Велимир Хлебников, как известно, делил людей на изобретателей и приобретателей. Создатели социальных сетей, похоже, все-таки относятся не к первой, а ко второй категории. Об этом лишний раз свидетельствует биография основателя «ВКонтакте» Павла Дурова – своего рода документальный плутовской роман.
Если дело изобретателя – расширять набор фундаментальных человеческих возможностей, то дело сетевого «массовика» – эксплуатировать человеческие слабости и утолять эмоциональный голод, приобретая виртуальные ключи к социальным процессам, а вместе с тем и доступ к обширным материальным ресурсам.
В выполнении этой последней миссии как раз и преуспел герой книги Николая Кононова Павел Дуров, образцово-показательный петербургский вундеркинд, одиозный сетевой бизнесмен и хозяин сети «ВКонтакте», съевшей мозг подавляющего большинства российских подростков.
В книге Кононова Дуров предстает не только светочем креативного бизнеса и нестандартно мыслящим интеллектуалом, но также примитивным манипулятором и дешевым пиарщиком. Подчеркнем, что данные характеристики относятся не к реальному Дурову, а к тому персонажу, который создан Кононовым; документальный характер книги не отменяет важность этой оговорки. Хотя, конечно, примитивное манипулирование и дешевый пиар – это не то чтобы какие-то эксклюзивные методы, используемые избранными в качестве авторского ноу-хау. Это то, без чего в принципе не может обойтись основатель продуктивного виртуального проекта, – на такую истину прозрачно намекает, в частности, тот же Кононов, и есть все основания ему верить.
В этом смысле одним из ключевых эпизодов «Кода Дурова» является история создания сайта spbgu.org – объединенного форума Санкт-петербургского университета, прообраза будущей социальной сети, на котором студент-филолог Дуров в первой половине 2000-х оттачивал свое мастерство ловца человеков.
Первоначальная идея заключалась в том, чтобы привлечь студентов, посещающих локальные форумы своих факультетов, на единый ресурс, где можно было бы знакомиться и общаться поверх факультетских границ. Но у нового форума были проблемы с популярностью – студенческие сообщества, привыкшие к своим факультетским сетевым площадкам, недостаточно активно посещали малоизвестный сайт, а многие в те времена вообще не особенно увлекались сетевым общением.
Тогда будущий миллиардер призвал на помощь свои способности массовика-затейника. Ловко «обработав» декана филфака, юный завоеватель умов и его компаньоны-однокашники получили очень внушительный по университетским меркам организационно-финансовый ресурс и устроили на факультете конкурс красоты среди студенток. Все это было сделано только для того, чтобы затем выложить на раскручиваемом форуме фотосессии девушек, прошедших во второй тур, и предложить пользователям выбрать лучшую. Наживка была проглочена – несмотря на то, что конкурс проводился в респектабельном гуманитарном формате (то есть никаких бикини и фиксация внимания на артистических способностях конкурсанток), народ повалил на новый сайт валом. Начались дискуссии, интриги с подсчетом голосов и прочие явления, свидетельствующие о том, что форум, наконец, обрел вожделенную популярность.
Простейший рекламный ход, грамотное решение прирожденного манипулятора. Который, естественно, никогда не упустит возможность использовать базовые инстинкты как топливо для работы нужного ему механизма. По свидетельству Кононова, Дуров немедленно взял на заметку тот факт, что «girl power – великий инструмент» и что «акцент надо делать на красивых девушках», эксплуатируя природные особенности «млекопитающих» (Да-да, так и сказано! А что, пользователи – они не млекопитающие разве?).
Продолжением этого сюжета стала расправа с невнятным конкурентом, которого технично затроллили с применением виртуалов и с особым наслаждением растоптали на виду у все тех же девушек. Потом в качестве яркого Петрушки, хорошо подходящего для раскрутки форума, был использован активист, собиравший подписи под требованием начать спецрасследование по делу об убийстве антифашиста Тимура Качаравы. Впоследствии этого активиста тоже затроллят, используют и выбросят, как отработанный материал.
В ход, по словам Кононова, шли также одиозные фиктивные пользователи, от лица которых писал сам Дуров; ставка делалась преимущественно на скандал и на возмущенную реакцию посетителей. На 9 мая, например, липовый «антисталинист» высказывался в том смысле, что при таких потерях называть случившееся победой – кощунство, да и вообще, лучше бы нас завоевал Гитлер. И так далее, и так далее.
Вся последующая история: успех «ВКонтакте», оперирование пиратским и запрещенным контентом, ухищрения с настройками, «стенами» и пользовательскими правилами – есть не что иное, как продолжение того же самого. На определенном этапе читатель, лишенный специфического интереса к методам сетевого разводилова, рискует сильно устать.
В начале книги Кононов торжественно провозглашает, что успех массовых сетевых проектов представляет собой победу отличников над троечниками. Благодаря мощному виртуальному оружию «ботаники», традиционно недолюбливаемые массами, взяли триумфальный реванш. Может, это и так, но не следует упускать из виду еще один аспект, ничуть не менее важный. Означенный сетевой бум – это не только триумф нердов (т. е. гениев-интеллектуалов). Это в равной степени триумф «жуликов и воров».
Еще существует идея, что интернет-общение, и особенно общение в социальных сетях, дает абсолютную свободу, воспитывает нового глобального человека, которому не укажешь место в строю, не навяжешь свое мнение и над которым фактически уже никто не властен. Какая прекрасная, светлая картина! А теперь послушаем Дурова: «Деньги – не главное в свободном интернете. Главное – власть, которая принадлежит тому, кто контролирует потоки информации». Чем не манифест последователей доктора Геббельса?
На десерт – еще одна мудрость от Дурова. «Человечество тратит огромное количество времени на ерунду, и тот, кто ему поможет, будет если не вознагражден, то по крайней мере удовлетворен как творец». В самую точку! Так и надо. Да и вообще, что уж там осторожничать. Если ты понял, что доступные для коммуникации люди не прочь побаловаться, скажем, неким дезориентирующим наркотиком, и при этом у тебя есть возможность им его поставлять, то надо срочно браться за дело. Скоро ты получишь эстетическое удовольствие, наблюдая за тем, как клиенты натыкаются на различные предметы и безуспешно пытаются найти дверь. Ну и вознагражден, соответственно, тоже будешь, ты же не благотворитель там какой-нибудь. И так далее, дружок. Дерзай.
Итак, обман и манипулирование, контроль и единовластие. Плюс расчетливое поощрение вредного или в лучшем случае непродуктивного времяпрепровождения. И, как результат, ничем не ограниченная нажива. Можно было бы подумать, что это – схема правления какого-нибудь злобного и хитрого тирана из темного негуманистического прошлого. Ничего подобного – это ультрасовременная формула предпринимательства для амбициозных граждан прекрасного нового мира, уловленного в цифровые сети.
Вышесказанное, возможно, выглядит намеренным сгущением красок, но честное слово, по Кононову, получается ровно так.
Плюс, конечно, необходимо помнить, что у героя книги нет патентов на практикуемые им подходы – практически одновременно, но все-таки чуть раньше на том же лугу начал пастись Марк Цукерберг, чей проект был фактически скопирован Дуровым. Цукерберг, кстати, тоже использовал для первоначальной раскрутки фотографии студенток (идея про фотографии возникла у Дурова независимо от Цукерберга, но какое унылое однообразие, не правда ли?). Не говоря уже о том, что примерно тогда же в России возникли еще и «Одноклассники.ru» Альберта Попкова. Все эти проекты были запущены в 2006-м.
К этому, пожалуй, нечего добавить. Разве только то, что пиратская копия «Кода Дурова» уже выложена во «ВКонтакте», а некто Максим Ноготков запустил политическую соцсеть «Йополис». Так что, господа неуемные пользователи, пир духа продолжается.
Отправить комментарий