Фонд электронных рубежей: DRM сдерживает научно-технический прогресс

В 2003 году компания Apple предложила музыкальным издателям революционное решение: интернет-сайт, продающий любой трек за 99 центов. До этого лейблы лицензировали свою продукцию только магазинам с месячной абонентской платой: не заплатил — потерял возможность слушать музыку. iTunes стал первым интернет-магазином, в котором можно было легально скачивать произведения практически всех популярных исполнителей.

Наученные горьким опытом сервиса Napster, издатели потребовали от Apple гарантий того, что iTunes не станет новой пиратской бухтой. Пользователь, купивший песню, не должен делиться ею с друзьями или отдавать ее в пиринговые сети. Удовлетворяя эти требования, Apple разработала систему управления цифровыми правами (DRM) под названием FairPlay: пользователь имел право переписать песню только на пять компьютеров и включить ее лишь в семь плейлистов. Кроме того, прослушать трек можно было лишь на устройствах, разработанных Apple (плеер iPod и коммуникатор iPhone). С другой стороны, устройства Apple не проигрывали песни, защищенные DRM, из большинства других интернет-магазинов. Для того чтобы обмануть FairPlay, нужно было записать треки на диск, а затем снова закачать их в компьютер.

Индустрия ликовала: пиратству пришел конец! Но вскоре выяснилось, что издатели сами себе подстроили ловушку. У всех был iPod, все покупали музыку только на iTunes. Глава компьютерной компании Apple Стив Джобс вдруг превратился в магната музыкальной дистрибуции, от которого зависело процветание всей индустрии. В частности, издатели потеряли одно из самых важных прав — право устанавливать цену. К 2005 году многие лейблы уже требовали повысить цену на самые популярные треки хотя бы до полутора долларов, но могущественный Джобс отказался это сделать, считая, что тогда эти треки будут скачиваться нелегально и бесплатно.

В прошлом году, стремясь лишить iTunes монополии, издатели позволили интернет-магазину Amazon продавать музыку без DRM-защиты, отказавшись тем самым от своих недавних требований к дистрибьюторам. Аналогичное соглашение с Apple лейблы заключать не стали — ведь компания все еще не пересмотрела свою принудительную ценовую политику.

Наконец, на прошлой неделе Стив Джобс сдался. Лейблы согласились отказаться от DRM на iTunes. Начиная с апреля пользователи смогут переписывать песни на любое количество компьютеров и слушать их на любых устройствах. Взамен Apple позволит индустрии выбирать цену трека из трех вариантов: 69 центов, 99 центов и 1 доллар 29 центов.

Это фантастическая новость для любителей музыки. Да, на iTunes можно найти любую песню, но каждая покупка все крепче привязывала вас к устройствам Apple, а это равносильно сделке с дьяволом.

И все же было бы ошибкой считать, что пришла пора копать DRM могилу. Электронная индустрия продолжает встраивать системы цифровой защиты в свои устройства и программное обеспечение. К примеру, отказ от DRM на музыку никак не относится к защите видеофайлов, взятых с того же iTunes: они по-прежнему проигрываются только на Apple-технике. Новый «макбук», представленный на недавней выставке MacWorld, умеет проверять внешний монитор на совместимость с современными антипиратскими стандартами. Подключите его к своему старенькому 50-дюймовому ТВ, чтобы посмотреть фильм, купленный на iTunes, — и MacBook не позволит вам это сделать.

На других рынках электронных развлечений цифровая защита действительно необходима — она сдерживает пиратство. Но претензии музыкальных издателей просто смехотворны, поскольку они продолжают выпускать альбомы на компакт-дисках, которые лишены какой бы то ни было защиты. После того как они позволили интернет-магазину Amazon продавать музыку без DRM, стало окончательно ясно, что упорство в необходимости защиты треков на iTunes нужно было только для того, чтобы вынудить Apple отказаться от своей ценовой политики.

Так что же, DRM защищает индустрию развлечений от пиратов — или наносит ей вред? Вот простой пример. Вы можете приобрести новый фильм тремя способами: купить цифровую копию на iTunes, съездить в магазин за DVD или скачать бесплатно с торрентов. iTunes-версия обойдется примерно в 15 долларов, но фильм можно начать смотреть сразу, не дожидаясь закачки. Правда, при этом он не будет полностью в вашем распоряжении. DRM будет диктовать вам, какое ПО, какой плеер, какой телевизор вы имеете право использовать для просмотра. Если вдруг однажды Стив Джобс покинет компанию, акции Apple упадут, ее поглотит Microsoft, которая тут же закроет iTunes, — и вы больше не сможете смотреть фильмы, за которые заплатили деньги. Конечно, сценарий маловероятный, но все же неприятно сознавать, что деньги могут улететь в трубу из-за состояния здоровья Стива Джобса. Кроме того, вы всегда можете купить телевизор, который внезапно окажется несовместимым с DRM.

Фильм, скачанный с торрентов, можно смотреть на любом устройстве и переписывать на что угодно бессчетно. Пусть для этого и потребуется какое-то время (скачать, переписать и пр.). Даже магазинный DVD хоть и имеет какую-то защиту, все равно проигрывается вне зависимости от того, какой у вас телевизор. Только вот ехать в магазин за DVD откровенно лень, да и зачем деньги платить, если торрент под рукой?

Получается, DRM только способствует пиратству? Главный юрист Фонда электронных рубежей Фред фон Ломан, который давно критикует цифровую защиту, считает, что DRM используется издателями для того, чтобы держать в узде научно-технические инновации на рынке развлечений. Представьте: вы спокойно продаете фильмы кинотеатрам и телекомпаниям, как вдруг кто-то изобретает устройство для домашнего просмотра, и вам приходится бороться за выживание на абсолютно новом рынке. DRM не позволит этому случиться. К примеру, вы изобрели домашний проектор, который сам конвертирует DVD в маленькие, удобные файлы. Ан нет! DVD защищены! Изобретателю придется договариваться с правообладателями о разрешении использовать DVD-контент на новых устройствах. И платить комиссионные.

Телевизионные и кинокомпании, как и музыкальные издатели, тоже забеспокоились о том, что Apple съест весь рынок. В 2007 году телекомпания NBC перестала сотрудничать с iTunes, но год спустя вернулась: оказалось, что податься больше некуда. А рецепт прост! Если операторы хотят избавиться от диктата Apple, им просто надо создать новый интернет-магазин без DRM-защиты. В результате на рынке должно появиться множество новых проигрывателей и проекторов для просмотра онлайн-видео. Главное — они не будут играть видео, продающееся на iTunes, и пусть Apple кусает локти!

Но Голливуду не нравится такой подход. На прошлой неделе студии объявили о том, что они создают некий проект под названием Digital Entertainment Content Ecosystem, который должен помочь зрителям перемещать видеоконтент с одного устройства на другое. Правда, в списке поддерживаемых устройств не значатся продукты Apple. И видео, купленное в рамках этого проекта, нельзя будет посмотреть на новых устройствах, пока они не будут одобрены издателями. Иными словами, научно-техническому прогрессу в области электронных развлечений скоро придет конец!

Пока без оценки

А я думаю не прийдет. Настанет скорее золотой век p2p и открытых прлатформ.

Ваша оценка: Нет
azmiol аватар

О, да! причем настанет сам собой. нужно лишь подождать.
Можно я тоже к вам в страну эльфов переселюсь? А то в суровой реальности золотого века ждать не приходится.

Ваша оценка: Нет
Bull-Dog аватар

В нашем суровом мире будет лучше чем , нужно только стремиться к этому. А то если сидеть дома тогда за вас решат как вам лучше жить и боюсь вам это не понравиться...

Ваша оценка: Нет
azmiol аватар

Конечно, надо выходить в интернет и бороться, бороться, бороться.. за лучшее будущее!
Если на каждом углу крикнуть про торжество открытых технологий наверняка ведь кто-нибудь поверит. И это приблизит нашу победу!

Ваша оценка: Нет

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика