СОШ №123 стала первой школой Челябинска, которая отказалась от использования Microsoft Windows и получила грант для перехода на свободное программное обеспечение. Стоит ли учебным заведениям менять одну операционную систему на другую, в чем плюсы и минусы СПО, разбирался наш корреспондент.
Полномасштабное внедрение СПО началось в прошлом году в трех пилотных регионах России. Ими стали: Томская область, Пермский край и республика Татарстан. Вместо операционной системы Microsoft Windows в образовательные учреждения этих субъектов РФ была установлена операционная система GNU/Linux, созданная на базе отечественного дистрибутива компании AltLinux.
В Челябинске в качестве учебного заведения, которое должно было в экспериментальном режиме перейти на пакет СПО, выбрали МОУ СОШ №123. Она получила грант управления по делам образования на реализацию инновационного проекта по установке свободного программного обеспечения.
«Переход на СПО прошел достаточно болезненно, - говорит директор МОУ СОШ №123 Анатолий Антропов. - Основная трудность была связана с тем, что мы еще не привыкли работать с новой операционной системой. К примеру, документ, сохраненный в операционной системе Linux при помощи команды «Сохранить», не открывается в Windows. Его нужно сохранять через команду «Сохранить как», где далее следует выбрать нужный формат. Об этом моменте и о ряде подобных мы периодически забывали, в связи с чем и возникали проблемы. Но в целом от перехода на свободное программное обеспечение школа в финансовом плане выиграла. Хотя здесь возникает другая проблема, которую придется решать: необходимо найти деньги на текущее обслуживание, потому что финансирование по гранту прекращено в ноябре, а проблемы, в решении которых требуется помощь специалистов, периодически возникают».
В случае удачного завершения эксперимента министерство образования и науки РФ планирует перевести на свободное программное обеспечение все учебные заведения страны. Таким образом можно будет не только добиться лицензионной чистоты используемого программного продукта, но и существенно снизить расходы учебных заведений. Впрочем, обо всех плюсах и минусах эксперимента по переходу на свободное программное обеспечение судить пока рано.
«В финансовом плане от перехода на СПО школы выиграют, - говорит начальник городского управления по делам образования Александр Кузнецов. - Но здесь возникнут другие трудности: подготовив детей только к работе со свободным программным обеспечением, мы не сможем помочь им сориентироваться в том программном обеспечении, которое сейчас преобладает на рынке труда. К 2010 году, когда планируется начать массово переводить школы на свободное программное обеспечение, будет разработан пакет СПО. Что именно туда войдет — пока неизвестно. Сейчас система работает в нескольких школах нашего города в порядке эксперимента. Об его результатах говорить пока рано».
С точкой зрения Александра Кузнецова согласны и люди, которые занимаются компьютерным обеспечением.
«В школе все должно быть доступно и просто, - уверен системный администратор одной из фирм города Алексей Иванов. - Причем так, чтобы полученные знания потом пригодились. Мы думаем, что знание «пингвинов» (пингвин — символ операционной системы Linux. - Авт.) в нашей стране пригодится процентам пяти от силы. А знание «окошек» (условное название операционной системы Windows. - Авт.) - 99 процентам, потому что абсолютное большинство организаций, работающих на рынке труда, используют Windows. Именно поэтому в школах стоят «окошки», местами пиратские, но это уже другой вопрос».
Это действительно другой вопрос, на решение которого понадобится не один год, и использование пиратских программ — это лишь часть проблемы.
«До недавнего времени строгость закона в нашей стране компенсировалась необязательностью его исполнения, - говорит директор компании «Редсолюшн», которая занималась установкой СПО в школе №123, Андрей Ненахов. - Установка свободного программного обеспечения в государственных учебных заведениях не только приведет к существенному снижению затрат, но и будет способствовать тому, что дети сразу станут привыкать пользоваться лицензированными продуктами».
С такими директорами Linux в школах ждет великое будущее. 8)
Насмешил. Почему именно 5, а не 3 или 1,75? Причем этот обосранец путает причину со следствием. Много маздайщиков требуется не потому, что они так нужны, а потому, что линуксоидов мало. Какой нормальный директор предприятия откажется от экономии на софте? Особенно, если приходит человек, которого и переучивать не надо?
Печально, что вопросы свободного ПО решают люди, мучающиеся с командой "Сохранить"
Печально, что такие люди как вы, не работают в школах...
И речь идет не о предприятии, а о школе, это большая разница. Какой грамотный специалист (админ) пойдет в школу работать??
Весьма интересен выбор так называемых "пилотных регионов", вместо того, чтоб перевести 1-3 школы в москве/питере и посмотреть как оно, как всегда эксперементы проводят на кроликах (сори, если кого обидел) подальше от столицы (попроще закладки в свой карман сделать)
А Фразочка " - Основная трудность была связана с тем, что мы еще не привыкли работать с новой операционной системой." просто убила, ясен пень это основная трудность, работать с новой ОС )))) Логика просто зашкаливает.
Про то, что в настройках ОО есть пунктик в каком формате сохранять по умолчанию, я уже не говорю )
А некий админ (в существовании которого я сомнеаюсь) хочет чтоб в школах было все доступно и просто, чтоб детей таблице умножения учили на калькуляторе, а Русскому языку по словарю Microsoft World, в пекло такого админа.
Когда в школе более 70 компьютеров, находящихся на разных этажах в разных корпусах (школа не маленькая) и когда "в пекло такого админа" приходит по вечерам практически за энтузиазм (причем не каждый день), решая вопросы аля "не загружается компьютер" или надо поставить какую-то ср@ную программу, придуманную кем-то из министерства для очередного мозготр@хания и того измученных учителей - говорить о переходах на GNU/Linux довольно проблематично. Проблема еще заключается в том, что планы на год составляются там же "на верху" и, если, сказано учить Photoshop-у, учитель будет учить, а не ковыряться с Gimp-ом на поиск схожести функционала с adobe (ну не будет он этого делать). Представьте насколько сами учителя загружены, они и так плохо соображают в работе с MS, куда там linux. Никто из них за свой интерес не будет переучиваться, им результат нужен, в школе не только классы информатики, информатизация идет со всех сторон - и ЕГЭ и уроки английского, биологии, физики (обучающее ПО от 1С) и мультимедийные классы с, с интерактивными досками - найдите мне совместимость ПО от этих досок с линукс! Дети должны учиться в школе различным предметам, а не только ковыряться с ОС-ми. Можно ребенка приучать к линуксу дома или как внеклассный факультатив какой-то. А гордо лупить себя в грудь и кричать, давай в школы линукс - не пойдет. Не готово наше образование к этому. И винить надо тут не " в пекло такого админа" и не учителей, а тех чиновников, которые отвечают за составление программы обучения детей в школах.
P.S. Поймите меня правильно, я сторонник GNU/Linux, сам жужжу мозг директору по поводу того на сколько эта система интересна, но перейти так вот резко...да еще и в одну морду...одним wine-ом здесь не обойтись
знания...??????? " ... чтобы полученные знания потом пригодились. Мы думаем, что знание «пингвинов» (пингвин — символ операционной системы Linux. - Авт.) в нашей стране пригодится процентам пяти от силы...." тут речь о знаниях.... большинство администраторов "Windows" эту операционную систему то и на 5% не знают...
Отправить комментарий