Общество защиты прав потребителей выиграло суд против «Ростелекома», заставив госмонополию выплатить московской пенсионерке компенсацию за моральный ущерб. Правда, вместо требуемого 1 млн руб. ей присудили 13 тыс. руб.
20 октября Мировой судья судебного участка № 372 города Москвы поставил точку в длящемся почти 4 года конфликте между семидесятилетней жительницей Москвы (ее интересы в данном деле представляло Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль», ОЗПП) и оператором дальней связи «Ростелеком».
В 2005 г. пенсионерке была начислена задолженность в сумме 4600 руб. за междугородние переговоры, которые она не вела. Оплачивать чужие разговоры она отказалась. В ходе последующего разбирательства компания МГТС, на балансе которой находилась телефонная линия, установила, что было произведено несанкционированное подключение к кабелю. В течение двух суток с этого «пиратского» пункта междугородней связи осуществлялись звонки в Таджикистан и другие страны Средней Азии.
Однако, по словам юристов ОЗПП, «Ростелеком» не стал проводить расследование и искать «пиратов». Компания подала исковое заявление в суд о взыскании задолженности с пенсионерки и отключила ей телефонную линию. При этом до момента отключения телефона робот-автоинформатор регулярно звонил ей по ночам и не отключался до тех пор, пока пенсионерка не снимала трубку и не выслушивала полностью весь текст напоминания о задолженности. То, что задолженность появилась в результате взлома телефонной линии, и что сама женщина является пострадавшей, не повлиял на позицию госмонополиста.
Суд первой инстанции вначале удовлетворил иск телефонной компании, а апелляционная инстанция оставила его решение без изменения. Ведь согласно правилам оказания услуг телефонной связи, начисление задолженности производится на основании показаний внутреннего оборудования оператора, а не на основании показаний аппаратуры абонента. Это положение «Ростелеком» использовал в качестве аргумента в судах.
Но затем президиум московского Горсуда, рассмотрев дело в порядке надзора, нашёл причины задолженности недоказанными и направил дело на новое рассмотрение. Он обратил внимание на то, что все доводы телефонной компании базировались исключительно на показаниях оборудования оператора, а сам факт звонка с телефона абонента (так называемого «оконечного оборудования») «Ростелеком» не доказал.
В апреле 2007 г. в ходе пересмотра дела было принято прецедентное решение — отказать во взыскании задолженности. А в 2008 г. ОЗПП обратилось в суд с иском к «Ростелеком» о возмещении расходов, понесённых пострадавшей в ходе трёх лет судебной тяжбы, а также о возмещении морального вреда. Как рассказал CNews Дмитрий Лесняк, юрист ОЗПП, вначале в качестве компенсации морального ущерба была затребована сумма в 1 млн руб. Тем не менее, выплаченные в итоге 13 тыс. руб. вполне удовлетворили истцов. Во-первых, это более чем в 2 раза превышает первоначальную сумму задолженности, которую пытались взыскать с пенсионерки. Во-вторых, по словам Лисняка, само решение суда можно назвать прецедентным — в нашей стране обычно не принято взыскивать с компаний-монополистов за моральный ущерб. Обычно суды ограничиваются всего лишь взысканием убытков. «Причиной подобных действий судей является стремление оградить государственные и частные монополии от претензий потребителей, удовлетворение которых в широком масштабе может привести к возникновению убытков у доминирующих участников рынка», — объясняют в ОЗПП.
Андрея Любин, директор департамента по связям с общественностью и инвесторами «Ростелекома», заявил CNews, что официальная позиция его компании — соблюдение законодательства. «Если было нарушение, нам не стыдно признать и исправить эту ошибку, — говорит он. — Мы считаем, что справедливость закона должна соблюдаться вне зависимости от того, о крупной или мелкой компании идет речь. На наш взгляд, это и есть признак цивилизованного бизнеса». О подробностях дела московской пенсионерки в «Ростелекоме» рассказать не смогли.
После этих фраз вопрос возникает только один: они там совсем еб...нутые в этом Хертелекоме?
Да нет! Тут не только Хертелеком! Тут еб...нутые и судьи тоже! После всего пережитого этой женщиной присудить такую издевательскую компенсацию!
А телефон она отключить не могла? Он ведь все равно не работал.
Да и могла-немогла — вопрос десятый. Нафига так людей мучить ночными обзвонами? Странно, что еще в лес не возили и битами не колотили.
Я же и говорю: за такой моральный ущерб ей присудили слишком маленькую компенсацию.
P.S. А по поводу ночных звонков скажу так: чего телефон зря дёргать? Включить/выключить, зря гнездо расшатывать. У меня телефон "Русь". Настроен на ночной режим, то есть ночью "трубку не снимает", или по русски - не звонит. И все дела - звони мне, хоть обзвонись! :)
Аналогичная фигня) только у меня телефоне не Русь называетца) а как-то по другому) и ещё у моего "умного" телефона есть функция блокирования линии и прослушки) блокирования - это означает что с других аппаратов подключенных к моей линии звонить нельзя а только с этого одго, оно немного не удобно, но родители одобрили мою параноидальную защиту так как это поможет когда-то не попасть в такую же историю как эта бабушка! а прослушивания значит что когда тел звонит, между звонками слышно всё что творитца на том конце линии) бывает такое что номер не определён и тут слышен голос :"блять никто не берёт трубку)))" узнаю своего кориша, и перезваниваю ему на мобилу а он вшоке спрашивает откуда ты узнал что это я звонил тебе))))??? в общем хороший телефон =)
Вот видишь, как здорово! :)
Ой, хорош трепаться! Или как на руси говаривали: мели Емеля - твоя неделя! Трепач! Языком молоть, не мешки ворочать!
Лучше бы этот мудачок директор взял свою месячную зарплату хотя-бы и поехал извинился перед женщиной.
Поддерживаю!
На сайте ОЗПП есть некоторые подробности этой истории: http://ozpp.ru/news/news_1040.html
"сам факт звонка с телефона абонента (т.н. "оконечного оборудования") ОАО «Ростелеком» не доказало"
По сложившейся практики "Ростелеком" никогда не утруждает себя необходимостью доказывания, просто начисляет сумму, а суды ее исправно взыскивают. Причем, за собственные сбои "Ростелекома" и ошибки в начислении средств всегда платят потребители.
В этом отношени судебное решение, которого добилось ОЗПП, очень интересно.
Как называется, когда «сам факт звонка» не доказан, а деньги требуются? Тем более с угрозами, а ночные звонки информатора вполне себе является угрозой, особенно для пожилой женщины. Это называется вымогательство. И Уголовный кодекс РФ предписывает в таких случаях не 4 года отсуживать 13 тыс, а прямиком отправлять на нары.
Верно!