Потребители заплатят налог на защиту авторских прав. Большую часть денег авторы не получат

Два года назад убили директора «Российской фонографической ассоциации» Вадима Ботнарюка. Его компания занималась охраной авторских прав, а не торговала нефтью или автомобилями, но оказалось, что это дело тоже опасное. После убийства Ботнарюка его компания практически ушла с рынка. Сейчас сбором денег с баров и ресторанов, где исполняются музыка и песни, занимаются Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). На прошлой неделе их дочерняя структура — Российский союз правообладателей (РСП) — получила право освоить еще финансовый поток покрупнее: сборы с производителей и импортеров электроники и чистых носителей данных. Это как минимум $100 млн в год. До авторов песен и фильмов может дойти только 15% этой суммы. А может, и вообще ничего.

До 2008 года защитой авторских прав в России занимались все, но толком — никто. Правовую революцию совершила четвертая часть Гражданского кодекса. В ней детально описывалось, как надо собирать деньги за публичное воспроизведение музыки, фильмов и других фонограмм и кто это должен делать. Законодательство приспосабливали к нормам ВТО: США, страдавшие от российского пиратства, грозились не пустить Россию в организацию, если она не будет защищать интеллектуальную собственность.

Но механизм получился замысловатый. Чиновники сами не взялись контролировать все концертные площадки. Эту функцию по конкурсу получили специально аккредитованные организации, у которых есть стимул: часть сборов они оставляют себе. В конце концов все наладилось: каждое объединение определило для себя фронт работы. К примеру, созданное еще в 1993 году Российское авторское общество стало собирать дань с театров, концертных площадок, ресторанов и отдавать эти деньги тем, кто написал песни.

А в прошлый понедельник Росохранкультуры определила, кто будет контролировать взимание налога с электроники и носителей информации. По данным источников Newsweek, им стал Российский союз правообладателей. Среди его учредителей те же РАО и ВОИС, а также Союз кинематографистов Никиты Михалкова, который уже несколько лет выступает за введение антипиратского налога с импортных носителей информации. Пока все защитники авторских прав будут распределять около 6,5 млрд рублей в год. А ведь сейчас сборы платят далеко не все, и через несколько лет эта сумма может вырасти в несколько раз. На что пойдут эти деньги?

ЗА МАКАРЕВИЧА ЗАПЛАТИШЬ

Как только в 2008–2009 годах РАО и ВОИС получили государственную аккредитацию, по барам, ресторанам и гостиницам начали ходить «авторские» патрули и проверять, какая играет музыка и отчисляется ли за ее исполнение авторский сбор. Как правило, владельцы этого не делали, но чтобы не доводить дело до суда, соглашались подписать договор. В Оренбурге произошел курьезный случай. Инспекция РАО наведалась в рок-бар Underground. Услышав песню «Время, назад!» группы «Сплин», выписала штраф за нарушение. Лидер группы Александр Васильев написал для владельцев бара разрешение: использовать песню до тех пор, «пока Вселенная не начнет сжиматься». От штрафа бар спасли. Но договор с РАО все равно пришлось заключить.

Больше всего достается организаторам концертов. Кроме гонорара артистам, им приходится платить и РАО, которое потом так же выплачивает вознаграждение исполнителям. Такая история произошла с концертом Андрея Макаревича в Оренбурге в 2009 году. После его выступления организаторам пришлось заплатить и РАО. «Когда Макаревич играет концерт, он исполняет песни, автором которых является не только он. Но даже за его песни, помимо гонорара, ему полагается и авторский сбор. Таков закон и мировая практика», — объясняет гендиректор ВОИС Андрей Кричевский.

РАО занимается сбором и защитой авторских прав, то есть тех, кто непосредственно написал произведение. Созданная РАО дочерняя организация ВОИС работает на рынке смежных прав. То есть распределяет выплаты между исполнителями и изготовителями фонограмм. Два года назад в состав совета ВОИС вошел бывший министр культуры Александр Соколов. Его появление в организации связывают с очень выгодным для ВОИС контрактом. С 2009 года РЖД перечисляют ВОИС и РАО по $7,2 млн — это за всю музыку, которая звучит в поездах и на вокзалах.

«Люди поняли, что за использование авторских произведений надо платить», — заключает Александр Логвиненко, гендиректор «Равноправного фонографического альянса», бывшей «Российской фонографической ассоциации». Постепенно многие крупные компании — ретейловые сети, гостиницы — заключили договор с РАО и ВОИС. И стали отчислять каждый месяц небольшие суммы. В среднем это около 120 рублей со стула в кафе, рассказывает Логвиненко. На радио и телевидении действуют другие расценки. Но они тоже не обременительны — около 1,5% от суммы рекламных доходов. Методики, по которым рассчитывают сборы, составляют сами авторские общества.

ГОНОРАР С БОЛВАНКИ

Российский союз правообладателей, созданный при участии РАО, ВОИС и Союза кинематографистов Никиты Михалкова, рассчитывает в первый год работы получить с импортеров электроники и носителей около $100 млн — если, конечно, таможенники помогут. РСП предлагает впускать товар в Россию только в том случае, если импортер оплатит авторский сбор — 1% стоимости. Правда, величина сбора еще должна быть утверждена специальным решением правительства.

Сами импортеры не в восторге. Повышение цены на 1,18% (авторский сбор плюс НДС), конечно, не будет заметно. «Но так можно все что угодно обложить налогом в 1%. И кто-то на этот 1% будет хорошо жить», — говорит генеральный директор «Евросети» Александр Малис. Фактически вводится новый налог. «Но налоги взимает государство. Я бы понял, если бы государство эти деньги направило на поддержку авторов. А так эти деньги пойдут организации», — отмечает Малис.

Его опасения не безосновательны. РСП действительно будет жить неплохо. По уставу, организация может тратить до 25% сборов на обеспечение своей деятельности. А это уже $25 млн в год. Кроме того, до 60% может быть направлено в специальный фонд, который займется «поддержкой национальной культуры». Что это будет за фонд, кто его будет контролировать и как распределять средства — неизвестно. «Если правообладатели, учредившие РСП, решат, что это надо сделать, — фонд будет создан», — говорит Кричевский.

Авторов это также беспокоит. «Я не знаю, как будет построен механизм распределения, — рассказывает писатель Григорий Остер. — Это такая яма, куда будут стекаться деньги». А вот получат ли что-то из этой «ямы» авторы, он не уверен.

КАК ОБМАНУТЬ АВТОРА

Действительно, бизнес на авторских правах прозрачностью никогда не отличался. РАО было создано с одобрения Бориса Ельцина еще в 1993 году. Авторские сборы — относительно легкий и прибыльный бизнес, и за эти деньги развернулась настоящая война.

Поскольку РАО в те времена была единственным защитником авторских прав, битва шла за пост ее директора. Занять его хотел предприниматель Ахмед Тагибов, вошедший в правление общества в 1994 году, и его конкуренты — семья Федотовых. Вера Федотова была начальником отдела валютного контроля РАО. Потом в эту же организацию был устроен ее сын — Сергей Федотов. В 1999 году Тагибов устранили с поля боя практиковавшимся тогда способом: его арестовали по подозрению в вымогательстве средств у руководителя РАО Владимира Твердовского, а при задержании нашли героин. Сейчас Тагибов уверен, что его заказали бывшие коллеги, а наркотики просто подбросили. В тюрьме он провел 10 месяцев. В 2000 году его обменяли на пятерых российских солдат, находившихся в чеченском плену. Тагибов сегодня достаточно откровенно рассказывает, как делались дела в конце 1990-х. По его словам, $25 млн, поступивших тогда от правительства в счет выплаты гонорарам западным авторам за исполненные в России произведения, в итоге просто исчезли.

В 2008 году против РАО — с 2002 года общество возглавил Сергей Федотов — было возбуждено уголовное дело. Тагибов рассказывает, что Федотовы вывели из состава общества музыкальное издательство «ММИ Гармония» и оформили его на себя. «Да, было возбуждено уголовное дело, полагаю, что его инициатором был господин Тагибов. Но оно было прекращено в связи с отсутствием состава преступления», — уточняет Кричевский. Действительно, ООО «ММИ Гармония» было выделено по решению РАО, а потом часть издательства продали частным лицам, чтобы получить деньги на развитие. «При этом якобы был похищен нотный архив. Следствие удостоверилось, что он не похищен, а находится в РАО до сих пор», — говорит Кричевский.

Эксперты на рынке считают, что и со своими основными обязанностями защитники авторских прав справляются плохо. То есть собирать деньги они научились, а вот с распределением гораздо хуже. Есть несколько способов обмануть авторов. Во-первых, просто не поставить в известность о том, что деньги для них собраны. Через три года автор их уже и не получит — прошел срок давности. Во-вторых, можно выделять деньги не тем исполнителям, кто на самом деле их заработал. Ведь далеко не все рестораны ведут статистику — какие песни звучали в течение месяца. Если таких данных нет, то ресторан просто отчисляет некую сумму, а сколько получит Леди Гага, а сколько какая-нибудь звезда российского шансона, определяет РАО или, если речь идет об исполнителях чужих произведений, ВОИС. Впрочем, Кричевский подчеркивает, что есть объективная методика. Часть площадок все-таки дают статистику, и можно понять, чьи записи сейчас входят в топ. Анонимные деньги распределяются пропорционально между 120 самыми популярными фонограммами. И, наконец, есть схема прямого обмана. Можно просто придумать авторов и перечислять им деньги за никогда не написанные песни. «Мне кажется, что большинство таких авторов имеют прописку на Северном Кавказе», — шутит один из экспертов. Когда деньги начнут собирать с пустых дисков, встанет та же проблема распределения. «Как будут определять, на скольких дисках, ввезенных в Россию, будут записаны мои произведения или произведения Эдуарда Успенского?» — недоумевает Остер.

Пока без оценки
pomidorium

Зачем проводить модернизацию, повышать энергоэффективность, развивать нанотехнологии, если самый выгодный бизнес прост и незамысловат: за взятки выторговать у государства право обворовывать население под формально законным предлогом. Ну сколько ушло на лоббирование у «слуг народа» нужных поправок? $1 млн? $10 млн? Какая разница, если уже через год прибыль составит $100 млн?! Вот это высокоэффективный бизнес, который и поднимет экономику России на новые высоты развития.

Предлагаю ввести налог на потребление воды, не прошедшую обработку фильтрами Петрика, т.е. представляющую серьезную экологическую опасность. На прошедшую обработку предлагаю тоже ввести сбор им. Петрика на поддержку будущих исследований гениального ученого.

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (3 votes)

Если найдется првообладатель русского языка, что будем делать? учить
английский или китайский?

Ваша оценка: Нет

Раз появились правообладатели использующие в своем творчестве
русский язык, то выходит что русский язык нужно лицензировать. может
кто из юристов просветит?

Ваша оценка: Нет
comrade

"Но даже за его песни, помимо гонорара, ему полагается и авторский сбор."

Занятный термин "авторский сбор", вроде "цены вопроса". Тоже не понятно - кто платит, кому платит...
Вроде того, что за автора радеют - хотят ему ещё и доплатить! Реально-то отобрать хотят часть заработанных им денег в свою пользу ((-:

Такой частный налог.
Государство же свои налоги тоже соберёт.
Ну, от государственного что-то пойдёт на пользу обществу, не всё украдут.
А что в РАО упало, то пропало!

_____________________

И жизнеописание РАО впечатляет!
"Мафия, как она есть!" ((((-:

(и не пьётъ, и не спитъ - денежки считаитъ...:-)

Ваша оценка: Нет
Отправить комментарий
КАПЧА
Вы человек? Подсказка: зарегистрируйтесь, чтобы этот вопрос больше никогда не возникал. Кстати, анонимные ссылки запрещены.
CAPTCHA на основе изображений
Enter the characters shown in the image.
Яндекс.Метрика