Облачные вычисления имеют больше перспектив по сравнению с разработкой национальной операционной системы для госорганов, а переход последних на свободное программное обеспечение (СПО), утвержденный распоряжением правительства, не обязателен с точки зрения экономической эффективности, заявил замруководителя профильного департамента Минкомсвязи Павел Пугачев в среду.
Переход госорганов исполнительной власти на СПО в срок до 2015 года и создание единого репозитория СПО для них инициирован распоряжением номер 2299-р правительства РФ от 17 декабря 2010 года. Разработка регламентов, стандартов и собственно программ на базе СПО чуть позднее легла в основу так называемой Национальной программной платформы (НПП).
"Сейчас технологии и тенденции в области IT направлены в область облачных вычислений. И создание операционной системы, которую можно было бы использовать во всех органах власти, не может заменить и получить тот эффект, которые дают сейчас облачные технологии", - заявил Пугачев на заседании комиссии Совета законодателей по развитию информационного общества, прошедшем в среду в здании Совета Федерации.
По мнению Пугачева, государство должно разработать лишь стандарты совместимости информационных систем. Чиновник видит в этом мировой тренд и привел в пример несколько стран, включая Австралию, Великобританию и Германию. В 2011 году была проведена подобная работа и в России, хотя разработанные стандарты и нуждаются совершенствовании, заявил Пугачев. Одновременно представитель Минкомсвязи заметил, что четыре компонента прототипа НПП, которые были разработаны в 2011 году, оказались не целиком совместимы даже между собой.
"Роль государства должна быть не в том, чтобы создавать или разрабатывать программное обеспечение, стать заказчиком готового программного решения, а должно выступать в роли регулятора", - сказал Пугачев.
Государство не может выделять на разработку программ бюджеты, сравнимые с бюджетами крупных российских и зарубежных софтверных компаний, указал представитель Минкомсвязи. "Если брать такую компанию, как Oracle (крупный разработчик систем управления базами данных, СУБД - ред), затраты на разработки в ней составляют 4 миллиарда долларов в год. При этом понимая, что в пакете базового программного обеспечения у нас присутствует СУБД, сделать Oracle у нас, наверное, не получится", - резюмировал Пугачев.
В его видении, государство должно создать условия, в которых зарубежные софтверные вендоры были бы вынуждены учитывать совместимость своих продуктов с продуктами разработчиков СПО.
Переход на СПО не является самоцелью для государства, а таковыми должны быть оптимизация затрат на него, обеспечение надежности и безопасности используемых программ, считает Пугачев. "СПО – это дело правильное, но его нужно рассматривать лишь как один из эффективных инструментов поддержки российского рынка ПО", - сказал он.
Чиновник напомнил, что Минкомсвязи внесло в правила закупки ПО региональными органами власти пункт, согласно которому использование проприетарного ПО возможно, если стоимость владения им в течение пяти лет оказывается ниже по сравнению с аналогами на базе СПО. Это, как указывает Пугачев, дает рыночный эффект без введения жестких мер.
Пугачев также заметил, что в момент появления распоряжения 2299-р у Минкомсвязи не было достаточно аналитических инструментов, которые позволили бы иметь представление о том, в каком госоргане и какие именно программы используются, и каковы будут затраты и эффективность при переходе госоргана на СПО. Большая работа в этом направлении, по словам Пугачева, была проведена в 2011 году.
Распоряжение правительства, о котором идет речь, ранее преподносилось как намерение обеспечить России независимость от зарубежных производителей программного обеспечения.
Основные вложения в развитие НПП, ставшей частью государственной программы "Информационное общество", по заявлениям ушедшего в мае со своего поста бывшего главы Минкомсвязи Игоря Щеголева, должны были идти на внедрение СПО в образовательных учреждениях и госорганах, на создание государственных и общественных онлайн-услуг.
В рамках НПП предполагалось создать единый репозитарий программ и исходных кодов, а также платформу для создания и сборки программ для конкретных операционных систем, преимущественно Linux.
Замдиректора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Олег Пак, отвечая на прозвучавшие на заседании комиссии предложения разработчиков СПО, усомнился в необходимости создания преференций для создателей СПО.
"Давайте говорить честно: СПО такой же бизнес, как разработка проприетарного софта. Зачем делать для разработчиков СПО преференции, если вы заявляете, что его использование и без того выгоднее? Не вижу необходимости устанавливать преференции", - заявил Пак.
Вместе с тем, президент Российской ассоциации содействия развитию СПО (РАСПО) Юлия Овчинникова заметила, что контролирующие органы не благоволят сделавшим ставку на СПО. "Когда госорган хочет что-то у себя установить, не факт что его погладят по головке. Если поставил Мicrosoft - погладят, освоил бюджет. А если с установил свободное ПО - это подозрительно", - сказала Овчинникова.
Была одна единственная светлая и добрая идея у правительства — избавиться от поборов Микрософта и обрести независимость хотя бы в критических областях. И даже эту светлую идею умудрились просрать еще на стадии подготовки к реализации. Тьфу!...
Работа чиновников,
в т.ч. "замруководителя профильного департамента Минкомсвязи Павла Пугачёва",
не имеет перспектив – их с лёгкостью заменят виртуальные боты, дистанционные сотрудники и кол-центры ;-))))
Облака прикольнее, че там. А лучше сразу организовать госрепозиторий в Apple Store.
Конечно могут. Ничего, что деньги на это ПО они берут из наших налогов. Денег-то много, чо. Можно попилить, да отсыпать своим американским хозяевам, а народ обойдется. Эта власть действует как оккупанты.
Позор.
30 серебряников перевесили остатки совести, что не удивительно для этих благодетелей России.
Продаться американским компаниям выгоднее.