Сеть - глобальное достижение человечества, сопоставимое, пожалуй, только с атомной энергетикой. Интернет предоставил людям невиданные доселе возможности: почти любую нужную информацию человек может получить, приложив самые ничтожные усилия.
Каждый из нас может неограниченно расширить свой круг общения, нашими виртуальными друзьями вполне могут стать люди с других континентов, которых вы во плоти никогда не видели и, быть может, не увидите. Каждый из нас обрёл возможность публично высказываться на любую тему. Даже языковой барьер, этот неумолимый сверстник Вавилонской башни, и тот истончается с каждым годом, хотя вряд ли ему суждено когда-либо исчезнуть...
В идеальном мире, где всё стремится к благу и совершенству, интернет стал бы великой победой человечества. В нашей реальности, где технический прогресс по нарастающей обгоняет прогресс нравственный (если о таком вообще уместно говорить), до всей этой поэтики, увы, далеко.
Интернет безусловно предоставил людям массу свобод, а точнее сказать, снял множество ограничений, отменив необходимость соблюдать таковые.
И тут вот встаёт такой вопрос: отсутствие необходимости соблюдать какие-либо правила — оно действительно означает свободу или только иллюзию таковой?
Например у процентов эдак восьмидесяти русскоязычных пользователей интернета пунктуация - да и орфография - сугубо «авторские». И это насущная данность, с которой совершенно бессмысленно что-либо пытаться сделать. В интернете много лет гуляет насмешливо-почтительное определение «граммар-наци», обозначающее ярого поборника грамотности. Каковая грамотность в Сети на сегодняшний день является скорее экзотикой, нежели нормой. И хотя все, кто окончил среднюю школу, так или иначе отдавали дань усердия «граммар-фюреру» - Дитмару Ильяшевичу Розенталю, - пренебрежение правилами русского языка приобрело тотальный характер.
Автор этих строк и сам бывает грешен в пренебрежении заглавными буквами, когда строчит какие-нибудь короткие сообщения через ICQ или в Google Talk; лишний раз нажимать Shift - просто лень.
А может, впрочем, это и своего рода полуосознанный защитный механизм - в бесконечном потоке информации, который надо постоянно перерабатывать, даже такая незначительная экономия усилий оказывается нелишней.
Отсюда возникает другой вопрос: а какая доля этой информации, которая постоянно льётся нам в мозг через органы зрения и слуха, действительно необходима, а какую долю, чтобы не сказать, дозу хочется получать ежедневно?
Потребности - реальной потребности - мы можем в этой информации и не испытывать, а вот зависимость от неё вырабатывается.
Зависимость, но не навыки по переработке и фильтрации. рано или поздно, конечно, какие-то фильтры вырабатываются, но в целом, мозг человека мало приспособлен эволюцией к таким информационным перегрузкам, с какими приходится иметь дело в современной действительности. и в порядке самозащиты включаются самые, так сказать, простые, но действенные механизмы. каждый из нас формирует для себя ограниченное «меню» - конечный набор источников информации, которыми пользуется регулярно. Помимо этого возникает и вполне особый подход к потреблению самой информации. Этот подход можно было бы назвать «вкусовым». или «пивным». или «фанатским».
Есть любимые сорта пива и есть любимые спортивные команды. остальные неинтересны и нелюбимы. так и с информацией, которая тоже стала продуктом потребления: люди воспринимают только то, что отвечает их убеждениям и заблуждениям; всё прочее воспринимать не желают - или оказываются просто не способны к этому.
Наиболее характерная иллюстрация - столь же бесконечные, сколь и бесплодные дискуссии на политические темы.
Ежели заспорят убеждённый поклонник авторитарного подхода к управлению государством и демократ либерального толка, каким будет исход их диалога? в двух из трёх случаев - матерным. и в трёх из трёх случаев каждый останется при своём мнении.
Из «пивного» потребления инфорамации проистекает и другое широкораспространённое явление: массовый (и, как правило, многошумный) отклик на какое-либо злободневное событие или откровенно провокационное сообщение - правда без каких-либо попыток разобраться в ситуации сколько-нибудь объективно.
Например, сейчас любая история о том, как чиновничья машина с мигалкой оказалась замешанной в очередном дтп, вызовет в сердцах большинства обитателей рунета самый живейший - и абсолютно однозначный - отлик: опять эта сволочь мигалочная на дороге беспредельничает. и не приведи боже кому-нибудь высказать сомнение в том, что это именно машина с мигалкой стала виновником ДТП: моментально слетится толпа недовольных таким мнением и обвешают сомневающегося ярлыками в диапазоне от «дурак» до «продажная шкура» и «засланный казачок».
Или более нишевый пример: попробуйте хоть что-нибудь написать в защиту копирайта и против медиапиратства как такового. моментально узнаете, что вы написали «джинсу», проплаченную жадным и злобным шоубизнесом, а то и вовсе зловещей мировой закулисой. Или попробуйте что-нибудь критическое написать в отношении уважаемой операционной системы linux - моментально слетятся разъярённые поборники открытого софта и примутся в малопристойных выражениях выяснять, сколько вам заплатили Билл Гейтс и Стив Баллмер. а также доказывать, что правильно надо писать gnu/linux.
Правильно сформулированный и вовремя брошенный «клич» даже у самых, казалось бы, разумных людей вполне может вызывать эффект «сорванных тормозов», так что и они поведут себя как «хомячки», как «люди толпы».
Потому что толпа она и в интернете та же толпа, и многие её законы действуют равно и в повседневной реальности, и в киберпространстве.
Тем самым открываются совершенно хтонические бездны для манипуляций. Манипуляций какого угодно свойства - в том числе нацеленных на купирование любых общественных инициатив и протестной активности. В отношении последней даже особо и стараться не надо: нет ничего более беззубого, чем «протестная активность», запутавшаяся в Сети. Естественно, куда проще - а в нынешние времена и безопаснее - расставить сотню «лайков» или оборать «политического оппонента» в комментах, нежели и вправду отодрать афедрон от кресла, а руки от клавиатуры и пойти выяснять, почему ваши права на достойную и благополучную жизнь нарушаются какими-то невзрачными людьми, которым вы никаких таких полномочий не предоставляли.
Интернет тут услужливо предоставляет иллюзию, будто ваше личное недовольство - или идеи и инициативы - всерьёз разделит и поддержит множество людей. Что вас - «тьмы и тьмы и тьмы». Но как только потребуется предпринять какие-то шаги за пределами виртуального пространства, полки «виртуальных единочаятелей» тотчас оказываются именно что виртуальными.
Интернет вообще знатный источник иллюзий и имитаций, которые помогают подменять реальное решение всамделишных проблем, в чём бы те ни заключались, иллюзорным.
Проблемы с общением с людьми? - Сеть «поможет»: поможет не решать проблему, не учиться налаживать контакты с окружающими; с Сетью совершенно необязательно преодолевать свою социофобию, свою боязнь показаться остальным «каким-то неправильным», почувствовать себя, как обычно, смешным и уязвимым: да и зачем? Куда проще спрятаться под безликий никнейм и наслаждаться «безопасным» общением по собственным правилам. Поможет ли это перебороть проблему с общением? - В той же степени, в какой анальгетики помогут справиться с непереносимой зубной болью. Надолго ли их хватает?
Тяжёлая жизненная ситуация, серьёзные проблемы, которым не нашлось блиц-решения; при этом как бы близкие люди «метают бешено каменья», потому что они и сами себе несчастные с кучей собственных проблем, и ваши трудности их только пугают и раздражают. Что ж, на этот случай есть социальные сети и тематические сообщества - да хоть в том же «Живом журнале». Пишите, Шура, пишите: разом слетятся советчики и вроде как даже сочувствующие... Правда, это не вам они пытаются доставить душевный комфорт, а себе: ощущение бескорыстной помощи ближнему (хоть и только советом) тоже дорогого стоит.
Сеть - источник и многих других иллюзий, перечислять которые дело глубоко неблагодарное. Главный вопрос, однако, сводится в итоге к следующему: есть ли смысл называть источник зависимостей и иллюзий - синонимом (или источником) свободы? - Разве что иллюзии таковой. Впрочем, как известно, «тьмы низких истин нам дороже...».
Георгий Михайлов
Правильно надо писать GNU/Linux. Автор по поводу грамотности сокрушался, а сам забыл как следует писать имена собственные и аббревиатуры.
И вообще, не очень понятно что хочет доказать автор. Что интернет не нужен? Ну так пусть начнет с себя — уйдет из интернет-газеты и выкинет компьютер. А то "интернет знатный источник иллюзий и имитаций", а самого за уши не оттащишь от монитора. :)
Очередная статья в духе
"все вокруг гандоны,
а я воздушный шарик".
Статья - скорее философские рассуждения. Вроде все правильно говорит и про грамотность и иллюзии, но выводов никаких. Видимо выводы предлагается сделать читателю, но в таком случае автор иногда намекает на свои выводы.
Отправить комментарий