Русская ОС: три с половиной рецепта

Призрак бродит по Рунету, призрак "русской ОС". Некоторым гражданам этот признак кажется спасением от кризиса - поскольку он создаст новые госзаказы, новые рабочие места, и возможно даже, некий новый национальный продукт на продажу. Другие же с ужасом вспоминают пьяный ЕГАИС, и намекают, что если создавать целую ОС таким макаром - лучше и не начинать вообще.

Мы решили сравнить основные рецепты "русской ОС", которые обсуждаются наиболее активно. Рецептов получилось чуть больше трех, нечто вроде числа "пи".

Письмо турецкому султану

Что нужно для того, чтобы создать новую операционную систему? Илья Пономарёв, председатель подкомитета по технологическому развитию Госдумы Российской Федерации, считает, что для этого нужна энная сумма денег, а также другого рода поддержка со стороны государства. Всё остальное — детали, которые можно утрясти по мере того, как будут тратиться выделенные из бюджета средства.

Такой вот у господина Пономарёва рецепт национальной ОС. Другой вопрос — зачем? То есть — если отбросить пошлый вопрос о деньгах, коих у государства, возможно, не так много, чтобы поделить на всех, но достаточно, чтобы заинтересовать не очень большую группу людей, — для чего в принципе нужна стране своя операционка?

Господин Пономарёв указывает на три "составные части". Во-первых, это потенциал российских IT-инженеров и компаний: есть люди, которые умеют, есть кризис, который ведёт к переделу рынка высоких технологий, и есть возможность "вытащить" IT-отрасль за счёт крупного национального проекта.

Во-вторых, это необходимость технологической независимости. В первую очередь — от компании Microsoft, потому что мало ли какие бэкдоры врезали в винды американцы (или это были индийцы — кто их там сейчас разберёт?). А ну как не поделят Россия и США какой-нибудь там Гондурас, и что? И Болмер поднесёт Обаме на блюдечке с голубой каёмочкой большую красную кнопку, а тот возьми да и выключи разом все российские Windows-компьютеры. То-то линуксоиды потешатся.

Ну и, наконец, третий "кит" — это реальная коммерческая перспектива. Пономарёв подозревает, что лет через десять появится новый тип операционных систем, ведь с каждым годом появляются всё новые типы электронных устройств. Ждать, пока эту гипотетическую нишу займут другие, глупо, нужно её разрабатывать самим.

В общем, предпосылки есть, дело осталось за малым: собрать влиятельных IT-игроков и написать письмо президенту с просьбой о вспомоществовании.

Да только что-то это письмо никак не составляется — второй месяц уже бьются, а воз и ныне там. Такое ощущение, что среди участников проекта нет чёткого понимания общей задачи. Точнее будет сказать, что такого понимания нет вообще ни у кого, кроме Пономарёва. Который на прямой вопрос о том, что это будет за система, чётко и недвусмысленно отвечает: "Не знаю". Может быть, это будет очередной Linux, как у китайцев или — с недавних пор — у кубинцев. А может, что-то принципиально новое. Может, даже вот такое, чем чёрт не шутит.

Ведь тут как: низы хотят, а верхи могут. Низы хотят двигать свои юниксы, линуксы, ReactOS и так далее, а верхи могут их поддержать материально.

"Есть много энтузиастов, готовых этим заняться, — говорит Пономарёв в интервью iToday.ru. — Еще пять лет назад такого не было. Это означает, что большое количество людей чувствует потребность в проекте. Но они разобщены и не запитаны деньгами, у них нет координирующего центра. Государство это может вполне организовать".

Другое дело, что энтузиасты готовы заняться каждый своим проектом, а не чем-то эфемерным, поэтому письма президенту, скорее всего, придётся ждать долго.

Скачет бабушка Федора

Не исключено, что национальную ОС просто спустят "сверху", так и не дождавшись несчастного письма. Такой вариант очень даже возможен. Пока Пономарёв пытался объединить необъединяемое, министр связи Игорь Щёголев плодотворно общался по вопросам сотрудничества с руководством компании Red Hat, одного из крупнейших поставщиков Linux-решений.

Вообще-то началось все с самого президента Медведева, который два года назад, еще не будучи президентом, похвалил "открытые коды". До этого госчиновники масштабно внедряли продукцию компании Microsoft, словно бы уже являясь ее сотрудниками. А тут вдруг началась медведевская оттепель, и всеобщая любовь к линуксоидам, и Алкснис с Поносовым на белых конях.

Вот и Щеголев туда же. Как выяснилось, он тоже верит в российских IT-специалистов, однако полагает, что цели перед ними надо ставить весьма практические. А именно, разрабатывать полноценную "коробочную" операционную систему на базе свободного ПО, ориентированную на российских пользователей. При этом, говорит министр связи, "следует обратить внимание на системы управления базами данных, порталы, почтовые системы на свободном программном обеспечении, без которых практическое применение СПО будет слишком узким".

Практические шаги в этом направлении уже сделаны: в конце прошлого года официально стартовала программа Russian Fedora, участники которой как раз и ставят перед собой такого рода задачи. Чтобы не изобретать велосипед, здесь взяли за основу бесплатный Linux-дистрибутив Fedora, к которому Red Hat имеет самое непосредственное отношение.

Вот вам и национальная ОС — нельзя сказать, чтобы оригинальная, но уж наверняка функциональная и реализуемая сравнительно малой кровью. А что? Независимость от Microsoft и иже с ними налицо, открытый код обеспечивает отсутствие бэкдоров, затратных проблем с лицензированием ПО вообще нет, да и вирусов Linux не особенно боится — пока, во всяком случае.

Один раз - не Фантомас

Однако же если с национальной операционкой на базе Linux теоретически можно завоевать Россию, особенно при поддержке сверху, то выйти за её пределы вряд ли получится: ни в США, ни в Гондурасе русифицированный "линух" не нужен, особенно в условиях изобилия альтернативных сборок. Независимый эксперт Борис Ашкинази, вступивший в полемику по поводу проекта Пономарёва, выразился ещё категоричнее. По его мнению, "идею делать национальную ОС на базе системы, у которой только 0,8% пользователей во всем мире, плодотворной назвать нельзя".

Ашкинази вообще уверен в том, что клонирование — путь порочный и что "следует создавать оригинальную операционную систему, которую, в случае успеха, заслуженно назовут "российской операционной системой". И если исходить из этой предпосылки, то на роль национальной ОС может претендовать вполне себе оригинальный "Фантом".

Правда, люди, стоящие за созданием "Фантома" — Дмитрий Завалишин и Кирилл Готовцев из Digital Zone, — не позиционируют свою разработку в таком качестве — но вовсе не из-за отсутствия амбиций. Напротив, с амбициями тут как раз всё в порядке. Просто они не зацикливаются на национально-географических критериях, и даже, похоже, вовсе не принимают их в расчёт.

Второе отличие данного проекта от инициативы Пономарёва — это чёткое понимание того, что должно получиться на выходе. То есть подход к вопросу разработки у Digital Zone, откровенно скажем, бесхитростный: вместо того чтобы сначала попросить у президента денег, а потом начать думать, что с этими деньгами делать, Завалишин всего лишь неспешно реализует свою давнишнюю мечту. Ощущение такое, что фантомцы и пиариться-то не особенно планировали, а просто журналисты из британского The Register случайно или по наводке набрели пару недель назад на их комьюнити в "Живом Журнале" — и тут к Digital Zone пришла мировая слава. Впрочем, это ощущение может быть и ошибочным.

ОС "Фантом", существующая по большей части лишь в голове Завалишина и в виде сформулированной на бумаге концепции, имеет ряд принципиальных отличий от современных операционок. Интересующиеся подробностями "гики" могут смело изучить FAQ - но если подойти с позиции среднестатистического юзера, то ему, в общем, по барабану, что там "у ей внутре". Его интересует, какие практические преимущества он получит от использования новой ОС.

По большому счёту, юзерам обещают только одно: отсутствие необходимости в шатдауне системы и быструю — буквально в несколько секунд — её загрузку со всеми работавшими на момент выключения задачами. Нечто вроде режима гибернации, только с почти мгновенными отбоем и побудкой. В Digital Zone это свойство "Фантома" скромно называют бессмертием — и именно оно является основным ноу-хау компании.

Кое-что Завалишин обещает и разработчикам прикладного ПО, а именно существенное — от консервативных 30% до заоблачных 400% — сокращение времени создания приложений под "Фантом" в сравнении с другими ОС. Во многом это достигается за счёт избавления от необходимости сохранять массу данных в файлах и считывать их оттуда (это следует из всё того же "бессмертия" программ), хотя, конечно, избежать работы с пользовательскими документами вряд ли удастся — всё-таки ими нужно уметь обмениваться между компьютерами. В конечном итоге от этого опять же должны выиграть пользователи, которых в самые кратчайшие сроки после гипотетического релиза "Фантома" со всех сторон забросают массой программ.

Если всё пойдёт по плану, то через энное количество лет "Фантом" начнёт свою экспансию на сервера, компактные мобильные устройства, специализированные системы для военных и медиков (именно здесь, по мнению разработчиков, устойчивость ОС к перебоям питания и её быстрый старт могут быть оценены в первую очередь) и, в перспективе, на настольные персональные компьютеры, откуда Windows и Linux будут с позором изгнаны на веки вечные.

Скромное обаяние облаков

Впрочем, даже в том случае, если Digital Zone таки разродится "Фантомом", простых пользователей к тому времени уже могут не волновать такие несущественные детали, как "операционные системы". Приложения постепенно перекочёвывают в Интернет, а для работы с ним нужен всего лишь браузер, обвешанный некоторым набором плагинов. Свободные от паранойи пользователи могут даже все свои файлы хранить на каком-нибудь специализированном хостинге, так что для полноценной работы им хватит очень скромного нетбука.

То есть теоретически, если проникнуться идеей национальной ОС, можно было бы сделать саму операционку попроще, а упор сделать на обеспечение всех и вся широкополосным доступом к Сети вообще и к конкретным веб-сервисам в частности. Другое дело, что на этом cloud-поприще придётся либо сражаться с Google, либо сразу же ему сдаться, то есть дать пользователям национальной ОС возможность пользоваться службами Google. Сделать первое непросто, да и государственный бюджет не резиновый. А выбрать простой, второй путь — означает сменить одну американскую компанию на другую, что не решает проблемы технологической зависимости, надуманная она или нет.

Тем не менее, есть в таком подходе нечто притягательное. Вот только с играми придётся что-то делать. Возможно, потребуется написать другое письмо президенту — о необходимости разработки национальной игровой приставки. С выходом в Интернет, разумеется.

Пока без оценки

Отправить комментарий

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <blockquote> <strike>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

Подробнее о форматировании

КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика