Скачивать музыку, кино, программы из Сети — это вообще как, этично? Когда и чем закончится противостояние правообладателей и файлообменных сетей? Как мы будем качать завтра? Чтобы ответить на эти вопросы, редакция F5 собрала за одним виртуальным столом людей, которые ответственны за облик современного торрент-движения.
В конце 2009 года торренты и все, что с ними связано, изрядно тряхнуло. В ноябре известнейший The Pirate Bay объявил, что закрывает трекер и переходит на новую технологическую связку (magnet-ссылки + DHT), благодаря которой больше не нужны ни сами торренты, ни даже сервер (его демонстративно сдали в музей). Параллельно с этим крупнейший торрент-трекер Mininova по решению суда вынужден был удалить из своей базы весь нелегальный контент (после чего там остались короткометражки любителей, вдохновленных фон Триером, и музыка людей, выступающих под псевдонимами вроде Dj TurtleGodfather). Создателю isoHunt, еще одного крупного трекера, грозит тюремное заключение. А голландская антипиратская группа BREIN радостно отрапортовала, что в 2009 году ей удалось закрыть 393 торрент-трекера. При этом главный аналитический торрент-ресурс TorrentFreak ехидно замечает, что все эти доблестные достижения вряд ли изменят текущую ситуацию, и публикует десятку главных пиратских релизов начала года (на первом месте ожидаемо находится "Аватар").
Желая разобраться с тем, что происходит на самом деле с торрентами и как складывающуюся ситуацию видят сами пираты, мы собрали вместе знающих людей, способных объяснить, кто и как будет качать контент из Сети завтра.
Идеологическое противостояние
F5: Давайте начнем с ответа на фундаментальный вопрос. Почему вы делаете то, что делаете? За этим стоит какая-то идеология, философия, коммерческая модель?
Torrents.ru: Думаю, что правильно ответить так: кто-то должен был это делать, и мы это делаем. Безусловно, коммерческая составляющая тут тоже присутствует, но ее процент — наименьший из всех остальных.
Магнус Эрикссон: Я, честно говоря, не вижу в нашей деятельности какого-то самопожертвования, в ней нет героизма, как, в общем, и причины. Она сама себя мотивирует. То, что мы делаем, — это исследование текущих условий современной жизни. К тому же передача информации в Сети — это только начало диалога о самых разных проблемах современного общества. По-моему, на пиратстве все не заканчивается.
Эрнесто: На TorrentFreak мы публикуем информацию о текущем состоянии торрент-движения и развенчиваем пропаганду от лоббистов со стороны индустрии развлечений. Вторую часть нашей деятельности я вижу особенно важной, потому что большинство мейнстрим-прессы выступает как однобокий ретранслятор пресс-релизов больших медиакомпаний, не пытаясь как-то анализировать или ставить под сомнение их содержание.
F5: Какова, на ваш взгляд, текущая диспозиция в войне между пиратами и правообладателями, кто побеждает? И какой прогноз на завтра?
Эрнесто: Войны нет. Войны обычно заканчиваются, а этот спор будет тянуться вечно. Люди всегда делились информацией, и они должны продолжать это делать! Проблема в том, что текущее законодательство не синхронизовано с реальностью, а держатели прав и лоббисты только ухудшают эту ситуацию. Если они хотят прекратить нарушение авторских прав, они должны пересмотреть само понятие нарушения и предложить альтернативы.
Torrents.ru: На самом деле нет никакой борьбы между правообладателями и P2P-сообществом в целом. Есть отдельные случаи борьбы между правообладателями и отдельными ресурсами. А общую ситуацию можно охарактеризовать пословицей "Собака лает — караван идет". То есть все усилия по ограничению файлообмена носят больше политический, агитационный, пропагандистский, да какой угодно характер, но на ситуацию в целом не влияют. Хотя, повторюсь, в отдельных случаях правообладатели добиваются своего.
F5: Ничего себе "не влияют" — закрыли Mininova и isoHunt, одни из самых крупных трекеров в мире!
Torrents.ru: Я об этом и говорю: Mininova, isoHunt и The Pirate Bay — это лишь верхушки айсберга. Во всем мире, по разным подсчетам, — от 30 000 до 50 000 трекеров, поэтому борьба ведется в основном с самыми известными. Они хоть и занимают заметную долю в P2P, но это еще далеко не все.
F5: The Pirate Bay, кажется, нашел выход из этой ситуации — перешел на magnet-ссылки. Вы не думали защитить себя таким же образом?
Torrents.ru: Мы пока не готовы к переходу на эту технологию по очень простой причине: в отличие от других, Torrents.ru — трекер с достаточно жесткой модерацией и требованиям по оформлению раздач. Поэтому вы не встретите тут вирусов, фейков и ненужной вам информации. И мы активно стимулируем пользователей, чтобы они поддерживали эти раздачи, а рейтинг — хороший стимул это делать. Без стимула многие попросту сбегают с раздач, скачав то, что им нужно. Что касается защищенности, то я еще года два или три назад говорил: если давление на P2P будет усиливаться, найдется технология, благодаря которой крайнего найти будет сложно. Что и произошло.
Магнус Эрикссон: Копирайт и обман, связанный с этим понятием, создали целый боевой фронт, где конфликт проходит на самых разных уровнях. Мой прогноз: эта борьба выйдет за пределы двух текущих участников — правообладателей и участников файлообмена. Например, конфликт с Google Books или вопрос о том, как делить деньги, которые приносят коллаборационные проекты, — это все конфликты в области копирайта. Сейчас есть столько возможностей для файлообмена, что этот вопрос не будет однозначно разрешен в ближайшем будущем.
F5: Это красивая теория, но есть очень четкая и понятная юридическая коллизия: вы можете зайти на The Pirate Bay и скачать там свежий релиз, и это называется "воровство". То есть вы крадете информацию у правообладателей, совершаете преступление, разве нет?
Магнус Эрикссон: Ну кража — это юридический термин, который срабатывает, когда вы забираете что-то, что вам не принадлежит. А мы говорим о копировании. Это в худшем случае нарушение авторских прав. Но, в общем, да, в большинстве стран это незаконно. По-моему, это хороший повод, чтобы понять, какие структуры вовлечены в потребление культуры. Есть несколько способов использования файлообмена, которые я считаю плохими. Это, например, отсутствие интереса к неизвестной вам культуре или бездумное скачивание всего, что подворачивается под руку. Или вот еще пример плохого использования культуры — покупка CD и DVD. Файлообмен оставляет этический выбор — как распорядиться культурой — в руках пользователя. Вы можете использовать ее непродуктивно или, наоборот, таким образом, что это принесет пользу и вам лично, и культуре в целом. Я искренне считаю, что несравненно лучше оставить выбор пользователю, чем индустрии копирайта.
То есть, по-моему, тут очень интересный этический вопрос: как мы используем файлообмен и что происходит после того, как вы скачали информацию?
F5: Вы хотите сказать, что правообладатели могут извлечь выгоду из файлообмена? Каким образом?
Магнус Эрикссон: Совсем наоборот! Я надеюсь, что некоторые правообладатели не только не извлекут из этого никакой пользы, но и исчезнут с лица земли! Держатели авторских прав в лице, например, рекорд-компаний, имеют обыкновение говорить за всю музыкальную индустрию, включая музыкантов. Но на самом деле они представляют интересы меньшинства! Столько всего может произойти после того, как кто-то скачает песню и она ему понравится! Иногда не происходит ничего, а иногда благодаря интернет-популярности начинаются концерты, продажи пластинок, мерчандайза. По-моему, файлообменные сообщества решили проблему дистрибуции и осведомленности (а это, на секундочку, две самые большие проблемы для большинства музыкантов). Мы много усилий положили на то, чтобы объяснить людям, что музыкальную индустрию больше не может представлять один человек и говорить за всех! Там масса игроков, интересы которых зачастую вступают в конфликт. Все знают, что продажи музыки как таковой упали, но в то же время продажи билетов на концерты выросли! 2009-й стал первым годом, когда артисты заработали больше денег, чем рекорд-лейблы, потому что они могут продавать свою музыку напрямую. Так что благодаря файлообмену мы видим изменение структуры индустрии, а не просто какой-то график, который раньше шел вверх, а теперь — вниз.
Эрнесто: Последние несколько лет идет агрессивное лоббирование со стороны индустрии правообладателей, и с каждым годом оно усиливается. Их главный аргумент — защита прав. Но на самом деле все, что они пытаются сделать, — это заработать как можно больше денег, нанося ущерб и артистам, и потребителям.
Культурная изоляция
F5: Интересно, что вы говорите об ответственности пользователя и о моральном выборе, потому что Torrents.ru, самый большой российский трекер, является закрытым! Там есть устав правил, саморегулируемое сообщество, свои представления о честности…
Torrents.ru: Совершенно верно. Мы с самого начала исходили из двух принципов: 1) нельзя объять необъятное (кстати, The Pirate Bay это удалось); 2) информация должна быть структурирована и достоверна. Именно поэтому мы сделали ставку на комьюнити, которое будет само отслеживать качество и оформление ссылок и следить за их достоверностью. Кроме того, торрент устроен так, что нельзя только потреблять, необходимо и отдавать. Поэтому мы стимулируем тех, кто делится. Ну а глобальная суперцель — объединить в одном проекте все ссылки на русскоязычную информацию в интернете, а также дать источник западной культуры русскоговорящему человеку.
Магнус Эрикссон: Вы очень интересно говорите о том, чтобы дать источник западной культуры. В Швеции до появления интернета и файлообмена с культурой были серьезные проблемы. Не было нормальных музыкальных магазинов (импорт очень дорогой), и если вас интересовала музыка, вы могли рассчитывать на какие-то огрызки информации, которые поступали через журналы или друзей. Если вы жили в маленьком городе, как я, ваша культурная диета была крайне бедной, а мир за пределами Швеции был такой большой черной дырой. В этом имелась своя специфическая прелесть, но так или иначе интернет уничтожил подобные ситуации. Сегодня очень сложно прочитать о какой-то музыке и не иметь возможности немедленно ее услышать. Культурная проблема сегодня — не в недостатке, а в фильтрации и выборе.
Torrents.ru: Согласен с каждым словом Магнуса! Если перед Швецией теперь стоит проблема выбора, то перед Россией до сих пор стоит проблема осведомленности и доступа к информации. Кроме телевидения, у нас сегодня нет другого канала дистрибуции культуры. Если вы живете в маленьком городе и хотите, например, посмотреть арт-хаусный фильм, то это практически невозможно. Местные магазины дадут вам скромный выбор фильмов известных режиссеров (к тому же это, скорее всего, будут пиратские копии), у местных онлайн-магазинов ассортимент не многим лучше. Можно, конечно, заказать через Amazon и ждать три месяца, но а) фильм будет без перевода; б) далеко не все западные интернет-магазины принимают русские кредитные карты, и далеко не все банки выдают карты, которыми можно расплатиться на том же Amazon. То есть современный российский житель небольшого города живет в культурной изоляции. У него не то что нет доступа к западной культуре, у него даже нет нормального архива своей, родной культуры. Ситуация радикально меняется, как только у вас появляется интернет. У нас на трекере есть доступ к десяткам тысяч русских и западных фильмов, все они переведены на русский или хотя бы снабжены субтитрами. Вы можете скачивать западные сериалы, которые никогда не возьмут в прокат отечественные каналы (опять же, с переводом, которые сделали энтузиасты бесплатно). И еще один важный аспект: миллионы русских, которые не живут в России, получили доступ к своей родной культуре — они смотрят телесериалы и фильмы, которые не издаются в их странах. Ситуация порой доходит до абсурда: местные телеканалы скачивают фильмы с torrents.ru для того, чтобы показывать их по местному кабельному телевидению.
Новое устройство мира
F5: Вы говорите очень правильные и понятные вещи про культурную изоляцию, но послушайте: без музыкантов и режиссеров не будет никакой культуры, которую можно было бы скачать! А действия пиратов ставят под сомнение коммерческую состоятельность такого рода деятельности. Как с этим быть?
Магнус Эрикссон: С фильмами, я думаю, проблема состоит в том, что индустрия, которая долгое время жила в абсолютной монополии, испытывает сложности с адаптацией к новому устройству мира. Например, кинотеатры явно не были готовы к тому, что благодаря интернету и файлообмену люди узнают о фильмах гораздо раньше, чем это было 10-20 лет назад.
Torrents.ru: Действительно, мы многое сделали для пользователей и нам нужно подумать о создателях медиапродукции. С нашей стороны, мне кажется, мы нащупали способ достичь некоторого консенсуса между производителями и потребителями медиа. Это не универсальный способ, но он работает. Студии инвестируют и, понятно, рассчитывают вернуть деньги и получить прибыль. "Не проблема!" — говорим мы. Пока фильм идет в кинотеатре, мы будем удалять на него ссылки с трекера, чтобы у людей не было искушения скачать. За большой экран и хороший звук вполне можно заплатить $20. Но как только фильм выходит из проката, нам пытаются продать его на DVD за те же деньги. Худшего, замечу, качества и по явно завышенной цене. Причем цена эта складывается из участия в процессе огромного числа посредников, дистрибуторов и продавцов. В результате деньги получают совсем не те люди, которые сняли этот фильм. Существует огромная индустрия посредников, которая зарабатывает на продаже копий сомнительного качества. Спросите у любого участника трекера, готовы ли они заплатить $1-2 создателям фильма, который им понравился? Уверен, большинство ответит "да". А $1-2 — это как раз та сумма, которую получают авторы; все остальное идет посредникам. Поэтому, я думаю, зарабатывать надо на кино- и телепрокате. Через разумное время права на фильм должны переходить в общественное пользование, и это явно не 75 лет.
F5: К слову, многим кажется, что ваше сотрудничество с правообладателями — это пораженчество и проявление слабости.
Torrents.ru: Мы тут ничего нового не придумали — просто пошли по пути файловых хостингов вроде YouTube, Rapidshare и прочих. Если правообладателю не нравится ссылка на его данные, мы ее удалим. Этим мы решаем сразу много проблем: во-первых, далеко не все ссылки нарушают чьи-то права, а значит, их уже можно не удалять. Во-вторых, интернет большой, кому надо — скачает. На самом деле мы не ставим своей задачей разорить правообладателей — кто-то же должен снимать фильмы и писать программы и игры.
F5: Вот, кстати, про игры и программы. Есть люди, которые несколько лет делали игры на деньги, натурально, отложенные со школьных завтраков. Им прибыль нужна как никому.
Магнус Эрикссон: Игры за последнее время из индивидуального времяпрепровождения явно превратились в социальное. Поэтому там сейчас меняется коммерческая модель — нам больше не продают коробки, а продают подписку на сервер.
Torrents.ru: Я сам в игры не играю, однако могу наблюдать на форуме реакцию пользователей на общую ситуацию в этой сфере. Наиболее точно ее можно охарактеризовать, извините, так: впаривают дерьмо. Насмотревшись красочных трейлеров, пользователь приносит домой красивую коробку с игрой и вместо ожидаемого результата получает сырой недоделанный продукт крайне низкого качества, который даже близко не соответствует тому, что заявлено в описании и что он видел в трейлере. При этом пользователь часто не имеет возможности попробовать игру до покупки, он не может вернуть деньги. С другим софтом ситуация примерно аналогичная, особенно в случае с крупными компаниями, которые, пользуясь своим монопольным положением на рынке, попросту занимаются выкачиванием денег из пользователей. Существует масса примеров, когда пользователь, скачав и попробовав, например, пиратскую версию игры, идет и покупает лицензию. Потому что игра хорошо сделана, и он рассчитывает играть в нее не один день, хочет получать обновления и поддержку. Если цена не заоблачна, будьте уверены: пользователь пойдет и купит!
Магнус Эрикссон: А если мы говорим о независимых разработчиках, то для них неизвестность гораздо, гораздо хуже, чем популярность благодаря файлообмену. В большинстве культурных областей я вижу тренд, когда люди смотрят на скачивание как на начало взаимоотношений с покупателем, а не как на конец. Интернет — это не только и не столько новый канал дистрибуции, это место для построения новой бизнес-модели. Если вы сможете адаптировать и использовать эту возможность интернета, ваш бизнес станет только сильнее.
Краткая история обмена информацией в Сети
Первое поколение (Napster, Audiogalaxy)
Первые P2P-клиенты были бесконечно далеки от того, чем мы пользуемся сегодня. Набив в строке поиска заветную музыкальную композицию или фильм, вы надеялись, что они (целиком) найдутся у какого-то конкретного пользователя, после чего подключались к его компьютеру и начинали закачку. Это был натуральный обмен: вы видели имя и географическое положение обладателя нужной вам информации. Более того, вы могли вступить с ним в контакт (обычно это были мольбы вроде "пожалуйста, не отключайтесь!"). Роясь в mp3-библиотеке неизвестного вам человека из Нью-Йорка, вы практически шарили у него по карманам. Этот очень личный, почти интимный акт передачи отдельных файлов часто приводил к дружбе, а в отдельных случаях — даже к счастливым свадьбам.
Второе поколение (BitTorrent)
Торренты обезличили обмен информацией, но сделали его гораздо удобнее и быстрее. Скачав и открыв .torrent — маленький файл, вы доверяете работу по поиску конкретных обладателей нужного вам контента программе-клиенту и серверу. Подключившись к серверу, программа-клиент сама обшаривает интернет в поиске людей, которые раздают нужный вам фильм, и по кусочкам собирает их со всего мира. Скачав даже 100 Кбайт из 10 Гбайт, вы сами автоматически тоже становитесь участником раздачи — отдаете другим то, что уже успели найти. Эта прекрасная модель имеет единственный недостаток: ей нужен централизованный сервер, который при желании можно закрыть.
Третье поколение (magnet-ссылки)
Magnet-ссылки открывает любой популярный торрент-клиент (например, uTorrent), то есть внешне как будто ничего не изменилось — вам даже не понадобится другая программа. Но технология обмена информацией на самом деле совершенно другая.
Во-первых, magnet-ссылка не является файлом. А значит, некого схватить за руку и обвинить в распространении собственно торрентов. Magnet представляет собой строку, которая передает данные программе автоматически, без посредников в виде torrent-файлов. Во-вторых, поиск источников информации (пиров) осуществляется через так называемую децентрализованную сеть (DHT). Если раньше поиск проходил через трекер, для работы которого, в свою очередь, нужен был сервер, то теперь трекер (а вместе с ним и сервер) совершенно не требуются.
На данный момент The Pirate Bay (единственный файлообменный сервис, полностью перешедший на новую технологию) практически неуязвим для текущего законодательства: он не распространяет файлы и не имеет собственного трекера — The Pirate Bay просто не в чем обвинить. Судя по темпам, с которыми правообладатели закрывают традиционные трекеры, дуэт Magnet + DHT станет основой всех крупных пиратских ресурсов.
Написал Олег Ставицкий. Газета F5
4 часа 40 минуты назад
4 часа 48 минуты назад
5 часа 22 минуты назад
5 часа 50 минуты назад
6 часа назад
6 часа 27 минуты назад
10 часа 16 минуты назад
12 часа 13 минуты назад
15 часа 15 минуты назад
15 часа 34 минуты назад