На фестиваль православных СМИ «Вера и слово» пригласили не только православных, но и «свежую струю» — светских участников. Когда речь шла о блогах, руководителя LiveJournal Russia Илью Дронова спросили, как эффективно использовать ресурс «Живого Журнала» (20 млн пользователей — почти половина росскийских пользователей интернета). И Дронов все «как на духу» рассказал.
Православные часто отмечают, что на верхние строчки рейтинга «ЖЖ» часто выходят антицерковные публикации. Причем нередко это записи в полупустых журналах.
Илья Дронов гарантировал, что «рейтинг никак не модерируется, кроме случаев, когда запись нарушает внутренние правила «Живого Журнала», например, содержит призыв к насилию» (тогда журнал не только удаляется из рейтинга, но и замораживается, как блог феминистской группы Femen за призыв пилить кресты).
Чем больше уникальных пользователей увидели запись, тем больше у нее шансов попасть в топ — и все. Тысяча комментариев под записью в «ЖЖ» протодиакона Андрея Кураева не поднимут ее выше записи Божены Рынски, даже если там будет всего пара откликов. Запись Артемия Лебедева попадет в топ независимо от содержания благодаря наработанному за 10 лет объему читателей.
«Понятия нравственности в правилах «ЖЖ» нет», — он действует по законам штата Калифорния. Реклама сексуальных клубов правилам не противоречит. При этом размещая свои записи в «промо», то есть выводя их в топ за деньги, эти фирмы не скрывают своих контактов. Если православных не устраивает их деятельность на территории России — можно проверить, выполняют ли они законы РФ. Конечно, у команды «ЖЖ» «как у физических лиц» понятие нравственности все-таки есть. Видимо, оно влияет на то, как они настраивают собственную «ленту друзей».
В «ЖЖ», как и в Интернете вообще, есть «набросы», то есть обсуждаемые негативные публикации на церковные темы, соглашается Илья Дронов. Их нельзя предотвратить, но реагировать на них можно продуктивнее.
Чтобы позитивные записи о Церкви выходили в топ, православным еще придется долго и планомерно поработать. Оперный певец Сергей Москальков жаловался, что после записей в защиту Церкви его рейтинг в «ЖЖ» упал. Илья Дронов в ответ предложил всем присутствующим добавить Москалькова в друзья и читать его во френдленте — это будет повышать его рейтинг без всяких накруток.
Есть и технические секреты: например, следует писать в начале часа — тогда к концу часа, когда рейтинг обновляется, запись наберет больше просмотров. Нужно анализировать аудиторию: если она региональная, читатели будут видеть запись в разное время в разных часовых поясах, а на рейтинг влияют «всплески» активности.
Любая информация имеет срок годности: в «ЖЖ» — два-три дня, в Facebook — не больше суток, а в Twitter — два часа. Если кому-то не нравится более старая запись, лучше не реагировать: «само умрет», говорит Дронов. Главный рецепт — «не кормите тролля», то есть пользователя или робота, провоцирующего эмоциональную перепалку.
«Известиям» Илья Дронов рассказал, что блог, например, протодиакона Андрея Кураева может подняться в рейтинге при планомерной работе, но своего «лидера в «ЖЖ» православные пока ждут.
— Знаю, что не все священнослужители любят отца Ивана Охлобыстина, — сказал «Известиям» Дронов. — Но он позиционирует себя как человек, очень хорошо относящийся к православию. Он мог бы стать послом Церкви в блогах: его знают в интернете и воспринимают как «сильно православного». Нужно выбрать персону, чтобы создать позитивную волну.
Раз такой персоны пока нет, ее нужно придумать. Антицерковная волна — тоже пиар: стали заметными яркие спикеры. А вот блог от лица патриарха Кирилла в «ЖЖ», по мнению Ильи Дронова, эффекта не даст.
— Это как блог Медведева в «ЖЖ». Всем понятно, что блог будет вести пресс-служба, так что тексты будут сухие, а на комментарии патриарх отвечать не будет. Это все равно, что подписаться на обновления официального сайта.
К таким спикерам РПЦ, как протоиерей Всеволод Чаплин или диакон Александр Волков, у блогеров «уже предвзятое отношение», считает Дронов. А вот блог простого батюшки можно раскрутить, если у него есть харизма, а у его читателей — свои блоги.
Пока РПЦ, по мнению Дронова, занимает невыгодное положение: реагирует на информацию через несколько дней, а нужно — сразу и не только на официальных ресурсах, но и на личных страничках верующих.
Потому что никому не интересно читать блог бывшего торговца сигаретами и водкой, расширившего свой бизнес до торговли опиумом для народа.