Большой оригинал

Семь лет назад 43-летний российский математик Григорий Перельман решил одну из самых знаменитых математических задач. Он доказал «гипотезу Пуанкаре». Смысл ее, если говорить упрощенно, состоит в том, что все трехмерные пространства, лишенные дыр, представляют собой, по сути, сферы. Но когда в 2006 году ему была присуждена за это высшая математическая награда – Медаль Филдса, - он вдруг отказался ее принять. С того времени Перельман живет в Санкт-Петербурге, ведя затворнический образ жизни. Вместе со своей матерью он проживает в небольшой запущенной квартире. На прошлой неделе ему была присуждена также премия тысячелетия американского фонда Клэя, денежная часть которой составляет один миллион долларов. Откажется ли Перельман и от этой награды? Математик из Оксфорда Джон Болл (John Ball) попытался как председатель Международного математического союза вручить Перельману Медаль Филдса.

- Sueddeutsche Zeitung: Профессор Болл! Какое впечатление произвел на вас Перельман?

- Болл: Первый контакт был не простым. Однако это очень корректный человек, человек с высокими принципами и цепкой памятью. Он был вежлив, и мы говорили не только о математике.

- Вы общались с ним у него дома?

- Нет, мы прогуливались в различных местах в Санкт-Петербурге, и это было интересно, так как он смог многое показать мне в этом городе.

- Он как-то обосновал свой отказ?

- Было очевидно, что у него уже давно сложилось такое мнение. Это я почувствовал уже в предварительных разговорах по телефону. Он сказал, что не чувствует себя своим в сообществе математиков. И он не хочет превращаться в какой-то символ. Я полагаю, что он просто избегает публичности.

- Однако его нежелание принять награды имеет совершенно противоположный эффект.

- Это, действительно, так, и я говорил ему о том, что его отказ принять Медаль Филдса приведет к тому, что его имя будет мелькать в заголовках газет. Что и произошло. Однако я ошибался, полагая, что люди могут расценить его поведение как неподобающее. Он придерживался на этот счет другого мнения.

- Математиков обычно не особенно интересует известность?

- О нет. Среди них встречаются самые разные персонажи.

- Перельман – это какой-то экстремальный случай?

- Ну да, он, судя по всему, находится на краю спектра.

- Вы или кто-либо из ваших коллег поддерживаете с ним профессиональный контакт?

- Насколько мне известно, никто из коллег в прошлом году с ним не контактировал. У меня есть номер его телефона, но по его просьбе я его никому не даю.

- Вы сами смогли понять его доказательство гипотезы Пуанкаре?

- Нет, только основную идею и отдельные части доказательства. Лишь немногие математики могли бы, положа руку на сердце, сказать, что они полностью постигли доказательство Перельмана. Но это при прорывных событиях в современной математике нормально.

- А сколько человек всего смогли это понять – 10, 100 или 1000?

- Готов поспорить, что не больше 10

- Ожидаете ли вы других научных открытий от Григория Перельмана?

- Сложно поверить в том, что он вообще прекратил этим заниматься. Я надеюсь, что в этот раз он не откажется от премии. Он, конечно, может еще получить и Медаль Филдса. Она хранится в сейфе одного из банков.

Пока без оценки

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика