Нелюбовь Стива к одной из важнейших технологий Глобальной Паутины, будь он просто обычным человеком или главой никому не нужной гибнущей компании, была бы его личным делом. Но увы, он возглавляет Apple, Apple производит iPhone и iPod touch, общее число которых быстро приближается к ста миллионам. Пользователи этих устройств — важная часть аудитории Интернета.
Не только из-за их численности. Пользователи iPhone и iPod touch — экономически активны, большинство из них относится к самой желанной категории посетителей сайтов различной направленности — от интернет-СМИ до онлайновых магазинов. И всякий раз, когда между пользователем и издателями конкретного сайта встает нелюбовь одного единственного человека, возникает столько эмоций...
Сила любви и нелюбви этого индивидуума слишком хорошо известна цивилизации. Вся его жизнь — это история любви и нелюбви, данная нам в самой что ни на есть осязаемой и физической форме.
В мире мало абсолютно однозначных вещей и явлений. Можно долго и мучительно спорить об оправданности и своевременности радикальных решений Стива. Не все из них были удачны.
Публика злопамятна, и раз за разом вспоминает, например, злополучный Apple III: именно из-за его настойчивости, чтобы не сказать сильнее, этот компьютер был ослепительно красив, тяжел и... нежизнеспособен. Это был ПЕРВЫЙ компьютер, разработанный под управлением Стива, и ПЕРВАЯ неудача Apple Computer. С тех пор прошло немало времени, и Стив наделал много других глупостей.
Наделал, и исправил. Это только кажется, что выйти под вспышки фотокамер и лучи прожекторов, чтобы признаться в ошибке — трудно. Признать свою ошибку, и открыто сообщить всему миру, что она признается и даже уже исправлена — ход, вызывающий сочувствие и внушающий доверие. Ход драматичный и эффектный, в стиле Джобса.
Но в том-то и дело, что ошибался он не всегда. Беда в том, что Стив слишком часто оказывался абсолютно прав, даже в тех случаях, когда действовал, казалось бы, вопреки логике и здравому смыслу. И чем ближе по времени к настоящему, тем... чаще. Он приучил публику беспрекословно верить в Apple и в себя...
Но на этот раз он превзошел самого себя.
1. Никаких компромиссов
Компромисс — самый лучший способ разрешения конфликтных ситуаций. Худой мир лучше хорошей и победоносной войны. Разработчики Flash знают о недостатках своей технологии, готовы их устранять и неоднократно предлагали компромиссы, приглашали Стива посетить Adobe Labs (бывшие Macromedia Labs), он в курсе проблем, достижений и перспектив этой технологии. И все таки он принципиально против.
На этот раз речь идет не о дискетах, которые действительно ненадежны, емкость которых давно уже не отвечает современным требованиям, массовое применение которых увеличивает горы мусора, с которым природа неспособна справиться сама без помощи людей. Не о технологии ADB, уничтоженной волевым решением.
Не об исключении оптического драйва из MacBook Air — в конце концов, вместо собственно оптического драйва пользователю предлагается широкий спектр технических решений, смягчающих проблему.
На этот раз речь идет о войне не на жизнь, а на смерть, против технологии, давно и прочно вошедшей в повседневный быт сотен миллионов людей, используемой в миллиардах веб-страниц, и исход этой войны отнюдь не предрешен.
Воистину, если поговорка «скажи мне, кто твой враг...» верна хотя бы на сотую долю процента, кем же возомнил себя Стив?
Война эта началась не в 2010, и даже не в 2007 году. Раньше. В 2004 году вниманию W3C был впервые предложен проект нового стандарта HTML — HTML5. Осенью 2007-го этот проект был принят, в январе 2008 опубликована первая спецификация нового стандарта...
Именно этот новый стандарт, а не какой-либо из конкурентов Flash, вроде Microsoft Silverlight, Apache Pivot, или Sun JavaFX, по мнению Стива Джобса — единственно верный путь.
Открывая очередную страничку очередного веб-сайта на любимом iPhone или iPod touch, и в миллионный раз видя, вместо ожидаемого контента, пустую рамку с красивой иконкой «не поддерживается», десятки миллионов пользователей чуть ли не каждый день проклинают дурацкую непримиримость того, в чьей власти решить эту проблему, пусть даже плохо, единственный раз кивнув и сказав «да».
На Маках Adobe Flash поддерживается. Есть и проблемы: известно, что Adobe Flash Player в Mac OS X и Linux работает медленнее, чем, на том же самом «железе» в Windows. Сотрудники Adobe Labs и руководство «дружественной» Adobe, соседа по Кремниевой долине, в курсе этих проблем, и поставь Стив условием разрешения Flash в iPhone OS требование догнать и перегнать по быстродействию реализацию для Windows...
Тем более, что разработчики Flash уже предлагали что-то вроде этого. И все еще не отказались от своего предлоджения. В Adobe очень любят Маки и Mac OS X, и знают, как превратить их в лидирующую флэш-платформу...
Но ответ один: нет. Apple идет другим путем.
27 января, демонстрация iPad, которую в видеозаписи посмотрели полмиллиарда землян. Рамки с симпатичной иконкой «не поддерживается» на веб-страничках, на фоне слов о небывалых прежде ощущениях от путешествий по сети движениями собственных пальцев...
Некоторые коллеги назвали это «глюком». Но iPad вел себя идеально. Это не глюк.
iPhone OS, операционная система iPad, принципиально не поддерживает Adobe Flash...
2. Flash
Но те мои коллеги, которые видят в этой непримиримости очередной сдвиг Джобса, основанный исключительно на его личной неприязни не то к Adobe, не то к кому то из руководителей этой компании, не то к широко распространенным технологиям, в которых Apple не успела или не смогла занять лидирующее положение, не правы.
Аргументы против этой технологии вполне рациональны. Никаких эмоций.
В 1996 году, когда Macromedia представила публике FutureSplash Animator, вскоре переименованный в Macromedia Flash Player, персональные компьютеры, большей частью, не были готовы к работе с "живыми картинками", а мечта о "богатых веб-приложениях" будоражила умы.
Веб-приложения и интерактивные веб-страницы должны были выглядеть и вести себя как настоящие «локальные» приложения, и делать это на всех платформах. В этих противоречивых требованиях, собственно, смысл веб-приложений. Иначе они были бы не нужны.
Для того, чтобы технология стала доступна всем браузерам на всех операционных системах был применен модный в то время подход: плагины. Куски исполняемого кода, расширяющие функционал основного приложения. В плагинах Flash, не от хорошей жизни, воссоздавалось окружение, необходимое стандартным браузерам для исполнения несвойственных им функций.
Сотрудники Macromedia Labs развивали это «окружение», обучая его все новым и новым трюкам, демонстрируя возможности технологии (в 1996 это было не просто «круто», это было фантастически здорово), авторы «живого» Интернет-контента с энтузиазмом применяли ее в своих проектах, на свет стали появляться толстые и умные учебники Macromedia Flash...
Технология превратилась в еще одно техническое эсперанто.
И технология, и плагины, и контент, год от года, становились все сложнее. Плагины превращались в настоящих монстров, в гигантские конгломераты исходных кодов.
По идее, плагины как раз и задуманы для того, чтобы, ничего не меняя в «несущем» их приложении, легко и просто обновлять функционал. Концепция красива, и на первый взгляд безупречна: отображая на экране очередной контент, если для операционной системы и браузера клиента есть новая версия плагина, предложить клиенту обновление — и пока он или она пьёт кофе, или выполняют комплекс упражнений для похудения и оздоровления, произвести переустановку...
Любой, кто занимается большими софтверными проектами, отлично знает, что новая версия и диверсия — слова одного корня. А трюки, позволяющие решить или обойти проблему с плагином в конкретной версии операционной системы или браузера запросто превращаются в еще более серьезную проблему при изменениях любого из элементов этого сложного комплекса.
Устранение проблем, как правило, сводится к локальным мерам: заплаткам, швам, удалению из оборота поврежденных тканей. Потому что на полную и серьезную перетряску всего и вся, чаще всего, просто нет времени. Решение нужно вчера или позавчера.
С некоторого предела сложности программное обеспечение начинает жить своей собственной жизнью, почти не зависящей от воли породивших его команд. Flash преодолела этот предел лет десять назад.
Плагины замечательны, пока они простые и несложные. Плагинище — это пласты разных эпох, неоконченные мертвые ветви кода, случайно необнаруженные сбои и уязвимости. Исправление одних проблем (о чем обязательно сообщают в release notes) часто приводит к появлению новых, или к пробуждению старых, не слишком удачно исправленных или оставшихся незамеченными.
Все это относится и к браузерам (это очень большие и сложные программы), и к живому контенту (веб-приложения тоже непросты, в них необъятный простор для ошибок и неудачных решений), а операционные системы сложнее их всех вместе взятых, и не на порядок.
Но есть и отличие: сложный плагин (кот в мешке), как правило, пользователь не видит. Большинство из пользователей даже не подозревает, что мультики на экране его компьютера или смартфона «играет» вовсе не «железка», не Explorer, не операционная система — все эти элементы зримо присутствуют в его мире, а вот плагины, и всевозможные «куки» — нет.
Кстати, знаете ли вы о том, что Flash-плагины имеют дурную привычку тихой сапой, не травмируя пользователя лишними вопросами, дюжинами устанавливать «куки» в памяти его компьютера?
Стив принципиально против Flash потому что эта технология «buggy». В ней много глюков и ошибок. Кроме того, на собрании акционеров 25 февраля 2010 года, к этому обвинению добавилось еще одно: Flash-плагин для iPad сократил бы время автономной работы последнего на 85% — до полутора часов.
Не только Стив выступает против Flash: изобретатель CSS и соавтор HTML5, Хокан Виум Ли считает, что эта проприетарная технология (то есть, у независимых специалистов нет доступа к ее исходникам) противоречит открытым стандартам интернета.
По мнению Ричарда Столмана, представителя Free Software Foundation, Flash стал главной проблемой в развитии Всемирной Паутины.
Flash не только нарушает конвенции и противоречит чьей-то природе. Если бы только это...
Контент, написанный для Adobe Flash, «живет» в своем собственном окружении, и не может быть оптимизирован под конкретный графический процессор. А именно стремительное развитие таких процессоров — важная черта нашего времени.
Альтернативные плагины — не выход. Даже если конкретная плагинная технология чем-то лучше (как минимум, чище), чем Adobe Flash, это замена хорошо знакомых проблем на почти те же самые, только новые и неизвестные. Почему-то кажется, что неизвестные проблемы будут лучше старых...
Это заблуждение.
Но самый толстый и большой гвоздь в гроб Adobe Flash забивает еще один факт: в операционных системах всех компьютерных платформ, почти всех смартфонов и планшетников нашего времени есть абсолютно все необходимое для оживления контента...
Осталось только найти универсальный способ выражения этого контента — чтобы он был доступен всем браузерам и системам в мире, без каких-либо плагинов или других аномалий, самым простым и естественным образом.
Он уже найден. Это HTML5.
Все верно написали. Тормоза, проприетарность, проблемы с безопасностью, костыльная реализация, потому не нужно :)
Частично все перечисленное относится и к продукции Apple, так что оно тоже не нужно :)
Ага, а еще учитывая, что в HTML5 можно будет делать почти все то же самое, да причем без сторонних плагинов - разумно. Другое дело, что полной проработки HTML5 ждать еще долговато... Я погу понять Джобса именно в этой нелюбви(тем более как пользователь Linux, где Flash реализован, мягко сказать, не лучшим образом). Джобс ведь научил уже очень много людей сортировать список треков и более эффективно исрользовать аудио-библиотеки, хотя большАя часть сначала воприняла эту идею, скажем так, не с восторгом.
Но вот его нелюбовь к ogg и нежелание включать его в Safari, мне уже непонятно...
читал что wiki вставляет видео через тег video... но одно дело читать, другое дело смотреть и радоваться как замечательно смотрится это окошечко плеера на оплоте свободы - википедии