В 2007 году уровень компьютерного пиратства в России сократился на 7 п.п., до 73%, подсчитали в ассоциации BSA. Для сравнения, в 2003—2006 годах он сокращался гораздо медленнее, темпы снижения не превышали 3 п.п. в год. Но ущерб, наносимый пиратами, за год вырос почти вдвое и превысил 4 млрд долл. Пираты все чаще предпочитают воровать дорогой софт, объясняют этот парадокс некоторые участники рынка.
Доля нелегального софта в России снизилась до 73 против 80% годом ранее, говорится в совместном отчете BSA и IDC. По прогнозам аналитиков, к 2011 году уровень компьютерного пиратства снизится до 70%. В BSA уверяют, что это «поспособствует росту объема российского ИТ-рынка до 33,9 млрд долл.», а также тому, что его темпы роста увеличатся с 14,6 до 18,2%.
Главная причина снижения уровня пиратства — ужесточение уголовной ответственности, считают на рынке. «В прошлом году заработал новый закон, по которому возбудили знаменитое уголовное дело против учителя Поносова», — напоминает гендиректор компании ALT Linux Алексей Смирнов. «Теперь использовать пиратский софт боятся не только крупные корпорации, но и маленькие фирмы, — добавляет президент консорциума «Инфорус» Андрей Масалович. — Единственный действенный механизм работы с пиратством — это маски-шоу».
Представитель Балтийского юридического бюро Анна Петрова подтверждает, что отношение к использованию пиратского софта изменилось за последние два года. «Все уже наслышаны про уголовные дела», — говорит она. По словам г-на Смирнова, еще одна причина отступления пиратов — массовые кампании по легализации ПО со стороны государства. «Свою роль сыграл и рост продаж свободного ПО, — добавляет он. — Его наличие не дает поставщикам коммерческого софта загибать цены, что способствует продажам».
За 2007 год правоохранительные органы России нашли пиратский софт на 599 предприятиях. Число уголовных дел против пиратства в 2007 году удвоилось. На урегулирование споров с участниками ассоциации российские предприятия потратили 2,6 млн долл., говорится в отчете.
Несмотря на снижение уровня компьютерного контрафакта, наносимый пиратами ущерб в 2007 году не уменьшился. Наоборот, он вырос почти вдвое — с 2,2 млрд до 4,2 млрд долл. Аналитики связывают парадокс с динамикой софтверного рынка в целом: он растет быстрее, чем объем продаж контрафакта. На развитых рынках уровень пиратства пока в разы меньше российского, однако разработчикам ПО от этого не легче. В 2007 году в США уровень пиратства составил 20%, при этом ущерб правообладателей достиг 8 млрд долл.
«Рынок ИТ развивается очень быстро, а сегмент ПО — еще быстрее», — подтверждает гендиректор компании ABBYY Сергей Андреев. А глава представительства компании ESET Андрей Албитов объясняет почти двукратный рост ущерба тем, что стали чаще воровать дорогой софт. «Сейчас на «Горбушке» можно даже Oracle E-Business Suite найти», — уверяет он.
В то же время г-н Андреев назвал подсчитанную аналитиками сумму ущерба от деятельности пиратов преувеличенной в два-три раза. «Представим, что пользователи пиратского ПО вдруг перешли на лицензию, — объясняет он. — За софт они заплатят не 4,2 млрд долл., а существенно меньше. Ведь многие купят облегченные или урезанные версии программ. Например, только MS Word вместо всего MS Office».
Между тем г-н Масалович считает, что производители софта отчасти сами виноваты в успехах пиратов. «Самое большое зло — это регулярные доплаты за техобслуживание коммерческого софта. Лучше брать плату всего один раз, — объясняет он. — Плохо и то, что лицензии на домашние и корпоративные версии многих программ стоят одинаково».
Отправить комментарий