«Кто-то за справедливость, а мы — за бесплатные торренты»

В Подмосковье прошёл первый съезд Пиратской партии России. Несколько десятков сторонников бесплатного скачивания информации и анонимности в интернете собрались в коттедже в Малаховке, чтобы обсудить перспективы пиратства в России и официальную регистрацию партии.

Сегодня словосочетанием «пиратская партия» уже никого не удивишь. В 50 странах мира существуют пиратские движения: в Швеции, Германии, Франции, Австралии, Южной Америке, Тунисе… Самые серьёзные из них — в Швеции и Германии. Шведские пираты представлены в Европарламенте, немецкая партия лидирует по бюджету и насчитывает боле 13 тыс. сторонников.

Пиратское движение появилось в мире в 2006 году, и с каждым годом оно становится всё более популярным в современном информационном обществе. В России Пиратская партия появилась в июле 2009 года. Каждые две недели, по словам сопредседателя пиратского интернационала, новая страна присоединяется к движению. Всего в мире, по приблизительным подсчётам участников съезда, более 100 тыс. пиратов.

Первый всероссийский съезд пиратов продлился два дня — субботу и воскресенье. Сначала члены партии планировали развлекательную программу после шести вечера, но вопросов на повестке дня было так много, что пришлось от неё отказаться.

На съезде присутствовали делегаты из разных городов России, которые хорошо знали друг друга по никам в интернете, но впервые встретились реально. Среди почётных гостей съезда был сопредседатель Пиратского интернационала и председатель немецкой Пиратской партии русский немец Грегори Энгельс. По его мнению, пиратское движение обусловлено политическим кризисом в мире и тем, что интернет выявляет дефицит демократии в обществе. Грегори, по-европейски рассуждающий о вопросах демократии, видит большой потенциал у российских пиратов: он рассказывал молодым ребятам о системе электронного голосования — так называемой liquid democracy (в переводе с английского — «жидкая демократия») и методе Шульце — самом демократичном, по его мнению, методе голосования. Он как раз используется немецкой Пиратской партией. Грегори, как и другие пираты, видит будущее демократии в интернете и в электронной системе голосования, возможности вступления в различные партии через электронную подпись. В России всё вышеперечисленное пока что звучит как сказки о муми-троллях.

Главными вопросами на повестке съезда партии были: объединение российского пиратства, увеличение его численности (через работу со студентами, общественными организациями и вербовку новых членов в социальных сетях) и официальная регистрация партии. Для официального признания за пиратами политической силы нужно набрать 45—50 тыс. членов. Обсуждение шло в офлайн- и в онлайн-режимах с 11 утра до 11 вечера, пираты общались по «Скайпу» и вели онлайн-трансляцию своего совещания.

Российские пираты оказались людьми дружелюбными и открытыми для общения. Прессе в уютном малаховском коттедже были рады. Для того чтобы было легче найти нужный дом, на воротах повесили пиратский флаг — белую букву «P» на чёрном фоне. Всем журналистам пираты подарили партийные футболки с тем же логотипом — очень стильные, кстати.

Вообще на этом съезде всё оказалось совсем другим, чем я себе представляла всю долгую дорогу до неприглядной Малаховки. «Смотри, много не пей там с ними, тебе потом обратно на машине ехать», — полушутя сказал мне муж перед отъездом. Пить я не собиралась, но почему-то думала, что пираты пить будут. Много. Другие варианты организации двух дней съезда в подмосковной Малаховке я не очень представляла. Однако я ошибалась, что стало понятно сразу при входе в коттедж.

Пиратское движение представлено в России интеллигентными молодыми людьми — на съезде их было человек сорок. Пираты немного стеснительные, но очень эрудированные и современные в самом хорошем смысле этого слова: учатся в университетах, защищают диссертации, общаются в «Твиттере» и хорошо знают обо всех громких скандалах интернета. Мы обсудили с ребятами все последние сплетни Рунета: удаление постов пресс-службой Рамзана Кадырова, скандал с псковским губернатором Турчаком и блогером, назвавшим его «сраным», вырубку Химкинского леса и концерт Шевчука на Пушкинской площади.

«Только вот знаете что… Нам на это всё решительно всё равно. Пираты аполитичны. Мы уходим из политики в частное пространство, в интернет, который хотим сделать свободной зоной для общения и обмена информацией. Хотим защитить приватную жизнь пользователей в интернете. В общемировой практике наша идеология называется пиратской, отсюда и название партии. На мой взгляд, демократии и пользы для конкретных людей в нашей деятельности намного больше, чем во всех митингах, вместе взятых. Качают из интернета все!», — рассказал о своих политических взглядах председатель российской Пиратской партии Павел Рассудов.

Павел руководит российскими пиратами с 2009 года. Он хорошо разбирается в интернете и пишет диссертацию на тему некомпетентности российских политиков в интернет-сфере. По его данным, некомпетентных в Сети — более 80% политиков.

К теме политиков при всей заявленной аполитичности российские пираты явно неравнодушны. Главный вопрос съезда — официальная регистрация партии — стал столь насущным по той причине, что пираты собираются участвовать в выборах. Их лозунг прост и понятен поколению цифрового века: «Даёшь торренты!» (в английской версии: «Pirating is not a crime, legalize torrents»).

Павел заметил, что плакат вызывает интерес у журналистов, и рассказал историю: он побывал на демонстрации 1 мая на Театральной площади, где были и коммунисты, и «яблочники», и единороссы… Все выкрикивали свои стандартные лозунги, а пираты стояли с плакатом «Даёшь торренты!» и наблюдали за реакцией народа: бабушки спрашивали: «Сынок, а что такое торренты?» — а молодые люди, проходящие мимо без всякого интереса к митингу, вдруг ухватившись взглядом за оригинальную надпись, улыбались и одобрительно кивали пиратам.

Впрочем, это не единственная попытка пиратов заявить о себе на политической арене.

Также не без гордости Павел рассказал «Часкору», что один из членов партии, 20-летний житель Чувашской Республики, выдвинул свою кандидатуру на муниципальных выборах. Предводитель российских пиратов пояснил, что, пока партия не зарегистрирована официально, её члены не могут участвовать ни в федеральных, ни в региональных выборах, но могут выдвигать кандидатов в местное самоуправление. У Пиратской партии есть даже специальный проект для таких целей — «Школа кандидата».

Основная проблема для партии — не то, что невозможно найти столько сторонников бесплатного обмена информацией в интернете (их в России намного больше 40 тысяч), и даже не 50 рублей членского взноса, а то, что для вступления в партию нужна реальная, а не виртуальная (электронная) подпись. И в этом как раз неэлектронная собачка зарыта, так как большинство потенциальных сторонников Пиратской партии — люди, живущие в Сети и вообще очень далёкие от политики и любых партий, и им попросту лень ехать куда-то, чтобы поставить свою подпись. Даже за такое благое дело, как свобода в интернете.

Портрет типичного члена Пиратской партии России — это молодой интеллигентный парень, который ведёт активную жизнь в интернете, имеет аккаунты во всех социальных сетях, скачивает музыку и фильмы, общается на форумах.

«В России не так мало пиратов: порядка 10 тыс. человек поддерживают нас на форумах, в Facebook, «Вконтакте» и других социальных площадках, но вот придут ли они платить членский взнос и получать удостоверение члена партии — пирата — вот в чём вопрос. Кроме того, в общественных и политических движениях тоже есть наши сторонники: есть пираты-националисты, есть пираты-либералы, есть отельная группа пиратов, которые борются только с антикопирайтом, — и наша задача в том, чтобы объединить всех этих людей и зарегистрировать партию», — поделился с «Часкором» своими планами председатель Пиратской партии России.

На прощание я пожелала пиратам как можно больше сторонников и легализованных торрентов. По дороге домой я вспомнила слова главного российского пирата: «Качают все!» — и при всей своей аполитичности задумалась о том, что демократии в действиях пиратов и правда больше, чем у иных политических партий, которые выходят на площади, что-то требуют, против чего-то протестуют, но совершенно непонятно, что хотят предложить простым людям. Пираты предлагают вполне конкретные блага — свободу виртуального общения, бесплатные фильмы, музыку и книги в интернете, а вот серьёзные политические партии обещают нам только какую-то абстрактную лучшую жизнь.

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (1 vote)
comrade

В последние два десятилетия в мире происходит мало хорошего и доброго
(как-то всё больше - в другую сторону...).

Свобода в интернете, да СПО два вселяющих надежду исключения. Не хотелось бы их потерять!

Ваша оценка: Нет
pomidorium

Не только в последние два десятилетия. Не знаю как в мире, а в России дураки и дороги всегда были проблемой. Все остальное — следствие. Интернет и СПО выжили только потому, что дураки не понимают как это все функционирует, а то давно бы уже расхерачили. :)

Ваша оценка: Нет
Отправить комментарий
КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика