Протоиерей Всеволод Анатольевич Чаплин посетил наш партийный дискуссионый клуб «Пиратская прокачка», темой которого стала «РПЦ и информационное общество».
Сразу хочу послать к черту тех, кто считает, что мы не должны встречаться с представителями Русской Православной Церкви, и В.Чаплиным в частности, а также других конфессий. Кто против дискуссий - тот сам мракобес и противник свободы слова.
Инициатива встречи была проявлена со стороны о. Всеволода, мы легко договорились по электронной почте. Встреча проходила в штабе Пиратской партии России - книжном магазине "Циолковский". Но готовить ее пришлось в режиме полной секретности, чтобы не прибежали наши дружки-художники с топорами и криками «свободу Пусси Райот!».
Отец Всеволод опаздывал. Мы нервничали. А вдруг не приедет? Как к нему обращаться: отец Всеволод или просто, по фамилии? Как сбивать его с темы, если начнет жонглировать цитатами из Библии? А вдруг начнет высокомерно наезжать? Тогда отбросить вежливасть и тоже идти на абордаж? Вы еще нам не то что за Pussy Riot, вы нам за Джордано Бруно ответите!
Протоиерей Чаплин, видимо, знал о наших сомнениях. Едва войдя в зал, на вопрос о том, как его называть, отозвался с улыбкой: "А как хотите! Можно Всеволод, можно Всеволод Анатольевич, можно "Эй ты, клерикал проклятый!".
Было видно, что отец Всеволод хотел произвести благоприятное впечатление на молодую политическую силу. Обильно цитировал Руссо и других философов, впопад оперировал понятиями "торренты", "блоги", "боты" и, пожалуй, излишне часто вставлял словечки на безупречном английском языке.
Это еще, конечно, вопрос, кто кому больше должен хотеть понравиться: у Русской православной церкви не менее 80 миллионов "фолловеров", с другой стороны 80% пользователей интернета регулярно нарушают авторские права, а значит являются пиратами. Так что аудитории вполне сопоставимы.
Да и сам Чаплин заявил, что «грешил пиратством». Однако, он отметил, что перед этим «грехом» получил разрешение у автора фильма на копирование, но не у правообладателя. После чего нанес на диск знак воинственного копилефта и стал массово распространять этот фильм. Также отец Всеволод, заявил, что сам не против, чтобы его тексты пиратили, т.е. распространяли без выплаты ему авторских отчислений.
Но почему пиратство это грех? Ведь копирование не является воровством! При копировании объектов становится больше. А значит пират не отнимает - он размножает.
Существует даже пиратская шутка о том, что первым пиратом был Иисус. Он нелицензионным образом скопировал хлеба и рыбу, чем нанес ущерб хлебной и рыбной промышленности Израиля.
Интересно, что в категорию «греха» нарушение авторских прав попало на основании документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» от 2005 года. В пункте 7.3 данного документа говорится, что «церковь признает существование многообразных форм собственности», где и попадает в известную ловушку.
Подобно морской свинке - которая на самом деле и не морская, и не свинка - ни к интеллекту, ни к собственности интеллектуальная собственность ни малейшего отношения не имеет.
Так называемая ИС является исключительным временным правом на результат интеллектуальной деятельности, другими словами это монополия на копирование.
Поскольку ни одно правительство мира не в силах контролировать всех поэтов-песенников и охранять их права, то эта монополия спущена вниз, на частные кампании. И вот тут копирасты резвятся как могут. Автор редко получает больше 5% от стоимости копии.
Особенно мне доставляет, когда про так называемую "интеллектуальную собственность" начинают плакать американцы. Недавно Россию включили в список самых пиратских стран мира. И это понятно - американцы отстаивают свои национальные интересы.
А мы почему профукиваем свои национальные интересы? Ведь если "интеллектуальная собственность" действительно является собственностью, то пускай американцы сначала заплатят с нее налоги! ;)
Рынок интеллектуальной собственности США оценивается в 1 триллион долларов. Вот если они заплатят у нас налог на эту "собственность", хотя бы 1%, вот тогда я пойму, почему мы должны ее защищать. Но это вопросы мирской власти. Вернемся к вопросам власти духовной.
Церковь как моральный авторитет, конечно, должна выступать на стороне справедливости, а не стяжателей. Автор почти всегда получает меньше 5% от стоимости проданной копии, т.е. авторское право защищает не авторов, а правоторговцев. Фактически авторское право - рабство для авторов.
А что с советским культурным наследием? В СССР искусство принадлежало народу и было щедро оплачено из бюджета, читай из кармана граждан. Но все фильмы, песни и книги так и не переданы в общественное достояние, вместо этого они являются выгодным товаром для тех, кто подчас не имеет к ним никакого отношения.
Может ли подобное не осуждаться церковью? Может ли церковь пересмотреть свои основы социальной концепции, исходя из новых социальных реалий? Мне показалось, что в вопросе авторских прав мы сможем найти общий язык.
Конечно, это не отменяет того, что мы никогда не согласимся с позицией православной церкви относительно цензуры. Например, текст "панк-молебна" Пусси Райот В.Чаплин назвал экстремистским и подлежащим запрету. Но пираты являются противниками любого ограничения распространения информации. Нас очень смешит, например, список экстремистских материалов Минюста. Среди прочих материалов этого списка за номером 669 значится Чебурашка. wmv., День победы.wmv и даже 0l.wmv; 02.wmv и так далее. Так, что остерегайтесь иметь такие файлы на своем компьютере!
С другой стороны, о. Всеволод заявил, что необходимо «объявить амнистию текстам, составленным больше 50 лет назад» и постоянно сдвигать эту планку. Хотя и высказал непонимание, как быть с актуализацией древних текстов, снабженных призывами резать или спасать.
Осталось, конечно, и масса других вопросов и их надо решать в дальнейших дискуссиях.
Так в вопросе анонимности, о.Всеволод высказал мнение, что, хотя патриарх читает даже анонимные комментарии на своем официальном сайте, в будущем мы все же будем входить в интернет по паспорту. На это он получил весомое возражение пиратов о том, что даже если нам будут вживлять чипы в голову, мы их будем выковыривать вилкой, и мини-лекцию о технической невозможности цензурировать интернет.
Вопрос о прямой электронной демократии был затронут только издалека - о. Всеволодом было высказано лишь мнение о том, что существующие модели политического устройства, безусловно, могут и должны совершенствоваться, и он не исключает при этом, что прямая демократия также может рассматриваться как одна из таких прогрессивных моделей.
Так что, надеюсь на то, что это была лишь первая ознакомительная встреча.
Действительно, вопрос цифровых прав уже разделил людей на тех, кто слепо верит в "интеллектуальную собственность" и тех, кто верит в правоту пиратов, что привело даже к возникновению "Русской пиратской церкви". Пока это шутка, но если представители традиционных конфессий не будут реагировать на вызовы времени, то, возможно, в будущем "Пиратство" действительно станет серьезной религией.
Теперь окончательно ясно, что никакие они не пираты, а клоуны и приспособленцы. К чему эта беседа с РПЦ-шным троллем? Пропиариться и привлечь внимание? Чего они вообще ждали от Чаплина? Благословения? Так не будет его, т.к. церковь всегда обслуживала власть, а власть сейчас заинтересована в борьбе с пиратством, чтобы американские хозяева из ВТО не турнули. Отсюда, кстати, и появился у бюрократов пункт 7.3.
Да и в PR-целях идея бредовая. Пиратствующие товарищи слабо пересекаются с религиозной аудиторией. Известно же что в интернете думают о последних скандалах в РПЦ. Такой дружбой т.н. пираты не привлекут новых членов, а потеряют своих. Да и со стороны как-то глупо смотрится — ну какой из раба божьего пират?
Про налог с интеллектуальной собственности – хорошо!