Тяжба ВГТРК и "ВКонтакте" длится с октября 2008 года. Именно тогда телекомпания обнаружила в соцсети свой лицензионный контент - фильмы "Остров" и "Охота на пиранью". Юристы ВГТРК тут же потребовали удалить фильмы и выплатить три миллиона рублей компенсации.
Надо понимать, что для ВГТРК подобные разбирательства - средство выражения "нулевой терпимости" по отношению к пиратству. Подав аналогичный иск против Mail.Ru, ВГТРК послала предельно ясный сигнал всему рынку. А заодно и подзаработала, заключив с крупнейшим порталом взаимовыгодное соглашение о разделе выручки.
Сначала ВГТРК не повезло. В апреле арбитраж Санкт-Петербурга отклонил иск телекомпании. Представители "ВКонтакте" смогли убедить суд в том, что контролировать всех пользователей сети невозможно и кто-нибудь обязательно загрузит пиратский контент.
Тем не менее, на всякий случай администрация "ВКонтакте" удалила злополучные фильмы. И проиграла апелляционное разбирательство. Теперь администрация обещает обжаловать постановление столько раз, сколько потребуется для принятия решения в ее пользу. Руководителей "ВКонтакте" можно понять.
В России не действует прецедентное право - исход конкретного дела формально не влияет на дальнейшие решения по аналогичным случаям. В то же время большое влияние на последующие разбирательства может оказывать судебная практика. Особенно это справедливо для такой малоисследованной судьями области правоприменения, как интернет.
И поэтому каждое решение не в пользу "ВКонтакте" привносит дополнительный риск того, что российские суды в будущем в подобных конфликтах будут все чаще вставать на сторону правообладателей.
Основатель "ВКонтакте" Павел Дуров 19 июля прямо назвал решение суда несовместимым с развитием российского интернета. Правильнее сказать - с развитием сайтов, зависящих от пользовательского контента.
Для ВГТРК, насколько можно судить, это тоже дело принципа. Представители компании не раз повторяли, что деньги их не интересуют. Главное - добиться признания авторских прав, а после этого можно и договориться. Впрочем, миллион рублей тоже лишним не будет. На сайте Roem.ru некий инсайдер пишет, что ВГТРК планирует потратить эту сумму на закупку рекламы у той же сети "ВКонтакте".
Вопрос о том, несет ли площадка ответственность за пользовательский контент - вообще один из самых больных в мировой юридической практике. Например, Google пришлось потратить на юристов 100 миллионов долларов, чтобы оградить себя от подобных претензий со стороны Viacom.
Площадки - соцсети, видео- и блогохостинги - в меру сил пытаются избежать конфликтов, сотрудничая с правообладателями и не доводя дела до суда. По требованию правообладателя они всегда удаляют пиратский материал. Некоторым правообладателям, в том числе, например, кинопрокатчикам "Базелевса" администрация "ВКонтакте" и вовсе предоставила модераторские права.
В случае с ВГТРК все пошло не по накатанной схеме. Представителям телекомпании оказалось проще отправиться в суд, чем связаться с администрацией и попросить убрать "Остров" с "Охотой на пиранью". Другими словами, сбылся кошмар владельца сайта с пользовательским контентом.
Разбирательство с ВГТРК может стать репетицией перед целой серией куда более серьезных тяжб. Дело в том, что правовую войну сети "ВКонтакте" объявил Александр Акопов, генеральный директор компании "Амедиа", одного из крупнейших российских производителей телевизионной продукции. "Амедиа" выпустила такие сериалы, как "Моя прекрасная няня" и "Не родись красивой".
Акопов будет действовать по схеме ВГТРК. Его холдингу неинтересно уведомлять нарушителей о выявленном контрафакте, тем более что Акопов прямо отождествляет пиратство с воровством.
Руководитель "Амедиа" в июне дал газете "ВКурсе" (распространяется внутри сети "ВКонтакте") интервью, больше похожее на манифест некоей группы правообладателей.
В нем говорится, что в России только-только появились аналоги Hulu.com - бесплатных видеосервисов с лицензионным контентом, зарабатывающих на рекламе. Развитию этой модели мешают, конечно же, пираты. Именно из-за них рекламодатели могут засомневаться в качестве и объеме аудитории подобных видеопорталов. А самое главное - американские фильмы и сериалы не появятся в каталогах таких порталов до тех пор, пока гуляет по российской земле хотя бы один пират.
Кроме того, правообладатели опасаются телеприставок вроде анонсированной недавно Google TV. Такие устройства, по мнению Акопова, делают просмотр интернет-контента на телеэкране слишком простой задачей. Если эта возможность появится до полной победы над пиратами, нелегальный контент захватит телевизоры даже тех граждан, которые думали, что "торрент" - непонятное и, возможно, неприличное слово.
Акопов и его сторонники опасаются определенного рода свободы в интернете - свободы распространения порнографии, экстремизма и "киберлибертарианских взглядов".
Стоит отметить, что это не теоретические построения. Правообладатели испытают их на практике достаточно скоро. Уже в начале осени российские кинокомпании объявят о стратегии борьбы с пиратством. Некоторые пункты этой стратегии уже известны.
Правообладатели обратятся с открытым письмом к рунетчикам, в котором разъяснят, как именно следует использовать и потреблять легальный контент. Затем они опубликуют список сайтов с нелегальным контентом (в качестве примеров Акопов приводит "ВКонтакте" и YouTube). Если те не избавятся от пиратского видео в течение данного им времени, двадцать компаний завалят интернет-ресурсы исками. Затем, если еще останутся очаги сопротивления, будут поданы иски против злостно нарушающих авторские права частных лиц.
В целом на очистку Рунета, как надеется Акопов, уйдет года полтора. Надо думать, тяжба ВГТРК c "Вконтакте" покажется на фоне этой войны мелким пограничным конфликтом.
Отправить комментарий