Вы — пират. С такого безаппеляционного обвинения журналист Даррен Тодд начинает свою книгу "Цифровое пиратство. Как пиратство меняет бизнес, общество и культуру".
Объявляя каждого потенциального читателя пиратом, автор вовсе не предполагает, что его произведение было скачано из интернета или скопировано из книги, взятой в библиотеке. Он даже не обвиняет читателя в распространении чужих музыкальных или видео файлов, копировании DVD или CD.
"Как я могу делать такие заявления, не зная вас? Мои соображения таковы: если вы читаете эту книгу - вам исполнился по меньшей мере год. У вас был минимум один день рождения, и наверняка вам пели эту песню:
Happy birthday to you!
Happy birthday to you!
Happy birthday, dear (your name)!
Happy birthday to you!”
Вряд ли в момент исполнения этой популярной мелодии гости задумываются о юридических аспектах своего поздравления. Однако даже это незатейливое произведение защищено авторским правом. А поскольку на вечеринке ее могут услышать не только родственники и друзья, но и прохожие, персонал в ресторане и т.д., речь идет о публичном исполнении, которое требует получения соответствующей лицензии.
Казалось бы, это абсурд: кто согласится платить деньги за исполнение короткой песенки, которую все привыкли считать общей, а потому и ничьей? Однако на деле продажа роялти на Happy Birthday ежегодно приносит компании Warner-Chapell миллионы долларов.
Впрочем, обижаться на Даррена Тодда нет смысла. В своей книге он скорее оправдывает "пиратство", а не ругает его. Автор уверен, что деятельность нарушителей может приносить пользу. По его словам, сама книга "Цифровое пиратство" - эдакая попытка начать дискуссию. Вставить свои "пять копеек" в офисную болтовню на перекурах, где нередко (во всяком случае, на Западе) звучат мантры вроде "пиратство - зло" или "воровство - всегда воровство".
Пожалуй, для начала стоит разобраться с тем, кто в действительности страдает (и страдает ли?) от того, что вдобавок к подарку виновник торжества получает "незаконное" поздравление. Копирайт-лоббисты, как правило, склонны рисовать печальные картины, согласно которым "пираты" обирают несчастных авторов (писателей, музыкантов, программистов) буквально до нитки.
Однако не стоит расстраиваться преждевременно: сегодня самые защищаемые копирайты принадлежат именно корпорациям (в результате передачи авторских прав или финансирования наемных работников) или же наследникам классиков. В то время как мульсериал "Симпсоны" вновь и вновь транслируется по ТВ, финансовые плоды этого признания принадлежат вовсе не Мэтту Грейнингу, создателю Гомера, Барта и компании. Деньги за трансляцию получает нынешний правообладатель - Fox Entertainment Group.
В своем желании подзаработать владельцы медиаконтента и соответствующие ассоциации готовы на многое. В 1996 году общество ASCAP (The American Society of Composers, Authors and Publishers, Американское общество композиторов, авторов и издателей) нацелилось на то, чтобы приструнить детские летние лагеря. Представители организации сообщили "Герл-скаутам Америки", что когда девочки, поджаривающие на костре зефир, поют при этом песни без соответствующей лицензии, они нарушают авторские права. От каждого лагеря потребовали выплатить впечатляющий штраф, а так же обязали исполнять у костра только те песни, которые не защищены авторским правом. Разумеется, после того, как на эту историю обратила внимание общественность, организация ASCAP отказалась от своих намерений и даже заверила, что не планировала судиться с лагерями и самими скаутами. Однако совсем недавно она же выдвинула новое предложение - объявить музыкальные рингтоны на мобильных телефонах нарушением авторских прав, если они звучат без лицензии на каждый отдельный звонок. Каково?
Разумеется, автор книги вовсе не утверждает, что незачем платить, если практически любой медиаобъект, будь то фильм, музыкальный трек или компьютерная игра, можно бесплатно скачать в отличном качестве на одном из файлообменников. Речь скорее идет о неповоротливости и тяжеловесности современного законодательства, регулирующего вопросы авторского права и о нежелании всевозможных ассоциаций по защите авторских прав сделать свою бизнес-модель чуть более гибкой и современной, а то и использовать "пиратов" в своих целях.
Запретить, оштрафовать нарушителя, защитить продукт от копирования -- такова их тактика сегодня. Причем эти меры в большей степени действуют на обычных пользователей, не снимающих экранные копии блокбастеров и не взламывающих новое ПО компании Microsoft. Настоящие "пираты", как правило, с легкостью обходят подобные ограничения. Вместе с тем, своей деятельностью (нередко исключительно талантливой) "пираты" частенько даже увеличивают спрос на лицензионный продукт. Например, создание хорошего ремикса из нелицензионных сэмплов более старых композиций - это тоже пиратство, порицаемое и наказуемое. Однако, после выхода таких композиций интерес к произведению-оригиналу, возможно, уже позабытому, зачастую растет.
Точно также, как и фанфики (некоммерческие произведения, написанные поклонниками той или иной книги по ее мотивам) повышают спрос на оригинальное литературное произведение и поощряются многими авторами (например, Джоан Роулинг). Иными словами, пиратскую бы энергию, да в мирных целях...
Ксения Бородаченко
журналист
Отправить комментарий