Финские ученые из университета Турку проанализировали выходки нарушителей спокойствия в Интернете и реакцию их жертв. Специалистам удалось установить, что так называемые "тролли" и люди, подвергающиеся их нападкам, зачастую страдают психическими расстройствами или физическими изъянами.
Согласно интернет-терминологии, "троллем" принято называть интернет-хулигана, который размещает некорректные или провокационные сообщения в Сети, например, на дискуссионных форумах, мешает обсуждению или оскорбляет его участников. А слово "троллинг", как правило, характеризует либо одно сообщение, либо непосредственно процесс размещения таких сообщений.
Троллинг — психологический и социальный феномен, зародившийся в 1990-х годах в Usenet (компьютерная сеть, используемая для общения и публикации файлов). Многие люди хоть раз пробовали размещать провокационные сообщения во Всемирной паутине просто из любопытства. Но у некоторых это переросло в привычку и даже в стиль общения в Сети. А с начала XXI века интернет-"тролли" стали образовывать собственные сетевые сообщества и организации, делясь опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов.
В целом подобное поведение попадает в разряд хулиганских действий (не обязательно в юридическом контексте). Какие же мотивы движут "троллями"? Некоторые люди занимаются "созданием шумихи" ради развлечения, получая удовольствие от собственных "смелых" действий. Бывает, что объектами троллинга становятся люди, пытающиеся привлечь внимание к своей персоне, хвастающиеся достигнутым или фанатично отстаивающие свои интересы, проповедующие какую-то идею.
Социологический опрос на тему использования Интернета, проведенный в США среди группы лиц возрастом от 10 до 17 лет, показал: 12 процентов проявляли агрессию по отношению к другим онлайн-пользователям, 4 процента были жертвами подобной агрессии и 3 процента были и агрессорами, и жертвами.
Аналогичное исследование, но более емкое, охватившее 2438 финских подростков из седьмых и девятых классов (13-16 лет), было проведено доктором философии из университета Турку (Финляндия) Андре Сурандером и его коллегами.
Оказалось, что в течение шести месяцев до этого исследования 4,8 процента участников опроса становились жертвами "троллей", 7,4 процента сами были "троллями" и 5,4 процента оказывались в разное время как жертвами, так и инициаторами хулиганских выходок в Сети. Благодаря собранным данным удалось составить портрет типичных представителей "троллей", их жертв, а также тех, кто успел побывать в обеих ролях.
В дополнение к информации о троллинге и интернет-жертвах специалисты также собрали у школьников сведения демографического характера, выяснили их общее состояние здоровья, уточнили употребляемые ими психоактивные вещества (ПАВ), узнали, традиционно ли для этих подростков хулиганское поведение, и страдают ли они психосоматическими проблемами (головная боль, боль в животе).
Свои выводы, согласно которым юные нарушители электронного спокойствия и их жертвы зачастую имеют психиатрические симптомы и физические изъяны, ученые опубликовали в журнале Archives of General Psychiatry.
"Каждая четвертая жертва в результате троллинга стала чувствовать страх за свою безопасность, и это чувство способно перерасти в полноценную паранойю", — заключили авторы исследования.
Так, типичная жертва троллинга живет в неполной семье, эмоционально нестабильна, имеет проблемы с концентрацией внимания, с трудом ладит с окружающими, страдает от головных болей и болей в животе, нарушения сна, чувствует себя неуютно в школе.
Для типичного "тролля" характерно нарушение душевного равновесия, он испытывает сложности с концентрацией внимания, отличается проблемным поведением и с трудом ладит с окружающими людьми. В дополнение к этому интернет-хулиган гиперактивен, курит и напивается, страдает от головных болей и не любит школу. Те же, кто побывал и "троллем", и жертвой, проявляли все вышеперечисленные симптомы.
"Стресс, чувство присутствия скрытой угрозы, опасности — это то, что в худшую сторону отличает троллинг от традиционного хулиганства в реале. С последним молодые люди чаще всего сталкиваются в стенах школы или на улице, при этом жертвы чувствуют себя в безопасности хотя бы дома. Но в данном случае, когда речь идет об Интернете, жертвы подвергаются риску быть "побитыми" круглые сутки.
Поэтому троллинг отличается от традиционного физического, вербального или непрямого хулиганства сложностью избавления от него, широтой потенциальной аудитории и анонимностью.
Конечно, желательно проводить меры, способные обезопасить ресурсы от "троллей", обеспечивать соблюдение правил здорового онлайн-этикета. Подобные усилия уже прилагаются, но пока они малоэффективны. Необходимо вводить жесткие санкции против онлайн-хулиганов.
Исследования, подобные работе финских ученых, очень актуальны. Благодаря им психологи, законодатели, педагоги, родители и сами подростки узнают о троллинге и его потенциальной опасности для растущего организма. Зрелые личности, как правило, уже владеют защитными психологическими приемами, позволяющими выйти из конфронтации с минимальными последствиями для психики".
Что-то я не понял, кто же такой "типичная жертва" - это человек, который подвергся оскорблению в сети, или жертвами считают только тех, у кого "изменилось" психическое состояние после этих оскорблений.
Странное исследование, еще и потому, что зарегистрировать психиатрические симптомы можно только с согласия пациента (исследуемого) а также использовать эти данные. Если бы дело было у нас, я бы еще поверил, что наши "исследователи" наплевали на эти тонкости, но финны, они очень дотошны в таких делах. Получается, что либо все объекты исследования уже заранее имели психические расстройства, п.э. обращлись к психиатру и п.э. исследовали имели необходимое разрешение. Либо выводы о симптомах просто высосаны их пальца. И не случайно ведь там профессор философии фигурирует, а не психиатр.
Гы! :)
Отправить комментарий