- 1 из 4
- ››
В прошлом году стартовал проект, результатом которого декларировался перевод российских школ на лицензионное ПО. Работа велась в двух направлениях. Все школы получили так называемый СБППО — стандартный базовый пакет программного обеспечения, состоящий из проприетарных приложений, в том числе и ОС Windows. А в учебных заведениях трех пилотных регионов (Республика Татарстан, Пермский край и Томская область) внедрялся ПСПО — пакет свободного программного обеспечения на основе ОС Linux.
ПСПО в соответствии с лицензией передавался школам в бессрочное пользование, и никаких дополнительных отчислений в процессе работы не предполагалось. Разумеется, за исключением оплаты услуг технической поддержки, если в ней возникала нужда. СБППО, в свою очередь, можно эксплуатировать только в течение трех лет, по прошествии которых договор должен быть продлен, причем не безвозмездно.
С учетом сложившихся на тот момент реалий решение выглядело вполне логичным. Пока идут внедрение ПСПО и создание необходимой инфраструктуры, в качестве временной меры предлагается СБППО. Три года — вполне реальный срок для полного перехода на СПО при условии достаточного финансирования.
Увы, кризис внес в столь хорошо продуманную схему некоторые неприятные коррективы. Коль скоро денег стало меньше, то приходится на чем-то экономить. Казалось бы, решение очевидно — экономить надо на СБППО, тем более что это можно сделать без ущерба для школ.
Дело в том, что 2,7 млрд. руб., которые планировалось истратить на всю программу, были распределены по годам, причем средства выделялись не только на поставку продуктов, но и на их обновление. А поскольку в рамках национального проекта “Образование” все российские школы были подключены к Интернету, то последняя операция может быть выполнена автоматически и доставки компакт-дисков с соответствующими пакетами не потребуется.
Освободившиеся таким образом средства вполне можно было бы направить на внедрение ПСПО, тем более что основные расходы в этом направлении связаны не с тиражированием продуктов, а с подготовкой учителей и созданием информационной и технической инфраструктуры. Вроде все логично и оснований беспокоиться о судьбе проекта нет.
Однако руководитель ЦеСТа (Центр Свободных Технологий) Виктор Алкснис считает, что события могут развиваться не в том направлении, которое указывает логика развития проекта. Он рассказывает: “В госконтракте все работы по СБППО были разбиты на этапы, каждый из которых должен был финансироваться отдельно. И изготовление эталонного комплекта обновлений и исправлений программных продуктов, входящих в СБППО, было там действительно предусмотрено. Причем на это планировалось выделить около 100 млн. руб.”.
Г-н Алкснис обращает внимание на то, что лицензия на три года уже приобретена и все обновления должны быть бесплатны. “С учетом того, что сейчас все школы подключены к Интернету, пользователям не надо совершать каких бы то ни было дополнительных действий — система обновится автоматически и никаких рассылок не потребуется. Таким образом, эта работа совершенно бессмысленна, и тратить на нее деньги — я даже не знаю, как это назвать, — говорит он. — Даже если допустить, что какой-то процент школ фактически не имеет доступа в Интернет, то с этим надо разбираться и наказывать виновных, а не компенсировать за счет бюджета плохую работу конкретных должностных лиц и очковтирательство, которым они занимались, когда докладывали о подключении учебных заведений”.
Но, по его словам, это еще не все: “Вполне может получиться, что контракт на рассылку ПСПО будет объединен с контрактом на рассылку СБППО, который уже получила компания “Компьюлинк”. И все “внедрение” этим ограничится — школы получат набор компакт-дисков, а дальше пусть что хотят со всем этим добром, то и делают. Очевидно, что в этом случае, без обучения, без технической поддержки, проект будет заранее обречен на провал”.
А что же происходит с ПСПО? Согласно планам в этом году уже должно начаться его внедрение во все российские школы. Но действительность не дает поводов для оптимизма. Как сказал генеральный директор компании ALT Linux Алексей Новодворский, учителя заинтересовались СПО и число школ, присоединившихся к проекту по собственной инициативе, сравнимо с их количеством в пилотных регионах. Однако сейчас проект находится в подвешенном состоянии, поскольку решения о выделении денег на второй этап до сих пор не принято.
Отправить комментарий