Особое внимание организаторы открывающегося в четверг VII социально-экономического форума "Информационное общество", который, по слухам, собирается посетить президент Дмитрий Медведев, планируют уделить электронному правительству в регионах и электронному образованию. Форум пройдет в Твери и соберет экспертов, представителей госорганов, предпринимателей и общественников для обсуждения текущего состояния ИКТ в России.
И если до полноценного e-government России еще очень далеко, то e-education — вещь вполне реальная, главное, чтобы в это верили ответственные за данную сферу чиновники, пишет газета "Московский комсомолец". Они же в последнее время в открытую подвергают сомнению эффективность президентского проекта по интернетизации школ.
Например, в середине июня на IT-конференции в Урюпинске глава Минкомсвязи Игорь Щеголев заявил, что готов рассмотреть возможность запрета доступа в сеть детям до 10 лет в отсутствии родителей, потому что развлекательная и образовательная функции интернета "не так велики, а угроз для детей он содержит немало".
Однако, утверждает газета, причина складывающейся ситуации — в действиях губернаторов и Минкомсвязи РФ. По их мнению, министерство в первую очередь несет ответственность за невыполнение президентского проекта — оно не контролирует обстановку и пустило все на самотек.
В Минкомсвязи существует комиссия по региональной информатизации, которая и должна следить за состоянием школьного доступа, однако непонятно, что реально делается в этой области.
Кроме того, на Минкомсвязи, по словам экспертов, лежит вина за отмену системы контентной фильтрации - министерство должно контролировать ее постоянную работоспособность. Сегодня школьникам нередко открыт доступ к неонацистским сайтам прямо в школах. К чему это может привести - всем понятно: к росту экстремизма и повышению подростковой преступности, утверждают авторы публикации.
В недрах Паутины, например, легко найти пособие для юного террориста или рецепт по изготовлению взрывчатых веществ. И некоторые подростки наверняка захотят испытать это в деле.
Дошло до того, осенью прошлого года в школах отключили доступ к социальной сети "ВКонтакте", а доступ к "Одноклассникам" и дневникам в "Живом Журнале" был ограничен.
На федеральном уровне блокируются ресурсы, запрещенные законодательством: содержащие порнографию, пропаганду наркотиков, сайты, посвященные экстремизму, — они блокируются DNS-узлами. Кроме того, есть ресурсы, которые блокируют в регионах, основываясь в том числе на социокультурных особенностях.
Эксперты, принимающие решения о прекращении доступа к интернет-ресурсу в школах, назначаются на федеральном и региональном уровнях, в комиссии входят учителя.
Запросы о блокировке социальных сетей приходили от учителей и ни одной просьбы от ребенка не было.
Скорость без денег
В 2006 году правительство поручило Мининформсвязи РФ обеспечить все российские школы (53,2 тыс.) широкополосным доступом к интернету. Подключение проводилось в рамках нацпроекта "Образование", который тогда курировал первый вице-премьер Дмитрий Медведев.
Став президентом, Дмитрий Анатольевич не забыл об отечественных школах и постоянно интересовался, как проходит их интернетизация. Министерство образования и науки РФ в свое время доложило, что задание правительства успешно выполнено: все образовательные учреждения подключены к Сети, причем в соответствии с единым стандартом имеют скорость доступа не ниже 128 Кбит/секунду, без ограничений по времени и объему трафика.
По уточненным данным, общее количество школ в регионах, имеющих доступ к Всемирной паутине, сегодня составляет 7805, объем выделенного финансирования в рамках соответствующих контрактов - 278,7 млн. рублей.
Однако на сегодня только 28 из 83 российских регионов разместили единый госзаказ на оплату доступа для школ в 2010 году. Кроме того, в большинстве школ уже отключена система контент-фильтрации.
Оплату интернета регионы рассчитывали, исходя из первоначальной цены единого федерального контракта: 2500 рублей за наземный доступ и 9000 - за спутниковый. Это единые нормативы для всей страны, но они не учитывают развитость телекоммуникационной инфраструктуры в конкретном субъекте и уровень конкуренции между провайдерами.
То есть, если школа находится в крупном городе, то подключение к сети обходится дешевле норматива, а если в отдаленном селе - то намного дороже. Поэтому нередко учебные заведения в глубинке, чтобы уложиться в эту норму, приобретают доступ с ограничениями по скорости, объему трафика и времени использования.
А 6—8% отечественных школ, которым из региональных бюджетов выделяются субсидии на оплату доступа, не могут получить услугу, соответствующую федеральным требованиям (скорость не ниже 128 Кбит/секунду, без ограничений по времени и объему потребляемого трафика).
Отправить комментарий