Интернет расколол сообщество работодателей. Одни дают полную свободу своим сотрудникам, другие ограничивают доступ к Сети. А на чьей стороне закон? Практика немецких компаний.
Почти все сотрудники немецких офисов, в распоряжении которых находится компьютер, имеют доступ в интернет. Более того, для многих пребывание в Сети уже давно стало ежедневной потребностью. В виртуальном пространстве сотрудники ищут информацию, общаются с клиентами и работают с различными базами данных.
Пока одни бороздят просторы в Сети, другие размышляют над тем, как разграничить профессиональную и частную сферы пользования интернетом. А с распространением социальных сетей, и особенно Facebook, ситуация для работодателей только обострилась.
В настоящее время число активных пользователей Facebook в Германии перевалило за 10 миллионов. Все они достаточно регулярно читают и пишут комментарии, загружают фотографии и видео-файлы, размещают ссылки или просто общаются с друзьями. Причем, как показывает статистика, далеко не всегда это происходит в свободное от работы время.
Радикальные меры
В то время как сотрудники радуются возможности пообщаться с друзьями прямо из офиса, в руководстве немецких компаний растет беспокойство по поводу того, что доступ к интернету и, в частности, к Facebook может негативно отразиться на производительности труда персонала. Именно поэтому с недавних пор часть немецких предприятий начала блокировать доступ к различным интернет-сайтам на компьютерах своих сотрудников.
Среди компаний, прибегнувших к этой мере, - автоконцерны Volkswagen, Porsche и Daimler, кредитно-финансовый институт Commerzbank и крупнейший немецкий производитель цемента Heidelbergcement. Частично доступ к популярным интернет-сайтам заблокирован для сотрудников энергетической компании E.on и химического концерна Linde.
"В целом наша компания ничего не имеет против использования социальных сетей. Однако из-за угрозы снижения производительности мы не можем разрешить сотрудникам пользоваться некоторыми интернет-ресурсами в рабочее время", - так прокомментировал официальную позицию компании Heidelbergcement ее пресс-секретарь Андреас Шаллер (Andreas Schaller).
Подобной тактики придерживаются и в штаб-квартире автомобильного концерна Porsche. "Мы заблокировали доступ к Facebook для персонала и в целом отслеживаем все сайты, которыми пользуются наши сотрудники, на предмет выявления частного характера этих ресурсов", - заявил работник пресс-службы штутгартского концерна Дирк Герхарт (Dirk Gerhart). По словам пресс-секретаря Porsche, в "черном списке" компании - помимо известной социальной сети - оказались бизнес-платформа Xing, сайт микроблогов Twitter, а также почтовая программа Google-Mail и аукцион eBay.
Свободный доступ с ограничениями
Немецкий закон - на стороне работодателя. У компаний есть право ограничивать доступ сотрудников к сайтам, пользование которыми имеет ярко выраженный частный характер. Проблема в том, что с развитием социальных сетей становится все труднее обозначить границу межу профессиональными и личными интересами, говорит юрист и эксперт в сфере информационного права Карстен Ульбрихтс (Carsten Ulbrichts). "Возьмем, к примеру, платформу Xing: ее можно использовать как в личных, так и в служебных целях, в том числе и в интересах работодателя", - отмечает эксперт.
Еще одна проблема, по мнению Карстена Ульбрихтса, заключается в том, что большая часть ограничений, касающихся работы в Сети, нигде не прописана. Формально пользование интернетом в личных целях запрещено, однако фактически - например, в контрактах сотрудников - такой запрет нигде не зафиксирован. "Сегодня во многих фирмах действуют правила, ограничивающие использование интернета на рабочем месте в частном порядке. Однако на практике большинство компаний закрывает глаза, конечно, в разумных пределах", - говорит юрист.
Можно, но только осторожно
"В разумных пределах" пользование интернетом в рабочее время разрешено, например, в телекоммуникационном концерне Deutsche Telekom. "Мы не стали блокировать страницы Facebook и других социальных сетей, решив оставить на усмотрение наших сотрудников, в каких целях - служебных или личных - они используют Сеть, - говорит Марк Нирветберг (Mark Nierwetberg), ответственный за социальные средства коммуникации в компании. - Если кто-то из работников во время перерыва на обед хочет проверить свой профиль на Facebook, то, на мой взгляд, это допустимо".
Тактики, которую выбрал для себя Deutsche Telekom, придерживаются две трети немецких компаний, а некоторые даже поощряют общение сотрудников в Сети. К такому выводу в рамках опроса менеджеров международных компаний пришла фирма Clearswift, работающая в сфере IT-безопасности. Больше половины опрошенных управленцев считают, что возможность посещать страницы соцсетей в течение рабочего дня способствует повышению производительности.
Несмотря на демократичный подход отдельных работодателей, юрист Карстен Ульбрихтс рекомендует не злоупотреблять доверием работодателя и не "зависать" в Сети часами. "Многочисленные судебные разбирательства последних лет показали, что злоупотребление служебным положением, коим является чрезмерное использование интернета в личных целях в рабочее время, может стать в немецкой компании поводом для взысканий и даже для увольнения", - предупреждает эксперт.
Авторы: Инза Вреде, Юлия Сеткова
Отправить комментарий