore.ru
Кому нечем мерятся, тому может и страшно. Остальным переживать нечего.